Эксперты обсудили Конституцию Республики

Накануне празднования 15-летия принятия Основного Закона Республики Южная Осетия в международном   пресс-центре Госкомитета информации и печати прошел Круглый стол, посвященный Дню Конституции РЮО. На него были приглашены вице-спикеры Парламента Инал Мамиев и Руслан Тедеев, глава МИД Казбулат Цховребов, депутаты Парламента, представители исполнительной власти, общественные деятели, депутаты Парламента первого созыва.

Круглый стол открыла исполняющая обязанности председателя Госкомитета Нелли Джуссоева, которая отметила, что после провозглашения независимости в любом государстве безусловно встает вопрос о принятии Основного Закона, – Конституции.

«2 ноября 1993 года была принята Конституция. Она просуществовала до 2001 года. В результате перехода из парламентской Республики на президентскую форму правления встала необходимость принятия новой конституции, что и было сделано 8 апреля 2001 года, когда на всенародном референдуме 67% проголосовавших высказались за принятие новой Конституции» – отметила Нелли Джуссоева.

Глубокий экскурс в историю создания Конституции сделал вице-спикер Инал Мамиев. По его словам, работа началась в августе 1990 года, когда была принята Декларация о государственном суверенитете Южной Осетии.

«Это был первый документ конституционного направления. Затем в 1992 году, чтобы недруги Республики не обвинили нас в отсутствии конституции в условиях провозглашения независимости, были приняты два судьбоносных закона – «Об основах защиты экономического суверенитета» и закон «О применении аналогии российского законодательства на территории РЮО». Эти два закона затем легли в основу первой конституции, проработка которой уже шла параллельно. К августу 1992 года первый вариант текста Конституции был готов. Причем проект первой конституции, как положено по нормам международного права, мы опубликовали, чтобы население Республики ознакомилось и высказало замечания. В течение месяца поступило около 70 письменных замечаний от 40 авторов», – вспомнил Инал Мамиев.

С учетом поправок и замечаний второй вариант Конституции был опубликован и 2 ноября 1993 года принят на референдуме. За конституцию высказалось свыше 90% проголосовавших. Затем Инал Мамиев отметил, что до 1996 года в Конституцию было внесено около четырех изменений и поправок.

«Сумбур начался с 1996 года. Большинство депутатского состава согласилось с переходом на президентскую форму правления и в результате внесения одного изменения практически 80%, на мой взгляд, конституции было изменено по формулировкам. Было убрано понятие «народовластие» в статье 2, был выброшен из первой конституции международный принцип разделения на три ветви власти – исполнительную, законодательную и судебную. Тем самым наша конституция уже не соответствовала нормам международного права», – отметил Инал Мамиев.

Остроту ситуации вокруг поправок в конституцию подтвердил и экс-спикер парламента Станислав Кочиев.

«Парламент работал над своим проектом, а президентская команда над своим. Мы работали не покладая рук, предлагали даже совместно создать группы, чтобы прийти к одному мнению. Этого не произошло, и 8 апреля было решено Конституцию вынести на всенародное обсуждение. Что касается нынешних реалий, то мы исходим из того, что имеем. Много замечаний к конституции было и тогда, есть и сейчас. Но мы должны четко соблюдать все положения действующей Конституции», – подчеркнул Станислав Кочиев.

Полпред президента по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев, возглавлявший ЦИК в 2001 году, отметил, что принятие Конституции – важное событие в нашей истории.

«Ее наличие – один из основных юридических признаков существования государства. Мы шли шаг за шагом, ничего не опережая и ни в чем не отставая от времени. Принятие Конституции 2 ноября 1993 года, после принятия Акта провозглашения независимости, было важнейшим шагом в юридическом оформлении нашего государства. Были дебаты и споры по тексту Основного Закона, но принятие Конституции прошло торжественно и под аплодисменты», – вспомнил Мурат Джиоев.

По его словам, изменения в государственном устройстве привели к необходимости принятия новой конституции и ЦИК было поручено провести референдум.

«Были большие дебаты по обсуждению текста Конституции и бурное обсуждение доходило до резкости. На ЦИК оказывалось давление, но в функции ЦИК не входит внесение каких-либо изменений в текст Конституции, наше дело – организовать голосование. Опыт у нас уже был, образовали избирательные участки, провели перепись избирателей и референдум состоялся.

Основные дебаты развернулись вокруг ценза оседлости для президента и депутатов Парламента. В итоге пришли голосовать более 74% от имевших право голосовать, и конституция была принята с 67% проголосовавших «за», – рассказал Мурат Джиоев, которого дополнил Станислав Кочиев, отметивший, что главным камнем преткновения стал не ценз оседлости, а форма правления в государстве.

Вице-спикер Парламента Инал Мамиев в ходе обсуждения отметил, что отмечать следует не день 8 апреля, а день принятия первой Конституции – 2 ноября 1993 года.

«У республики именно в тот день появилась первая Конституция, основы были заложены именно тогда, и я считаю, что следует отмечать день 2 ноября и объявить его выходным», – предложил Инал Мамиев. Стоит отметить, что с его мнением согласились многие участники круглого стола.

Депутат парламента Роза Валиева день рождения Конституции назвала праздником.

«Мы писали конституцию от руки. Разве можно забыть тех депутатов, которые в тяжелых условиях работали над конституцией? Это было большое дело, и мы в непростых условиях пришли к государственности. Мы должны знать свою историю, как и историю создания конституции. Основной Закон Республики должен быть в каждом доме. К сожалению, сегодня мы не всегда придерживаемся закона, но наша государственность крепнет. Так что основы нашей сегодняшней Конституции были заложены в 1993 году, когда под аплодисменты была принята первая Конституция», – вспомнила Роза Валиева.

По словам главы МИД Южной Осетии Казбулата Цховребова, причастность к созданию основного закона – это тот факт, которым можно гордиться, и о котором можно рассказывать своим внукам. «Я хочу выразить благодарность всем тем, кто стоял у истоков создания государственности Республики Южная Осетия. Низкий поклон этим людям за труд, потому что, наверное, неюристы не поймут, насколько сложна работа создания закона, тем более, Конституции целого государства. Основной Закон Республики – это тот закон, на который должны опираться все законы, нормативно-правовые акты, международные договора Республики Южная Осетия», – отметил Казбулат Цховребов.

По его словам, Министерство иностранных дел как раз является тем органом, который отвечает за международно-договорную работу всего государства.

«Наверное, с легким сожалением, можно констатировать, что данный текст конституции не содержит в принципе общепринятую норму, касающуюся верховенства международных договоров над иными законами государства. Надеюсь, что в следующих редакциях Конституции данная норма тоже появится. Приходится констатировать, что не все четко выполняют конституцию, не все опираются в своей работе на конституцию и на законы. Хочется адресовать свой призыв ко всем внимательно относиться к законодательству при осуществлении своих полномочий», – подчеркнул глава МИД.

Экс-депутат Парламента Геннадий Кокоев акцентировал внимание на частое внесение изменений в текст Конституции.

«Оценкой качества того или иного документа, тем более такого, как Конституция является его стабильность. Что касается Конституции нашей республики, то в течение 15 лет в нее было внесено 26 поправок. Очевидно, с этим надо будет работать, как и по совершенствованию Конституции. Она должна быть подкреплена конституционными законами о президенте, о парламенте, которые бы стали базой для реального распределения полномочий ветвей власти», – отметил эксперт.

По словам госсоветника президента Коста Кочиева, Конституция оказалась соответствующей потребностям нашего народа.

«В Конституции обозначены все критерии и параметры современного государства. В Конституцию, конечно же, вносились поправки, они бывали продиктованы текущей политической конъюнктурой, и это не очень хорошо. Необходимо, чтобы к Конституции, невзирая на ее несовершенство, было бережное отношение. В ней должны быть заложены базовые центральные нормы. Это плод общей работы, и нам надо ценить это», – отметил Коста Кочиев.

По мнению депутата Парламента Амирана Дьяконова, самое главное – это исполнение Конституции. Парламентарий обратил внимание, что некоторые прописанные в Конституции нормы в реальности не работают. Это касается местного самоуправления, а также Конституционного суда.

«Конституция – это фундамент, на котором держится вся нормативная база государства и чем лучше написан текст конституции, тем легче работать», – выразила свое мнение и.о. министра юстиции Марина Бестаева.

Депутат парламента Зита Бесаева, отметив большой вклад авторов Конституции, перешла к нынешним реалиям.

«На сегодняшний день зачастую мы видим, что Конституция нарушается чиновниками большого ранга и мне обидно видеть такую картину, когда нет понимания между органами государственной власти. Что касается изменений, то необходимость внесения изменений в Конституцию существует. Конституция требует доработок и совершенствования, есть противоречия между главами Основного закона. Конституционная комиссия работает на этом направлении и в скором времени последуют соответствующие изменения», – отметила Зита Бесаева.

По словам госсоветника президента Давида Санакоева, все обязаны строго следовать положениям Основного закона страны.

«Мы все были свидетелями фактов попыток неуважения к Конституции, но эти действия не прошли. Если мы сами не будем уважать конституцию, то и сторонние не будут уважать нашу республику. Так что ответственность за строгое исполнение конституции и законов лежит на нас», – сказал Давид Санакоев.

В ходе Круглого стола практически все участники диалога сошлись во мнении о том, что несмотря на имеющиеся шероховатости, Конституцию следует уважать и строго придерживаться ее норм и положений. В то же время, как отметили участники круглого стола, необходимо вести работу по совершенствованию Основного Закона республики.

Сармат КОЗАЕВ