1 марта 1945 г. в Южной Осетии в селе Ногкау родился выдающийся поэт нашего времени Таймураз Хаджеты.
Из всех созидательных энергий самой высокой остается мысль. В познании жизни, отбросив логические формулы, поэтическая мысль зачастую порождает массу ассоциаций и словно открывает новые реальности нашей повседневности. А прикосновение к творчеству истинного поэта, коим, безусловно, является Таймураз Хаджеты (Джусойты), способно потрясти преподнесенными неожиданными мыслеформами.
Æз куы æмæлон, уæд-иу мыл
Ды, мæ хæлар, ма кæ хъарæг
– Кæс, – зæгъ-иу, – тæхы æвдиуау,
Иры урс бæрзæндтыл барæг!
Все творчество Таймураза Хаджеты пронизано огромным уважением к дому, родителям, традициям, но именно на этом неизбежном изломе судьбы, когда он выпорхает из родного очага, рождается мятущаяся душа настоящего поэта. Дух свободы манит его, вдохновляет. Мужчину не пугают ни жесткость, ни голод, ни жестокость, ни нищета.
Таймураз ощущает комфорт лишь в свободе и на свободе. И в этом порыве нет ничего оскорбительного для родительского дома. В нем – сила притяжения души поэта, жаждущего слияния со всем человечеством, выплескивающаяся в стихотворении «Сæрибар»:
Фыдæй фыртмæ дæ номыл царди лæг.
Æрвгæронау, – æнæссаргæ, мæнгæфсон,
Ды сфæлдыстай лæджы уды хæлæг,
Нæ дæ ары, уæддæр цæры дæ ныфсæй…
Таймураз Хаджеты словно открывает для нас новые измерения реальности, которую, как нам казалось, мы давно познали. Обыкновенные, даже бытовые вещи автор неожиданно обнажает под такими ракурсами, что они принимают высокий поэтический окрас:
Горæт аныгъуылд мигьы,
Тар æууилы йæ рæстæджы хай.
Мах, хъæдласæджы дзоныгьау, уигъы
Афтид трамвай.
Зæрдæ – донгуырæн абон.
Ног уым абухы цардæн йæ хин.
Ды – мæ фæстиат амонд –
Ма уадз уарзын дæхи.
Великий гражданин независимо от должности, – будь он политик, учитель или поэт, – не может прожить жизнь находясь в вакууме, он не отделяет себя от проблем общества, Родины:
…Мæ Иры фарн æмæ йæ кадыл
Уыди мæ цин, мæ рыст, мæ тох,
Сæ номыл а-фæрниаг царды
Уыди мæнæй æппæтдæр рох…
Зрелые годы Таймураза Хаджеты пришлись на период развитого социализма, когда КПСС и его прислужники слагали оды, восхвалявшие идеалы эпохи, оказавшейся на самом деле в ступоре. Родственники и друзья Таймураза не раз говорили о том, какие ему светили блестящие перспективы, если бы он подключился в стройный хор поэтов, воспевавших ленинизм. Но увы, не найдете в его поэзии таких строк. Он всегда оставался верным своим собственным жизненным принципам:
…Ныззаууат дæн…
Иунæг рæстдзинад ма
Фелвасы бæрзæй,
Дæллаг галау,
Фæлæ та мын уый дæр
Æмгарæй, æрвадæй
Мæ цæстмæ фæдарут,
Æлгъыстау!
Наступавшая следом за социалистической реальностью эпоха крушения и строительства новых идеалов, а затем и грузино-осетинская война, уничтожившая мир, в котором вырос и уходил корнями Таймураз Хаджеты, не сломили дух поэта.
Он не строил особых иллюзий и прекрасно осознавал все происходившее, и при этом посредством поэзии продолжал попирать зло и все антигуманистические проявления современного общества, воспевая красоту, любовь к женщине, матери, Родине.
Жизнь Хаджеты и его произведения можно охарактеризовать как нравственный подвиг творца. Его книги «Фæсизæр», «Æхсон дуры хъæлæс», «Фараст барæджы», «Арты уидæгтæ» – это дар будущим поколениям, над которыми нависла угроза незнания родного языка.
Поэзия Таймураза Хаджеты открывает нам многослойную лексику осетинского языка, ее гибкость и мелодичность, ее бесконечные возможности для выражения самых тонких мыслительных изгибов. Через творчество Таймураза Хаджеты совершенно отчетливо читатель ощущает новую музыку знакомого языка. Ее мелодии переливаются со звуками бренчащего на струнах фæндыра нарта Сырдона. Например, в произведении «Бал-лæдæ нарты Уацамонгæйыл»:
Уый кады фыдæлтæй фæхаста йæ фарн
Нæ Ирмæ, нæ абоны цардмæ.
Фæзынди-иу фынгыл, – уæд арвы цæфау
Мæнг ныхасæй тарстысты нартæ…
Поэт-профессионал Таймураз Хаджеты являлся не только хранителем традиций многих поколений наших предков. Корни его поэзии питались этой благодатной почвой, но выплескиваясь в стихотворные строфы, они обновляли их (традиции), а это свойственно лишь выдающимся личностям, идущим по жизни нетореными тропами.
Глубоко воспринимая сложности и противоречия окружающей жизни, он никогда не позволял себе впадать в политическое злобство, так как его муза обитала над этим уровнем. Между тем он метался и переживал, выливал свои чувства на бумагу в строки: «Ныххæлæттаг дæ, ды, мæ Ир!»
Таймураз Хаджеты стоял выше политических группировок и, как истинный интеллигент, не участвовал в их играх, за что его не раз клевали тогдашние законодатели общественных движений. Его независимость раздражала их, причем не только политическая, но и поэтическая, отлитая в художественные формы, которые не были созданы или хотя бы одобрены ими.
Стихия личных и гражданских чувств поэта рвется к будущему, он не может обратить ее вспять или не выпускать наружу. В поэзии Т.Хаджеты управляемость невозможна (а возможна ли она вообще в поэзии?). За вздохом обязательно должен последовать выдох, его можно задержать, но не удержать.
…Фæлæ зонут:
Æз мæ уды фæлладæй уæ хорзмæ,
Уæ цинмæ бæллыдтæн,
Сымах та мын, зинтау,
Мæ размæ цæлхдуртæ
Æвæрдтат!..
В поэзии Таймураза Хаджеты соседствуют казалось бы несовместимые нежность и жесткость, тонкость и резкость. Кому-то это может показаться подозрительно неизящным, однако приглядевшись и прислушавшись, мы увидим, что небесный кузнец Курдалагон подарил своему любимому герою Таймуразу Хаджеты свой самый тонкий молот, и он был способен выковать из него самые изящные стихи.
Говорят, характером Хаджеты был «крепким орешком», и это видно сквозь строки написанных им поэтических произведений. Порой в них пробуждается неистребимая воинственность, дразнящая и пугающая. Он как настоящий мужчина близок к эстетике рыцаря и одновременно не приемлет томность лакированной поэзии, которые в великом множестве заполняли своей сладкословной продукцией страницы многих советских журналов.
Своим образом и образом своего мышления он в некотором роде реабилитировал понятие о характере настоящего поэта: это не слюнявый эстет, а мужчина с твердым духом, тонкой душой и десницей мастера. Мятежный дух в нем борется с образом мужчины – отца семейства. Отчаянный в любви и независимый по образу и характеру всего своего творчества, своего жизненного поведения, отвергая многое из устоев окружающей жизни, он так умел радоваться счастью жить.
Гордый бунтарь Таймураз умел произносить простые слова, полные любви и ощущения красоты жизни. И при этом каждый прожитый день, что важно отметить, он оставался поэтом. Это право он не отдавал ни за какое счастье. Ясно прослеживается также другое жизненное кредо Таймураза Хаджеты: счастью подчиненности (в чем бы это не выражалось) он предпочитал несчастье свободы. То, что обыватели называют бунтарством, мятежом, он считал верностью себе, свободе. Было нечто вызывающее в этом человеке, что будоражило покой окружающих его людей. От его поэзии словно исходил дух, угрожающий снести налаженное и отрегулированное течение советской обыденности. Он словно ветер врывался в сознание и мог перепутать все эстетично уложенные в аккуратную стопку странички.
…Уым саджы цæстытау æнæбын у арв.
Уым хæхтæ æрсытау – уæлгоммæ.
Æхсæрдзæн та рындзыл фæуадзы
йæ хæрв,
Йæхæдæг ныййарц вæййы коммæ…
Гениальный выдох дерзкого джигита, влюбленного в свою родину, удивляет тонкостью мировосприятия и мощью уверенно и размашисто нанесенного художником мазка.
Лексические формы осетинского языка окрашиваются и начинают играть самыми неожиданными цветами под пером Таймураза Хаджеты. А мы, задерживая взор, погружаемся в раздумье, словно наблюдая невиданную доселе гармонию стихий.
Нас восхищает откровенное признание в такой сильной любви, на какую неспособны тысячи вместе взятых ура-патриотов, вылизывающих и подбирающих свои патетические речи. Каждая из этих строчек, как теплая капля крови, переворачивает душу, и мы слышим почти душераздирающую любовь к родине. Может, самый высокий патриотизм именно таков?
Залина ЦХОВРЕБОВА