Хрупкие, любимые и незаменимые

По крайней мере, один день в году каждый мужчина полностью посвящает женщинам – дарит им цветы, поднимает в их честь бокалы, произносит теплые поздравления. Этот светлый весенний праздник пронизан чувством искреннего преклонения и восхищения представительницами прекрасного пола. Хотя изначально он задумывался вовсе не как день прославления Прекрасной Дамы, а как праздник эмансипированной женщины-революционерки, прорвавшейся в мир «сильного» пола. Впрочем, сейчас о лозунгах Клары Цеткин мало кто помнит, в том числе и в Южной Осетии, где женщины всегда предпочитали доказывать свое равноправие активным участием практически во всех сферах жизни общества.

Эта особенность общественного уклада осетин и их предков, уходящая своими корнями далеко в прошлое, всегда привлекала внимание путешественников и исследователей. Во времена, когда даже в центрах античной цивилизации господствовали патриархальные нравы, обуславливавшие второстепенную роль женщины в обществе, воинственная массагетская царица Томирис водила свою армию в бой против персидских завоевателей, обезглавив дотоле непобедимого царя Персии Кира. Еще большую роль женщины играли в сарматском обществе. Сарматки наравне с мужчинами принимали участие в битвах, охоте и других традиционно мужских занятиях, породивших легенды об амазонках, обитавших на Кавказе.

Греческие историки, удивленные таким равноправием женщин в сарматском обществе, прозвали сарматов «женоуправляемыми». Отголоски этой эпохи можно найти и в нартовских сказаниях, где содержатся упоминания о девичьем войске, в трудную минуту пришедшем на помощь нартам. В исторических источниках сообщается еще об одной воительнице – царице алан Амаге, мудрой Сатиник и многих других.

По признанию многочисленных путешественников и ученых, посещавших Осетию в 17-19 вв., осетины отличались от других кавказских народов своим рыцарским отношением к прекрасной половине. Женщина в Осетии пользовалась почетом и уважением, ее положение в обществе было четко закреплено в неписаном своде правил и морально-этических норм – æгьдау. Наибольшее количество этикетных норм было связано именно с женщиной. Большим позором считалось рукоприкладство по отношению к женщине, оскорбление и унижение ее в какой бы то ни было форме. Одно появление женщины останавливало и прекращало кровопролитие. Самые непримиримые враги прекращали сражение, если женщина, сняв платок, бросала его между ними. Кроме того, на женщину не распространялась кровная месть.

Особенным уважением пользовалась старейшая среди женщин – æфсин. Ее появление в обществе поднимало на ноги всех мужчин младше нее. Æфсин являлась не только руководительницей женских работ, но и хозяйкой кладовой, где хранились все запасы продуктов питания семьи. Роль æфсин нашла свое яркое выражение в образе знаменитой Шатаны. Как отмечают исследователи, идея почитания женщины красной нитью проходит через весь осетинский нартовский эпос.

Женщины современной Осетии унаследовали черты характера своих предшественниц – воительниц-сарматок. Поэтому всякий раз, когда для Осетии наступали трудные времена, «слабый» пол без колебаний брался за решение самых сложных государственных задач, отстаивая свободу и независимость Родины. Трудно оспорить тот факт, что далеко не во всех кавказских обществах женщины принимали столь активное и зачастую судьбоносное участие в политической жизни своей страны.

Сказанное в полной мере относится к национально-освободительной борьбе 19-го – начала 20-го века. Еще более массовым стало участие «слабой» половины Осетии в новом этапе национально-освободительного движения, развернувшегося во второй половине 80-х годов. Женщины Южной Осетии оказались в авангарде борьбы за спасение осетинского языка, наиболее активным ядром движения «Адæмон Ныхас» были именно они. После начала грузинской агрессии осетинские женщины организуют многочисленные акции и митинги протеста, которые проходили в самой Южной Осетии, в Москве и в других городах России.

После ввода миротворческих сил, когда на земле Южной Осетии наступило временное затишье, перед республикой остро встала проблема выживания в условиях блокады и на фоне колоссальных разрушений, причиненных агрессией. И на этот раз в авангарде борьбы за выживание вновь оказались хрупкие женщины Южной Осетии, составившие костяк зарождавшегося тогда предпринимательства, упорным трудом в крайне неблагоприятных условиях добывая пропитание своим семьям и пополняя бюджет республики.

Не менее весомой оказалась роль слабого пола в деятельности общественных организаций РЮО, где они чаще всего проявляют больше инициативы и организаторских способностей.

В сфере искусства и науки осетинские женщины также наступают сильному полу на пятки. В звездном калейдоскопе деятелей науки и культуры Осетии достойное место занимают такие имена, как композитор Жанна Плиева, первая в мире женщина-дирижер Вероника Дударова, пианистка Злата Чочиева, профессор МГУ Алеся Джиоева. И это далеко не полный список. Неоценимы заслуги первого кандидата химических наук среди женщин Южной Осетии Юлии Габараевой. Ее имя останется в истории не только благодаря открытию нового соединения в органической химии, но прежде всего из-за роли, которую она сыграла в недопущении строительства мышьякового завода в непосредственной близости от города Цхинвала. И это несмотря на репрессии со стороны тбилисского ЦК.

В этом бесконечном списке нельзя не упомянуть о скромных преподавателях, воспитателях детских садов, подавляющее большинство среди которых составляют именно женщины. Несмотря на трудности военной и поствоенной ситуации, они выполняют крайне важную задачу. Их вклад еще предстоит оценить последующим поколениям. События 1989-92 гг., а также 2004-2008 гг. в полной мере высветили самоотверженность женщин-медиков Южной Осетии. В те незабываемые пять дней кровавого августа 2008 года наши женщины-врачи и медсестры оставались на рабочих местах в подвале больницы, оказывая раненым посильную помощь.

И, конечно же, было бы несправедливым не сказать о роли «слабой» половины, которую она сыграла и играет в политической жизни нашего общества, несмотря на то, что в целом участие женщин в органах управления и государственной власти не является доминирующим. В данном случае важен не только традиционный аспект. По современным гендерным стандартам продвижение женщины во власть рассматривается как инструмент стабильного и устойчивого развития общества, поскольку равноправие мужчин и женщин изменяет приоритеты государственной политики и жизнь страны в целом. По статистике, в странах, где женщин меньше 20 или 30 процентов в представительных органах власти, власть хуже справляется с социальными проблемами, социальная защита населения оставляет желать лучшего. Поэтому современное понятие демократического устройства государства включает в себя очень важную составляющую – полное равноправие женщин вплоть до паритета с мужчинами в правительстве, в парламенте и во всех институтах государства, которые обеспечивают социальную справедливость и стабильность в обществе.

Аслан ТЕДЕЕВ