Долгая дорога к независимости

Установление Советской власти в Грузии и Юго-Осетии, как и во всем Закавказье, происходило в очень сложной обстановке. Установлению Советской власти предшествовала упорная борьба трудящихся окраин против националистических правительств.

Закавказье в этот период характеризовалось разнообразием национального состава. Семимиллионное население Закавказья состояло из грузин, азербайджанцев, армян, русских, абхазцев, осетин и т.д., которые не имели строго очерченных национальных границ. Промышленность была слабо развита, и это ставило Закавказье в ранг аграрной страны, сплошь и рядом опутанной феодально-крепостническими пережитками.

Среди партий, стоящих на позициях защиты эксплуататорских классов в Грузии, самой крупной партией были меньшевики. Источником их влияния было слабое экономическое развитие и малочисленность рабочего класса, а также наличие многочисленной, в основном мелкодворянской, служилой интеллигенции.

Меньшевики завоевали влияние среди значительной части рабочего класса. Истинная физиономия этих политических хамелеонов для многих рабочих не была ясна.

В глазах царского правительства они были скомпрометированы уже тем, что носили название социалистов. Даже их буржуазно-демократические взгляды были достаточным основанием для репрессий. Они прикрывали свои истинные цели фразами о свободе и социализме.

Меньшевики из кожи лезли вон, чтобы в Грузии был сохранён буржуазный строй. Но они это делали не открыто, ибо боялись растратить своё политическое влияние на рабочих и крестьян. Это вынуждало их высокопарно разглагольствовать о свободе и социализме, а также о борьбе с контрреволюцией.

К.Цеткин писала о грузинских меньшевиках следующее: «Грузинской меньшевистской партии с самого её возникновения было присуще одно внутреннее противоречие. Противоречие между марксистской идеологией, носительницей которой она себя признавала, и общественными слоями, на которые она опиралась: мелкой буржуазией, в особенности «интеллигенцией» и «рабочей аристократией». Здесь – идеология борющегося пролетариата, идеология классовой борьбы с целью – свергнуть буржуазный строй. Там – общественные слои, для которых революционная классовая борьба пролетариата, свержение буржуазного общества, введение социализма не является железной исторической необходимостью. (К.Цеткин. «Кавказ в огне», М., 1926, стр.183).

Как в практической деятельности, так и в области идеологии, потерпев полную неудачу, меньшевики открыто перешли на позиции буржуазии, предав интересы пролетариата. Они также отрицали за рабочим классом способность построить собственный строй своими силами.

Тактика меньшевиков была направлена на примирение пролетариата с буржуазией, а крестьянства с помещиками.

Являясь лакеями буржуазии, меньшевики в национальном вопросе зашли в тупик. На территории Грузии, помимо грузинского народа, жили и поныне продолжают жить и другие национальности: армяне, русские, абхазцы, осетины, татары, греки и т.д.

Политика меньшевиков в отношении различных народов разрешалась через культурно-национальные автономии. Национальные вопросы рассматривались независимо от территории, от экономических и политических условий жизни нации.

Культурно-национальная автономия абсолютно не затрагивала вопросов о социально-экономических и политических условий жизни. Её программа была рассчитана на обман рабочих, трудящихся реакционной теорией о возможности разрешения национального вопроса на почве капитализма, в рамках буржуазного многонационального государства. Она отрицала право наций на самоопределение, на самостоятельное решение своей судьбы.

Вся деятельность грузинских меньшевиков была устремлена на то, чтобы расчленить рабочее движение на отдельные национальные ручейки, довести рабочих, да и не только рабочих, до борьбы, до драки, чтобы тем самым легче было подчинить рабочий класс руководству буржуазии. Проведение на практике принципов культурно-национальной автономии грузинскими меньшевиками привело к тому, что начиная с Февральской революции, уклон грузинских меньшевиков к национализму всё больше и больше усиливается.

«Маленькой Осетии пришлось непосредственно столкнуться с великодержавными стремлениями грузинских меньшевиков» – писал Ф.Махарадзе. (Диктатура меньшевистской партии в Грузии, стр.58.)

Осетинский народ встал па путь борьбы против грузинских меньшевиков, с красным знаменем в руках и с именем революции на устах.

Когда в ноябре 1917 года Кавказский краевой съезд Советов, ведомый меньшевиками, игнорируя требования большевиков и чаяния трудящихся, принял решение о непризнании власти Совнаркома, трудящиеся Закавказья, в том числе и Осетии, были до глубины души возмущены подобным антинародным актом меньшевиков.

Меньшевики, напуганные революционным настроением масс, немедленно приступили к отторжению Закавказья от Советской России.

В своём меморандуме, направленном Совету Народных Комиссаров, трудящиеся Юго-Осетии четко определили своё отношение к сепаратистам. В этом документе, в частности, говорилось: «…Южная Осетия стала перед лицом небывалого возмутительного факта разрыва Закавказья с революционной Россией в момент тяжёлой борьбы российского пролетариата с свирепствующей буржуазной контрреволюцией. Закавказские шовинисты, людоеды и эксплуататоры, при решении вопроса столь важного, обошли бедное трудовое население Южной Осетии. Мы, представители всей Южной Осетии, громко протестуем против такого насилия, против изоляции и отторжения нас, помимо нашей воли, от советской большевистской России…

Мы клянёмся, что в борьбе с тёмными силами, ставшими между ними и Россией, будем действовать решительно и беспощадно. Нашим братьям и товарищам, российским большевикам, шлем горячий привет, а закавказским узурпаторам и сепаратистам – презренье и проклятье, как изменникам пролетарской революции». (Архив ЮОНИИ, д.73, лл.3-8.)

Этот протест народа Юго-Осетии был реально обоснованным и жизненно необходимым как с политической, так и с экономической точек зрения. Дело в том, что Юго-Осетия этого периода пребывала в состоянии тяжёлого политического бесправия и экономической нищеты.

Трудящиеся Юго-Осетии понимали, что социальный и национальный гнет нельзя искоренить до тех пор, пока в Закавказье у власти будут стоять заклятые враги народов этого края, меньшевики, дашнаки и муссаватисты, которые не раз демонстрировали свое враждебное отношение к национальным меньшинствам.

Начались активные вооруженные выступления крестьян по всей Юго-Осетии. «Юго-Осетия вообще стала базой пропаганды за Советскую власть. 8 июня 1920 года восставшие красные повстанцы провозгласили во всей Юго-Осетии советскую власть.

Провозглашение в Юго-Осетии советской власти вызвало огромное недовольство меньшевистского правительства, которое ни в коем случае не хотело терпеть у себя под боком власть Советов.

Меньшевистская печать повела разнузданную кампанию против революционного восстания юго-осетинского крестьянства. Меньшевистские писаки договорились до того, что Осетия, якобы представляет Вандею Грузии, которая борется против революции и которая будто бы защищает средневековый строй, что она имеет хищнический и разбойничий характер.

Помимо этой необоснованной лжи меньшевистская печать требовала железом и кровью подавить свободолюбивый осетинский народ.

Меньшевистский меч над Южной Осетией был уже занесён и предотвратить его удар было уже невозможно. Ибо меньшевики ждали только предлога для полного поголовного истребления ненавистной Южной Осетии. Чтобы иметь под рукой необходимое количество войск меньшевистское правительство немедля заключило мир с Азербайджаном и перебросило крупные воинские силы в Юго-Осетию и дало им негласный приказ истребить всех осетин, уничтожить «вечно бунтующий элемент» и изгнать трудовой народ за хребет. Меньшевистские войска предавали огню и мечу всю Юго-Осетию.

О зверствах меньшевистского правительства в Юго-Осетии и Абхазии К.Цеткин писала: «Кровь стынет в жилах, кулаки сжимаются, когда читаешь и слышишь о том, как «демократия» огненными буквами запечатлевала в памяти крестьян воспоминания о её нежных попечениях. Ни один из царских генералов не свирепствовал столь беспощадным образом во время покорения кавказских народов, чем Мазниев в Абхазии, чем меньшевистский вождь Джугели, главнокомандующий народной гвардией в Южной Осетии.

Всего понесено убытков в сумме 3317506 руб. За это же время погибло 4143 человек. (Газета «Хурзарин» от 15 июня 1928 г. №21, 193).

Юго-Осетия в результате этого потеряла экономическую основу хозяйства. В корне были подорваны все основные условия для дальнейшего существования: территория, жилища, живность. Трудящиеся Юго-Осетии, изгнанные со своей территории стали размешаться в Терской области, испытывая значительные затруднения на новых местах.

О жестоких зверствах правительства Жордания юго-осетинские большевики сообщали В.И.Ленину и Чичерину в письмах и телеграммах. Вот одна из них: «Оставшись совершенно без патрон, красные повстанцы Южной Осетии отступили вглубь горных ущелий. Оставшиеся без защиты сёла, числом до сорока, сожжены. Мирное население – женщины и дети, рассеялись по лесам. За ними охотятся и истребляют их озверелые банды правительства Жордания и К0…Число беженцев, перешедших через Главный Кавказский хребет в Терскую область, достигает свыше двадцати тысяч человек.

Просим срочных распоряжений об устройстве беженцев и воздействия на социал-шовинистическое правительство Грузии прекратить истребление бедноты Южной Осетии». (Архив ЮОНИИ, д.73, л.12).

После победы Советской власти в Грузии беженцы из Южной Осетии устремились обратно домой. В связи с этим 17 марта 1921 года Г.К. Орджоникидзе обратился к военному командованию Терской области с телеграммой, в которой говорилось: «Абсолютнейшая свобода возвращения всех выселенных меньшевиками осетин сама собой решается провозглашением советской власти в Грузии. Нет больше осетинского вопроса. Осетины являются полными хозяевами своей судьбы».

P.S. Но осетинскому народу для завоевания подлинной независимости пришлось вести долгую героическую борьбу за подлинную свободу. Это было реализовано только в 2008 году благодаря братской помощи России.

М.БЕЖАНОВ