Чуть больше года назад в Республике Южная Осетия были предприняты серьезные шаги по совершенствованию структур исполнительной власти, отвечающих за государственную информационно-издательскую политику. В частности, Указом Президента Республики Южная Осетия Леонида Тибилова от 14 марта 2013 года произошла реорганизация Государственного комитета информации, связи и массовых коммуникаций Республики Южная Осетия путем разделения его на Комитет связи и массовых коммуникаций Республики Южная Осетия и Государственный комитет информации и печати Республики Южная Осетия (далее – ГКИП). 11 апреля 2013 года были утверждены Положение и структура ГКИП, а 23 июля 2013 года – разделительный баланс и определена ведомственная принадлежность структурных подразделений, до реорганизации подведомственных Государственному комитету информации, связи и массовых коммуникаций РЮО.
Таким образом, и фактически, и с правовой точки зрения ГКИП получил возможность функционировать как полноценное государственное ведомство только с 23 июля прошлого года.
Гораздо больше времени и сил ушло на решение вопросов, связанных с процессом формирования Госкомитета, а также организационно-структурных и материально-технических проблем. Все пришлось начинать практически с нуля.
Многие проблемы, с которыми мы сталкивались за прошедший период, удалось решить в первую очередь благодаря поддержке и деятельному участию Президента РЮО. Администрации Президента РЮО также способствовала улучшению материально-технического оснащения Госкомитета информации и печати, оказывала поддержку в проведении наших мероприятий.
Вместе с тем, все еще нерешенным остается целый комплекс вопросов, что оказывает весьма негативное влияние на эффективность деятельности Госкомитета. В частности, у нашего ведомства до сих пор нет своего постоянного места нахождения, а это не позволяет создать его сотрудникам приемлемых условий для полноценной работы. Только сейчас сдвинулось с мертвой точки решение проблемы с автотранспортом для Госкомитета. Оставляет желать лучшего и техническая оснащенность ГКИП. Большая часть аппаратуры, которой мы пользуемся, давно уже пережила все сроки эксплуатации и подлежит списанию. Опять же при поддержке Президента удалось недавно обеспечить, наконец, Госкомитету приемлемый доступ к Интернету…
Но это – лишь небольшая и самая легко решаемая часть того комплекса проблем, которые есть в информационной сфере в целом, и неурегулированность которых непосредственно и не самым лучшим образом сказывается на эффективности работы нашей системы.
С сожалением замечу, что, возможно, сегодня мы бы меньше говорили о своих проблемах, если бы хотя бы часть наших предложений была учтена при подготовке госбюджета на текущий год. Но, как говорится, история не терпит сослагательного наклонения…
Впрочем, ценно в данном случае, в первую очередь, то, что в вопросе совершенствования информационной сферы мы имеем полное понимание и поддержку со стороны Президента РЮО, а потому у меня нет сомнений в положительном решении существующих проблем в разумные сроки. И я бы вообще не стал акцентировать внимание на них, если бы не было необходимости напомнить некоторым чиновникам, любящим высказывать безосновательные упреки в адрес Госкомитета и информационной системы, об условиях, в которых нам приходится осуществлять свою деятельность. Кое-кто из них до сих пор, судя по всему, не понимает, что в том информационном мире, в котором мы сейчас живем, именно максимально широкий доступ к информационным технологиям является основной составляющей успеха! Неважно, идет речь о карьере отдельного индивидуума или о процессе построения государства.
Будучи реалистом, прекрасно понимаю, что темпы реформирования нашей системы напрямую зависят от более чем ограниченных возможностей государства. Именно поэтому еще в первом своем выступлении после назначения председателем Госкомитета я честно и откровенно предупреждал, что не надо ждать никаких чудес; что проблемы в нашей сфере накапливались годами и решение их требует немалого времени и сил; что для проведения реформ необходима серьезная подготовительная работа. Потому что, к сожалению, ни у кого из нас нет волшебной бороды старика Хоттабыча и даже джинна, который исполнит хотя бы три желания.
Тем не менее, несмотря на имеющиеся проблемы, Государственному комитету информации и печати за прошедший период удалось внести определенные улучшения в систему управления и координации деятельности государственных средств массовой информации, а также наладить систематическое взаимодействие представителей органов государственной власти с республиканскими и зарубежными средствами массовой информации.
Здесь хотелось бы напомнить о том информационном фоне, в условиях которого начал свою деятельность ГКИП. В ряде СМИ постоянно звучала необоснованная критика тех шагов, которые предпринимало руководство Республики, а также обвинения в «информационной закрытости» власти. Именно поэтому одной из главных задач, поставленных Президентом РЮО в своем прошлогоднем Послании перед только что созданным Госкомитетом, стало создание механизма максимальной открытости власти для общества и СМИ.
Одной из составляющих этого механизма стал проект «Открытое Правительство», в рамках которого была проведена серия пресс-конференций и пресс-туров во все районы Республики. Всего за указанный период прошло около 25 пресс-конференций с руководителями министерств и ведомств и четыре выездных пресс-тура. Также в день работников осетинских СМИ ГКИП совместно с Администрацией Президента РФ и Администрацией Президента Республики Южная Осетия был организован пресс-тур по Республике для российских журналистов.
Данный проект, несколько приостановленный в связи с парламентскими выборами, продолжится в ближайшее время, как только будет согласован график участия в этих мероприятиях руководителей органов власти. Причем, информация о том, кто из представителей власти и когда будет на наших пресс-конференциях, будет опубликована заранее, чтобы не только журналисты, но и другие граждане Республики имели возможность задать свои вопросы чиновникам.
Кроме того, к пятой годовщине признания Россией независимости Южной Осетии ГКИП приурочил международную политологическую конференцию «Августовская агрессия Грузии и признание Российской Федерацией независимости Южной Осетии и Абхазии: геополитические последствия, уроки и выводы». В ней приняли участие ученые, дипломаты, эксперты, представители НПО и международных организаций Южной Осетии, России, Абхазии, Приднестровья, Нагорного Карабаха.
Проведение указанных и ряда других мероприятий способствовало заполнению того информационного вакуума, который имел место в отношении РЮО во внешнем медиа-пространстве, а также решению задачи о максимальной открытости власти, поставленной Президентом Республики Южная Осетия в своем Послании народу и Парламенту. Во многом именно в результате деятельности Госкомитета произошло ослабление общего негативного внешнего информационного фона и практически не осталось почвы для еще недавно постоянно звучавших обвинений в «информационной закрытости» власти.
В нормативно-правовой сфере основное внимание ГКИП уделил разработке новой редакции Закона «О средствах массовой информации Республики Южная Осетия». Указанный законопроект готов, прошел все необходимые экспертизы и отправлен в Правительство Республики Южная Осетия. Готовится также ряд других нормативно-правовых актов.
Подходит к концу и подготовка проекта Концепции государственной информационной политики, основными приоритетами которой являются создание современной, более оперативной информационной системы и совершенствование материально-технической базы государственных СМИ. В ближайшее время проект Концепции будет вынесен на обсуждение и утверждение. Важную роль в документе займет внешняя информационная политика Республики, в первую очередь – создание положительного имиджа Южной Осетии.
В настоящее время ГКИП также ведется работа по приведению правового статуса подведомственных Госкомитету структур в соответствие с действующим законодательством. Нами также подготовлены предложения нормативно-правового характера, которые позволили бы устранить некоторый дисбаланс в информационной системе и сформировать более четкий механизм координации Госкомитетом деятельности информационных структур органов государственной власти.
Здесь я бы хотел особо подчеркнуть, что вся это весьма трудоемкая работа, которая не ограничивается, как думают некоторые, только написанием правильных проектов. Потому что одновременно с этим необходимо было продумать и механизм их реализации, возможные позитивные и негативные результаты и последствия.
Касаясь других сторон деятельности ГКИП, отмечу, что впервые за последние годы разработан четкий механизм регистрации газет, что не могло не сказаться положительным образом на формировании негосударственного сектора информационной системы Республики. Достаточно сказать, что за год работы Госкомитетом зарегистрированы восемь новых негосударственных газет и журналов – больше, чем за предыдущие 20 лет.
ГКИП провел также несколько презентаций книг югоосетинских писателей, а также российских экспертов – Владимира Захарова и Андрея Арешева «Признание Южной Осетии и Абхазии. Политико-правовые аспекты», Михаила Чернова «Осетия. Рождение большой мечты».
Положительной динамикой в своей работе отметились государственные средства массовой информации, что не в последнюю очередь, стало результатом известных кадровых решений. Расширилась сетка вещания Государственной телерадиокомпании «Ир», улучшилось качество информационных программ, появилась целая серия новых телерадиопередач. В газетных публикациях и телерадиопередачах стало больше критических материалов, поднимающих проблемы внутриполитической и общественной жизни Республики. Нередко материалы государственных СМИ становились предметом обсуждения на правительственном уровне, как на заседаниях, так и в «кулуарном» формате. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что республиканские СМИ делают серьезные шаги для возвращения масс-медиа неофициального звания «четвертой власти».
В целях дальнейшего усовершенствования информационной системы Республики Южная Осетия и укрепления имиджа нашей страны за рубежом Госкомитетом подготовлены проекты по созданию двух новых государственных СМИ – Государственного информационного агентства «Южная Осетия сегодня» и Международного аналитического журнала «Цхинвал. Республика Южная Осетия». Также подготовлен проект детского журнала на осетинском языке. Надеемся, что при разработке проекта госбюджета на 2015 год на реализацию этих проектов будут выделены соответствующие средства.
Необходимо отметить работу Госкомитета информации и печати РЮО, проводимую и в вопросе книгоиздательства. Данная отрасль на протяжении последних 19 лет была фактически парализована и запущена. Начатая в 2010 году работа по реанимированию сферы книгоиздательства была успешно продолжена в 2013-14 гг. Больше внимания стало уделяться содержанию и качеству выпускаемой продукции, осуществляется поддержка национальных авторов…
По утвержденному Правительством издательскому плану ГКИП в 2013 году было выпущено 12 наименований книг разного формата и направленности: художественная литература, научная литература, детская литература, поэзия, фотоальбомы – всего на сумму 2 654 000 руб. Стоит также отметить, что книги преимущественно издаются на осетинском языке.
В свою очередь 15 наименований книг на сумму 1 153 376 руб. выпустило республиканское Производственно-полиграфическое объединение (ППО). Кроме того, для Министерства образования ППО выпущено 15 наименований книг, из них – 4 учебника осетинского языка и литературы, на общую сумму 1724746 руб. В 2014-2015 годы ППО планирует переоснащение оборудования для качественного улучшения уровня полиграфического исполнения, что позволит избавиться от трудоемкого ручного труда и перейти на автоматизированный процесс производства.
Ведется работа и над несколькими национальными издательскими проектами. В частности, впервые в истории двух Осетий под грифом Государственного комитета информации и печати РЮО готовится Антология осетинской литературы (на осетинском языке), что, несомненно, станет знаковым событием в культурной жизни осетинского народа за последние десятилетия.
Что касается международного сотрудничества, то в августе 2013 года было подписано соглашение о сотрудничестве между Государственным Комитетом информации и печати РЮО и Информационным телеграфным агентством России ИТАР-ТАСС. Также налажено сотрудничество с российской международной телекомпанией «RT», другими печатными и сетевыми СМИ.
На завершающей стадии находится работа по созданию официального интернет-портала Республики Южная Осетия. Этот важный сетевой проект осуществляется совместно с «RT», а презентация его состоится уже в текущем году.
В целом Госкомитетом ведется постоянная работа по налаживанию процесса освещения югоосетинской проблематики российскими СМИ и взаимодействию журналистов наших стран. Нам важно, чтобы максимально большое количество российских и других зарубежных СМИ имели здесь своих собкорров и писали материалы непосредственно с места событий, а не из-за пределов Республики, чтобы материалы не носили предвзятый или заказной характер.
Особое внимание в сфере международного сотрудничества уделяется, естественно, вопросам интеграции Севера и Юга Осетии. У нас активно налаживаются постоянные контакты с информационными структурами РСО-Алания. Результатом этого процесса, в частности, стало подписание «Меморандума о сотрудничестве между средствами массовой информации Республики Южная Осетия и Республики Северная Осетия-Алания в сфере реализации информационной политики». Данный документ основан на «Соглашении между Правительствами Республики Южная Осетия и Республики Северная Осетия-Алания (Российская Федерация) о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве» от 27.11.2014 г., подписанном Президентом РЮО Л.Тибиловым и Главой РСО-Алания Т.Мамсуровым. Меморандум, уверен, станет тем базисом, который позволит интенсифицировать интеграционные связи между нашими СМИ и будет содействовать укреплению единого национального информационного пространства.
В целом Государственным комитетом информации и печати Республики Южная Осетия за весьма короткий временной отрезок проведена достаточно серьезная работа по улучшению и реорганизации национальной информационно-издательской системы. Вместе с тем, остается немало недочетов, устранение которых требует больше времени и непосредственно связано с решением организационно-структурных, финансовых и материально-технических проблем. Устранение этих проблем и формирование современной и эффективной информационной системы и являются основными задачами Государственного комитета информации и печати.
Вячеслав ГОБОЗОВ, председатель Государственного комитета информации и печати РЮО