20 июня в истории национально-освободительного движения Южной Осетии отмечено трагической датой. В этот день в 1920 году были расстреляны 13 участников повстанческого движения. В хронике событий тех лет, описываемой в исторической литературе, их еще называют коммунарами.
8 июня 1920 года отряды осетинских повстанцев освобождают г.Цхинвал от грузинских войск, оккупировавших столицу Южной Осетии с осени 1919 года. Провозглашается власть Советов и декларируется союз с Россией.
Обеспокоенные перспективой потерять регион, власти Грузии спешно перебрасывают войска к Цхинвалу. 12 июня начинается наступление меньшевистской гвардии на город. Под натиском превосходящих сил противника повстанцы вынуждены были отступить в горы. Вместе с ними стало уходить и мирное осетинское население. Сперва оно бежало из Цхинвала и окрестных сел, а после люди покинули практически все населенные пункты Южной Осетии. Осетины спасались от массовых убийств и грабежей, которые творили грузинские гвардейцы на всем пространстве от г.Цхинвала до самой окраинной осетинской деревни Рук.
Расстрел 13 коммунаров в исторической памяти южных осетин стоит в одном с другими преступлениями грузинского национализма и шовинизма ряду – убийством беженцев на дороге у селения Зар и мученической смертью осетин в селении Еред. И хотя и в 20-х, и в 90-х годах прошлого века происходили тысячи других преступлений против нашего народа, именно эти события стали теми узелками национальной памяти, которые не дают нам забывать о преступниках и жертвах.
ПУТЬ НА ГОЛГОФУ
В плен к грузинским гвардейцам повстанцы попали в ходе боев за Цхинвал и осетинские села. После формального военно-полевого суда все они были приговорены к расстрелу. В три часа ночи 20 июня 1920 года пленных вывели из подвала дома, где они провели целую неделю. Под конвоем они прошли на возвышенность над Цхинвалом, где им был зачитан приговор. Коммунары были поставлены в две шеренги, на расстоянии 25 шагов от расстрельной команды. Один из них, Андрей Джиоев, обратился с речью к своим палачам, призывая их не совершать преступления. Он же был убит первым. Расстрельная команда дала залп. Врач, присутствовавший при казни, сделал беглый осмотр и заявил, что часть коммунаров еще жива. После этого людей стали добивать одиночными выстрелами.
Всего было убито 13 человек: Валиев Данил Николаевич, Валиев Николай Арчилович, Цховребов Кишил Зурабович, Котолов Николай Давидович, Джиоев Андрей Габиевич, Ходов Пашка Давидович, Гобозов Соско Леванович, Тедеев Иван Ражденович, Цховребов Тотыр Дуриевич, Дзеранов Буту Гаврилович, Гиголаев Резо Давидович, Гиголаев Саша Николаевич, Кумаритов Гиго Александрович.
У каждого из них был свой путь на Голгофу.
Андрей Джиоев родился в 1894 году в селении Жриа Дзауского района. В г.Гори окончил духовную семинарию, а после Тифлисское сельскохозяйственное училище. Работал учителем. В отряде повстанцев был командиром пулеметной роты.
Николай Котолов был односельчанином А.Джиоева, родился в 1896 году, являлся участником Первой мировой войны. Во время событий июня 1920 года принимал активное участие в боях вместе со своим братом Григорием Котоловым.
Тотыр Цховребов был одним из ветеранов революционного движения, начиная с 1905 года. Уже во время восстания 1918 года он находился в розыске меньшевистскими властями. Родился Т.Цховребов в 1883 году в селении Шихантур Дзауского района. Участвовал в боях на полях Первой мировой войны. В плен к грузинским народогвардейцам попал 13 июня.
Еще одним ветераном революционного движения был Кишыл Цховребов, уроженец селения Цорбис Знаурского района, 1884 года рождения. Свое первое боевое крещение он получил во время восстания в г.Сачхере в Западной Грузии, где воевал в составе отряда Исака Харебова. В этом же отряде воевал еще один из коммунаров, уроженец селения Корнис Иван Тедеев.
В дни июньских боев смелым бойцом показал себя Давид Валиев, уроженец селения Сарабук. Он родился в 1894 году в семье бедного крестьянина, в 1915 году был призван на Кавказский фронт. В марте 1918 года вступил в партизанский отряд.
Самым молодым из расстрелянных повстанцев был Николай Валиев, в этот год ему исполнилось 17 лет. Но опыт вооруженной борьбы у него уже был. Еще в июне 1918 года, когда ему было всего 15 лет, он уже был в составе отряда Исака Харебова в боях у г.Сачхере в Западной Грузии, куда отряд прибыл на помощь грузинским революционерам. Боевой опыт имел и Соско Гобозов, принимавший участие в боях на Кавказском фронте. Родился он в с. Елтура Цхинвальского района.
Красный партизан Буту Дзеранов был уроженцем селения Мзиу Дзауского района, где родился в 1890 году. Он организовал партизанский отряд из молодежи в своем селении. Когда в 1919 году грузинские меньшевистские войска продвигались к селению Дзау, он вместе со своими друзьями устроил засаду и задержал продвижение противника. Попал в плен при обороне родного села.
Большевики Резо и Саша Гиголаевы попали в плен к меньшевикам 13 июня. Резо и Саша были выходцами из с. Снек Цхинвальского района. Резо родился в 1888 году. На фронте дослужился до звания фельдфебеля. По своей молодости Саша на фронт не попал, но участвовал активно в боевых действиях в составе повстанческого отряда в Южной Осетии.
Коммунар Гиго Кумаритов родился в 1881 году в с. Кохат Цхинвальского района. Принимал участие в восстании 1918 года. Попал в плен, когда прикрывал отход беженцев у Гудисского перевала.
Тринадцатый коммунар Пашка Ходов родился в с. Гудис Цхинвальского района в 1898 году. Активный участник революционных событий 1918-1919 годов, в июне 1920 года был назначен командиром отделения партизанского отряда.
Необходимо отметить, что плененных повстанцев было больше. Но некоторым удалось избежать расстрела. Трое из арестованных повстанцев Г.Бибилов, Г.Мамитов и В.Гучмазов сумели разоружить конвоиров, когда их вели на допрос, и скрылись в переулках Цхинвала.
СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ
Сегодня о событиях 1920 года напоминает название одной из центральных улиц Цхинвала – ул. 8 Июня. О героической гибели повстанцев – ул.13 Коммунаров, соединяющая правобережную и левобережную части столицы Республики. Не все наверное знают, что мосту через р.Лиахва, (Новый мост), введенному в эксплуатацию в 1961 году, тогда присвоили имя 13 Коммунаров.
Но главным символом преступления грузинских меньшевиков является обелиск, затерявшийся среди могил городского кладбища. Именно сюда приходят представители политических партий и пионерских организаций, чтобы привести его в порядок и возложить цветы в память о погибших патриотах. Однако это происходит раз в году, а в доступном восприятии визуальных символов, напоминающих о событиях тех лет, не имеется.
Нельзя сказать, что память о событиях лета 1920 года в Южной Осетии была затенена. Другое дело, что все преступления против человечности того времени подавались исключительно как результат действий меньшевистского правительства Грузии. И ни одного положения о националистическом содержании политики властей Тифлиса того периода. Более того, в некоторых трудах зачастую акцентировалось внимание на членстве осетин в рядах грузинской меньшевистской партии, чтобы таким образом придать геноциду политическую, а не националистическую окраску. Но народная память сохранила ясное понимание характера преступлений против южных осетин – геноцид.
В 1930 году, в десятую годовщину геноцида южных осетин, на дом, где содержались коммунары, повесили табличку с указанием на то, что здесь будет сооружен мемориал. Однако вскоре началась борьба с национализмом, а память о событиях 1920 года стала неудобной датой в деле построения нового государства. Новая советская жизнь строилась братской семьей народов и межэтнические противоречия, даже если они и были в прошлом, не должны были омрачать светлое будущее.
Лишь во время политической оттепели на городском кладбище был возведен обелиск в память о расстрелянных повстанцах.
В 1970 году, когда наступила очередная годовщина событий 1920 года, власти установили мраморный куб в сквере у церкви Рождества Пресвятой Богородицы. На камне была прикреплена табличка с указанием на то, что на этом месте будет возведен памятник жертвам грузинского вторжения. Сейчас эта каменная глыба сиротливо белеет у восточного выхода из сквера.
Получилось так, что память о геноциде южных осетин сконцентрирована именно на расстреле коммунаров. В школьные годы мне довелось участвовать в памятных акциях, которые приурочивались к этому дню. Каждый год 20 июня школьники Цхинвала с самодельными факелами устраивали шествие к памятнику 13 Коммунаров. Это была завораживающая картина – длинные колонны в ночи, подобно горящей реке, поднимались из города на Згудерскую возвышенность, где расположен обелиск в память о расстрелянных патриотах.
В Республике сегодня действует государственная комиссия по мемориализации событий геноцида 1920 года. На днях в Министерстве культуры страны была проведена встреча с руководителями СМИ, где обсуждались перспективные мероприятия к столетию геноцида, которое будет отмечаться в 2020 году. Отдельно хочется отметить исследовательскую работу, которую проводит историк Константин Пухаев, и которая должна увенчаться изданием полномасштабного труда по геноциду южных осетин 1920 года.
Столетие геноцида осетинского народа 1920 года должно быть отмечено на должном уровне и получить международный резонанс.
Р. КУЛУМБЕГОВ