Еще раз о ценниках

Порой, зайдя в торговый объект, мы становимся свидетелями того, как тот или иной покупатель спрашивает продавца о цене заинтересовавшего его товара из-за того, что на нем отсутствует ценник. Спросив несколько раз продавца, покупателю становится неловко и неудобно переспрашивать, потому что продавец, в лучшем случае сдерживая свою раздраженность, выскажет «сквозь зубы» цену на товар, а в худшем случае нагрубит, нахамит, да еще и вдогонку оскорбительные слова бросит. Бывают и случаи, когда цена одного и того же товара в одном и том же объекте для разных покупателей разная, то есть цена товара для потребителя – «по прикиду». Надеюсь, что таких случаев немного, но даже если есть единичные случаи – с ними надо бороться.

Сегодня многие граждане, становясь на путь предпринимательства, знают только свои права, при этом совершенно «забывая» о своих обязательствах перед потребителем. Это заключается в вежливом обслуживании населения и реализации им продукции, безопасной для здоровья и жизни.

Сотрудниками отдела по качеству продукции и защите прав потребителей Комитета юго-осетпотребнадзора уделяется пристальное внимание вопросам защиты прав потребителей, а именно – нарушение правил торговли (просроченная продукция, обман потребителей, отсутствие информации о реализуемом товаре, в том числе ценники, и т.д.). Работа в этом направлении идет постоянно. Конечно же, есть положительная динамика. Если еще несколько лет назад на ценники никто не обращал особого внимания и предприниматель был уверен, что отсутствие ценников и маркировки на товаре – не самое большое нарушение, то сегодня практически все предприниматели знают, что отсутствие ценников и иной информации на товаре влечет за собой наложение штрафных санкций на должностных лиц от 1000 до 3000 руб., на юридических лиц – от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров»).

Только за десять месяцев текущего года Комитетом юго-осетпотребнадзора составлено 170 протоколов об административных правонарушениях на предпринимателей и вынесено 106 постановлений о наложении штрафных санкций.

Помимо плановых проверок проводятся и внеплановые проверки торговых объектов по выявлению нарушений. Последние рейдовые проверки 20 и 21 ноября 2013 года в 17 объектах торговли овощами и фруктами в г. Цхинвале показали, что в 9 из них полностью или частично отсутствовали ценники. К данным предпринимателям неоднократно применялись штрафные санкции. После последней проверки в отношении указанных предпринимателей вынесены постановления о наложении штрафных санкций на общую сумму 41 500 руб.

Работа в указанном направлении будет вестись постоянно, будут приниматься жесткие меры в отношении нарушителей, однако жители Республики должны понимать, что сегодняшние либеральные законы расхолаживают предпринимателя, а количество наших проверок ограничено. Так, в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановая проверка объекта проводится в три года один раз. У нас же плановая проверка объекта проводится в год один раз. Основанием для проведения дополнительной внеплановой проверки являются обращения и жалобы граждан (в письменном виде) в Комитет юго-осетпотребнадзора.

Жители Республики должны понимать, что только с их помощью мы можем научить и заставить нерадивых продавцов и предпринимателей уважать права потребителей и не нарушать Закон РЮО «О защите прав потребителей в Республике Южная Осетия».

Прошу обращаться в Комитет юго-осетпотребнадзора в случае нарушения прав потребителей. Нельзя позволять нерадивым предпринимателям нарушать наши права. Только вместе можно навести порядок на объектах торговли и заставить предпринимателей работать в соответствии с законом.

Адрес Комитета Юго-Осетпотребнадзора: РЮО, г. Цхинвал, ул. Горького, 39.

М. КОЧИЕВА, главный государственный санитарный врач