После Нового года осетины издревле справляют праздник «Доныскъæ-фæн».
У осетин праздник «Доныскъæ-фæн» особенно почитаем.
К этому дню откладывали часть изготовленной на Новый год ритуальной пищи (фигурки домашних животных, людей, сельскохозяйственных орудий), заготовляли жир, сыр, зерна пшеницы или кукурузы, солод; пекли «тыппыронтæ» и т.д.
Рано утром, прихватив с собой эти яства, представительницы семей отправлялись к источнику. При этом каждая девушка старалась опередить других.
Согласно поверью, покровители воды награждали благополучием ту, которая первой зачерпнула воду в праздничное утро. Произнеся слова молитвы, девушки бросали в источник кусочки хлеба, сыра, жира, головки фигурок из теста, чтобы умилостивить покровительниц водной стихии — «доны чызджыты» (букв. «дочери воды»), игравших роль русалок. Куски хлеба, которые бросали в воду и изображения сельскохозяйственных орудий, символизировали благополучие полей, сыра, жиров, фигурок быков, коз, овец — изобилие домашнего скота. Весь процесс проходил в безмолвии.
После принятия христианства в Осетии священники совершали обряд освящения воды.
Этой водой окропляли дом и принимали святую воду натощак.
Наши предки верили, что вода – одна из важнейших для жизни природных стихий, обладала особым свойством очистить людей от всякой скверны, оберегать от воздействия злых духов.
Обычай умилостивить «донычызджыты» как на рассвете Нового года, так и в утро «Доныскъæфæн» относится к тому периоду развития культа воды, когда осетинами почиталась вся водная стихия. В представлениях осетин имеет место и мифический повелитель вод — Донбеттыр.
Доныскæфæн люди отмечали еще до распространения православной веры в Осетии, и он берет истоки у верований, возникших еще до христианства.
Подготовлено по материалам книги Людвига Чибирова «Народный земледельческий календарь Южной Осетии»
