Евразийский союз – новый этап интеграции

27 ноября в офисе Юго-Осетинского филиала Фонда развития «Институт Евразийских Исследований» состоялся круглый стол, где обсуждались пути интеграции в Евразийский союз РЮО. Круглый стол определил подходы, средства и методы сотрудничества Республики Южная Осетия с Евразийским союзом на ближайшую и отдаленную перспективы.

Модератором круглого стола, собравшего представителей законодательной и исполнительной ветвей власти, а также студенческой молодежи и общественности, выступила председатель городского отделения РПП «Единство» Элеонора Бедоева. Она предоставила слово генеральному директору филиала «Института евразийских исследований» Зурабу Кокоеву. Он отметил, что проведение круглого стола обусловлено многими факторами, происходящими на международной арене за последние несколько лет. Речь шла о создании Таможенного союза, а затем и Евразийского союза между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь.

«Создание этих союзов обусловлено веяниями современного мира, необходимостью разработать новую систему, перейти на новый уровень интеграции стран СНГ. Сегодняшние реалии показывают, что необходимо расширять сотрудничество между странами, имеющими добрососедские отношения, главным образом, для улучшения жизни населения, а также для развития экономики и обороноспособности. Ярким примером позитивных изменений служит улучшение положения в области экономики после подписания договора о Таможенном союзе. Что касается Евразийского союза, то это более глобальное сотрудничество. В этом свете вполне для нас очевидна выгода вступления в Евразийский союз Республики Южная Осетия», – подчеркнул З.Кокоев. Он напомнил, что в 2008 году между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией был подписан большой договор о дружбе и сотрудничестве. Немало соглашений подписано между министерствами и ведомствами. Перспектива вступления в Евразийский союз даст немало возможностей для практической реализации данных договоров. Зураб Ревазович обратил внимание на то, что, учитывая сложную ситуацию, которая сложилась сегодня в некоторых странах Европы, Евразийский союз может стать способом их недопущения.

Евразийский союз, в случае выбора стратегии его строительства, способен стать субъектом мирового значения, изменяющим привычные границы сегодняшних реалий. Евразийский союз по аналогии с Евросоюзом будет единым экономическим пространством, в котором миграционные и пограничные барьеры будут слиты. Соответственно, любой гражданин, входящий в союз стран сможет пользоваться этими привилегиями.

Евразийский союз (ЕАС) – проект конфедеративного союза суверенных государств с единым политическим, экономическим, военным и таможенным пространством, предполагаемого к созданию на базе союза России, Казахстана, Беларуси и соответствующих отраслевых тесных интеграционных структур СНГ – Евра АЗЕС, ЕЕП, ОДКБ, Таможенного союза.

19 октября 2011 г. главы РФ, Беларуси и Казахстана приняли решение о присоединении Киргизии к Таможенному союзу, а уже с 1 января 2012 г. на территории трех стран – участниц таможенного союза начало действовать Единое экономическое пространство. Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

Вслед за созданием Таможенного союза и формированием ЕЭП государства-партнеры намерены приступить к созданию наднационального Евразийского Парламента.

Таможенный союз был создан в 2010 г., а к 1 января 2012 г. начало действовать Единое экономическое пространство. После подписания декларации о Евразийской интеграции лидерами трех стран 18 ноября 2011 г. была создана Евразийская экономическая комиссия, которую возглавляет Виктор Христенко. Согласно проекту предполагается формирование «ряда наднациональных органов».

Внешним органом политического руководства станет Совет глав республик и глав правительств ЕАС. Внешним консультативно-совещательным органом Союза станет Парламент ЕАС. Будет создан Совет министров иностранных дел, межгосударственный исполнительный комитет, советы по образованию, культуре, науке. Будут совместно решаться экономические вопросы. Вопросы обороны предполагают создание единого оборонного пространства, формирования коллективных вооруженных сил ЕАС и др. Большая роль будет отводиться увеличению благосостояния народов стран ЕАС, благодаря   снижению цен на продукты и увеличению занятости населения.

Евразийскому союзу большое значение уделяют и в российской политической партии «Единая Россия». В рамках XIII съезда «Единой России» прошел межпартийный круглый стол на тему: «Евразийский проект. Интеграционные объединения как фактор обеспечения стабильности развития», где приняли участие представители политических партий СНГ, Восточной Европы, Китая, и др. На которой, открывая дискуссию, руководитель федерального агентства «Россотрудничество» Константин Косачев заявил, что проект Евразийского союза относится к последним интернациональным проектам Российской внешней политики.

29 июня 2012 г. в Казани состоялась международная конференция «Евразийский союз: амбиции, проблемы, перспективы», опять-таки при поддержке «Россотрудничества».

3 декабря в Санкт-Петербурге при поддержке «Россотрудничества», «Единая Россия» и Совет Федерации проводят международный форум «Евразийская интеграция в XXI веке».

Завершая свое выступление Зураб Кокоев отметил, что в настоящее время перед РЮО стоят большие задачи по укреплению и восстановлению экономики, всей инфраструктуры в целом. Встреча парламентариев РЮО со спикером Госдумы С.Е. Нарышкиным и состоявшийся официальный визит Президента РЮО Л.Х. Тибилова в РФ, а также прошедшие переговоры с Президентом РФ В.В.Путиным в перспективе дают возможность вхождения нашей республики как в Евразийский союз, так и в другие объединения.

Депутат Парламента Геннадий Кокоев напомнил участникам круглого стола, что согласно детализированному проекту президента Казахстана Нурсултана Назарбаева предполагалось, что вначале в Евразийский Союз войдут пять республик бывшего СССР: Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан. В дальнейшем к Союзу могли присоединиться другие государства – Армения, Узбекистан, а также, возможно, частично признанные государства – Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Нагорно-Карабахская Республика. Такая перспектива дает Южной Осетии действенные рычаги развития экономики. Он отметил, что единое экономическое пространство сегодня – это колоссальный рынок с громадным числом потребителей, с унифицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы. Принципиально важно, что ЕЭП базируется на согласованных действиях в ключевых институциональных областях – в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере технических регламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий. На единой визовой и миграционной политике, что позволит снять пограничный контроль на внутренних границах. Г.Кокоев подчеркнул, что необходимо самой Южной Осетии создать необходимые предпосылки для вхождения в Евразийский союз.

Интересные идеи относительно участия Южной Осетии в глобальной политике высказал советник президента Константин Кочиев: «Вопрос заключается в том, как соотнести концепции в отношении формирования постсоветского пространства, которые существуют на Западе с теми, которые возникают в государствах бывшего Советского Союза? Запад ведет интенсивные поиски коридоров поставок сырья в обход РФ и в этой связи появляются различные конструкции в виде «восточного партнерства» и т.п., которые работают с переменным успехом. Некоторые из бывших союзных республик с энтузиазмом поддерживают такие идеи.

Что касается нас, с симпатией относящихся к идее Евразийского союза, то мы должны обратить внимание на тот факт, что в настоящее время наличие транспортного коридора обладает большим потенциалом, чем даже наличие сырьевой базы. Мало иметь на своей территории ресурсы (нефть, газ, уран и др. ценные запасы) важно, чтобы их можно было доставить до потребителя. Поэтому не удивительно, что Казахстан в лице Назарбаева инициировал в свое время создание Евразийского союза.

В перспективе говоря о большом Евразийском союзе, в него с большой долей вероятности войдут другие страны, которые находятся в дружественных экономических отношениях с РФ, каким, к примеру, является Иран, имеющий выход к Индийскому океану. Греция также может влиться в эту конструкцию из соображений своей экономической и оборонной безопасности.

Что же касается Южной Осетии, то мы, являясь маленькой страной, находимся на территории, которая может служить транспортным коридором между Северным и Южным Кавказом. Через РЮО проходит самая удобная транспортная артерия, пересекающая Кавказский хребет. Этот факт может иметь очень большое значение в перспективе».

Заместитель председателя Парламента Мира Цховребова подчеркнула, что в глобальном раскладе государств у каждой страны есть своя роль. «Мы, возможно, в этой связи не до конца понимаем значение РЮО.

Единственное государство, на которое мы можем опираться во всех случаях – это Россия. РФ продолжает свою историческую роль собирательницы народов. Во всей российской истории нового времени мы можем пронаблюдать эту тенденцию. Создавая новый Евразийский союз РФ продолжает собирание народов, и если нам предложат стать его членами, то для нас это в определенной мере станет спасением и наилучшим выходом со всеми вытекающими торгово-экономически-ми выгодами. Если мы будем вовлечены в Евразийский союз, то мы обеспечим себя надежной защитой и в политическом и экономическом плане. Но главное – в рамках Евразийского союза будет обеспечена наша национальная безопасность, – подчеркнула Мира Цховребова.  

В обсуждении этой новой темы для общественности Южной Осетии в дискуссии за круглым столом активное участие принимали также депутаты Амиран Дьяконов, Мелитон Казиты, Вадим Цховребов, также руководитель регионального представительства «Россотрудничества» в РЮО Михаил Степанов. Они с большим интересом восприняли предложенную тему обсуждения и высказывали свое оригинальное видение путей продвижения Южной Осетии в глобальном политико-экономическом пространстве и единодушно обозначили положительные стороны нового этапа интеграции в Евразийский союз.

З. КОКОЕВА