Батрадз Котаев уже третий год живет в Китае, представляя на цирковой арене мастерство верховой езды.
Джигит-наездник затрудняется объяснить, когда и как возникла страсть к верховой езде, но его успехи в этом начинании настолько блистательны и убедительны, что имя его стало нарицательным.
Его мастерство поражает даже знатоков и известных мастеров, прославленных джигитов Осетии из цирковой династии Кантемировых, чей конно-спортивный коллектив известен во всем мире.
На состоявшейся в Государственном комитете пресс-конференции Батрадз Котаев поведал югоосетинским журналистам, что его творческий путь начался в юго-осетинском Госансамбле песни и танца «Симд», танцором которого он проработал несколько лет.
В один из дней он получил через социальные сети приглашение из китайского интернационального цирка. «Поначалу я подумал, что это розыгрыш, но на поверку оказалось правдой, – вспоминает Батрадз. – Я долго раздумывал, как быть, и решил принять соблазнительное предложение». До этого он никогда не увлекался верховой ездой, ничего не знал о работе с лошадьми.
Однако по приезде в Китай к месту своей новой работы Батрадз за достаточно короткий срок освоил навыки работы с лошадьми и технику верховой езды. В настоящее время он является солистом Канадского цирка «Кавалия» в Китае, где серьезно занимается виртуозной верховой ездой со сложными элементами джигитовки и выступает на цирковых аренах многих стран.
«В своих сценических номерах я часто прибегаю к осетинским национальным музыкальным мотивам, хореографическим композициям.
Ведь осетины издревле тяготели к лошадям, известны как наездники, владеющие высоким мастерством конной джигитовки.
Хочу сказать, что я во время своих выступлений всегда объявляю зрителям, что я осетин и горжусь этим», – отметил Батрадз.
Батрадз также отметил, что вместе с ним в труппе работают выходцы из Узбекистана, Таджикистана, Латвии и многих других стран.
«У меня со всеми не только коллегиальные, но и хорошие дружеские отношения», – подчеркнул он.
Сложнейшие трюки, которые выделывает Батрадз на скачущей галопом лошади, сложно передать словами, но каждое его выступление сопровождается громкими аплодисментами и восхищениями.
Многие цирковые композиции, которые представляет наездник, изобилуют сложнейшими элементами джигитовки и подчас представляют опасность для жизни, но Батрадз исполняет их без всякой страховки, которую собственно практически невозможно предусмотреть.
Получается как игра в русскую рулетку… Храбрость и отвага у нашего земляка, видимо, в крови, он унаследовал ее у своих предков.
Один из сложнейших трюков, исполняемых командой Батрадза, – джигитовка на одной лошади, одновременно из пяти человек. Смотрится этот номер наверно очень эффектно, этакая пирамида из пяти седоков – двое восседают на крупе лошади, еще двое стоят у них на плечах и наконец пятый участник джигитовки на самом верху завершает эту красочную живую пирамиду.
«Да, травмы действительно случаются довольно часто, – признается лихой осетинский наездник, – но это наша работа, это наш выбор».
Вот и на нынешнюю встречу Батрадз пришел с очередной травмой – сложный перелом голени вывел его из строя. Надо полагать, на время. Но судя по всему, его увлечение всерьез и надолго. Да и сам Батрадз заверил присутствующих, что как только снимут гипсовую повязку, он вернется к своим любимым лошадям, к нелегкой работе, которой намерен посвятить себя, пока есть силы.
И. Тедеева