Договор, направленный на упреждение эскалации

Подписание Договора о союзничестве и интеграции между Россией и Южной Осетией вызвал ожидаемо бурную реакцию со стороны Грузии и ее западных покровителей. «Крайнее возмущение» в Тбилиси гармонично сочеталось с резким недовольством во многих западных столицах. «Легендарная» Джен Псаки – пресс-секретарь Госдепа США, которой уже впору дать медаль за дискредитацию американской внешней политики, также выразила негативное отношение Госдепа к заключенному соглашению.

Британский МИД и еврокоммиссар по внешним связям Федерика Могерини тоже не поленились выступить с критикой в адрес России, назвав Договор актом, наносящим вред укреплению безопасности в регионе.

Аналогичное заявление прозвучало со стороны Берлина. «Федеральное правительство Германии усматривает в этом соглашении угрозу для мирного сосуществования в регионе», – заявила в пятницу, 20 марта, заместитель официального представителя правительства ФРГ Кристиане Вирц.

Негодование западных стран вполне объяснимо, на фоне нынешнего давления на Россию любое укрепление ее позиций на постсоветском пространстве будет вызывать на Западе нервную реакцию, тем более, если речь идет об интеграционных процессах с центром притяжения вокруг Москвы.

Достаточно прозрачно о значении заключенных с Абхазией и Южной Осетией договоров говорит руководитель отдела Восточной и Южной Европы немецкого Фонда имени Генриха Бёлля Вальтер Кауфман. По его словам, это фактически закрепляет влияние России в регионе и дает сигнал о решимости Москвы отстаивать свои интересы на постсоветском пространстве.

Оценки подписанного Договора со стороны российских политиков и экспертов в подавляющем большинстве были положительными. В частности, как отметил эксперт Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Андрей Арешев, «не приходится сомневаться в том, что инфраструктура НАТО в Грузии совершенствуется своим чередом, а Россия и Южная Осетия пытаются сделать все необходимое, чтобы сдержать западные структуры и по возможности упредить те опасности, которые они могут создавать».

В свою очередь, глава Республики Северная Осетия-Алания Таймураз Мамсуров подчеркнул, что «…положения Договора обеспечивают переход важнейших систем жизнеобеспечения, образования, становления кадрового потенциала Южной Осетии и, самое существенное, систем ее внешней безопасности в тот режим работы, который наделяет Республику качеством стабильности российского региона. С помощью Договора Республика Южная Осетия открывается как точка политической ясности в современном пространстве Кавказа».

На этом фоне диссонансом прозвучала оценка российско-югоосетинского Договора в статье, опубликованном на сайте «Кавказская политика» под красноречивым названием «Союз вопреки стабильности». Автор статьи явно переживает о том, как Договор отразится на позициях правительства «Грузинской мечты». В частности, выражается опасение, что установление более тесных отношений между Россией и Южной Осетией станет дополнительным импульсом для дальнейшего сближения Грузии с ЕС. «Реакция грузинского правительства даже нынешнего – договороспособного и не настроенного антироссийски, закономерно негативная.

Хрупкая архитектура мира между Москвой и Тбилиси, поддерживаемая переговорным процессом Карасин-Абашидзе, фактически подразумевала как минимум неизменность существующего с 2008 года статус-кво в отношении спорных территорий. После победы «Грузинская мечта» взяла новый курс на восстановление отношений с Абхазией и Южной Осетией. Было заявлено, что силовые методы использоваться не будут, в ход пойдет мягкая сила.

Подписанный же 18 марта Договор о союзничестве и интеграции не де-юре, но де-факто означает постепенное вхождение Южной Осетии в состав России, а значит, формат отношений с Грузией снова будет меняться… Теперь, когда Москва подчеркнула недейственность несилового метода Тбилиси по «реинтеграции» Абхазии и Южной Осетии, правительству придется пойти на жесткие шаги – хотя бы для того, чтобы дать отпор нарастающей критике «националов», – утверждает автор, похоже, в данном вопросе отражающий точку зрения грузинского лобби, для которого Договор о союзничестве и интеграции означает крах тщетно проталкиваемых проектов создания некоей конфедерации с участием Грузии, Южной Осетии и Абхазии.

Статья завершается сомнительным выводом о том, что понятная стратегия России в отношении Южной Осетии может стать не мерой по сдерживанию рисков, а катализатором для обострения ситуации как внутри, так и вокруг Грузии.

Между тем, в реальности последовательность фактов и процессов несколько иная. К усилению мер безопасности в Закавказье Москву подтолкнула, прежде всего, политика Запада и двойственные шаги правительства «Грузинской мечты».

В интересах сохранения статус-кво в Кавказском регионе, сложившегося после августа 2008 года, Россия ожидала от нынешних властей Грузии определенной консервации своего буйного стремления в евроатлантические структуры, а не только голого словоблудия о дружбе народов. Правительство «ГМ» вместо того, чтобы отнестись с пониманием к опасениям Москвы в отношении продвижения НАТО на Кавказ, подписало новый пакет соглашений с альянсом и вдобавок к этому – соглашение об ассоциации с ЕС, также носящее антироссийскую направленность. Но этого, видимо, «мечтателям» показалось мало, и Тбилиси на всех парах поддержал реализацию антироссийского энергетического проекта – Трансанатолийского газопровода (ТАНАР).

По линии отношений с Южной Осетией и Абхазией правительство «ГМ» также не привнесло ничего нового, кроме риторики опять таки. По-прежнему Тбилиси саботирует подписание юридически обязывающего соглашения о неприменении силы и отказывается отменять закон об оккупированных территориях. Перспектива появления натовской базы под Тбилиси под видом учебно-тренировочного центра, видимо, стала последней каплей, переполнившей чашу российского терпения.

Где в данном случае проявилась «договороспособность» и «неантироссийскость» нынешнего правительства Грузии – вопрос открытый. Что касается ослабления позиций «Мечты» во внутриполитической сфере Грузии, то данный процесс мало связан с Южной Осетией, а скорее все с той же двойственностью, которая присуща политике «ГМ» во всех сферах. Во многом сохранив позиции сторонников Саакашвили в органах власти, прежде всего в силовых структурах, «мечтатели» за прошедший после прихода к власти период так и не смогли создать прочную социальную опору для своей политики. Теперь, оправившись от поражения и добившись реабилитации со стороны Запада за свое участие в украинском кризисе, Саакашвили и его сторонники приступили к планомерному раскачиванию ситуации в Грузии. Первым серьезным симптомом этого процесса стал массовый митинг, проведенный Национальным движением 21 марта в Тбилиси. По разным данным, акция «националов» собрала от 10 до 15 тысяч человек, сами сторонники Саакашвили утверждают, что на митинг со всех регионов Грузии приехало 50 тысяч участников. Эта акция стала самой крупной после поражения Единого национального движения от коалиции Бидзины Иванишвили.

К участникам митинга посредством видеомоста из Брюсселя обратился бывший президент, председатель Национального движения Михаил Саакашвили. «Правительство Грузии сегодня полностью потеряло доверие народа и давно утонуло во лжи… Теперь мы должны убрать власть во главе с российским олигархом и его прислужниками. Остановить движение назад можно, но его продолжение будет губительно для Грузии. Мы очень скоро освободим Грузию от этих темных бездействующих сил и вернем Грузию на светлый путь», – заявил Саакашвили, после чего участники акции направились к зданию госканцелярии, чтобы вручить правительству символические «красные карточки».

Основное требование митингующих касалось отправки правительства в отставку. Судя по всему, лидеры ЕНД готовы вновь прийти к власти и не намерены отступать от своей цели. Экономический кризис в Грузии, сопровождающийся падением курса национальной валюты, создал для них благоприятные условия. Курс лари рухнул примерно на 30 процентов, снижение экспорта произошло также на 30 процентов, сократились денежные переводы из России, заметно уменьшился поток туристов. Правительство объявило о сокращении расходов. Все это дало повод оппозиции обвинять правительство в бездействии и грозить вотумом недоверия в парламенте, хотя для вотума сторонники Саакашвили вряд ли наберут достаточное количество голосов.

По наблюдениям западных журналистов, большая часть собравшихся на митинге были люди из беднейших слоев населения, в основном безработные.

В ответ на активизацию Саакашвили и его сторонников «мечтатели» выдвигают против них дополнительные обвинения и заводят новые уголовные дела. Но в этот процесс все более активно вмешивается Запад.

В Тбилиси ранее уже поступали сигналы из Брюсселя и Вашингтона о возможном пересмотре своих подходов к Грузии, если её власти с той же настойчивостью будут добиваться уголовного преследования политических конкурентов. С этим Иванишвили и его команда не могут не считаться. Прозвучавшие за последнее время критические замечания американского посольства по поводу уголовных дел в отношении бывших чиновников в правительстве Саакашвили могут стать первым сигналом о смене акцентов в политике Госдепа относительно внутриполитической ситуации в Грузии.

«Мы обеспокоены тем, что бывшим членам правительства были дополнительно предъявлены обвинения или изменена квалификация. Новые обвинения, в особенности против бывшего мэра Тбилиси Гиги Угулава, похожи на попытку обойти 9-месячное ограничение на предварительное заключение. Призываем правительство Грузии предпринять шаги для укрепления верховенства закона, чтобы избежать любого восприятия того, что оно участвует в кампании политически мотивированного правосудия», – говорится в заявлении посольства США.

Ослабление позиций «ГМ» вынуждает ее создателя вновь выйти из тени. Иванишвили в качестве ведущего телепередачи начал разъяснять населению политику правящей коалиции, жестко критикуя противников. Кроме того, на фоне угрозы новой революции со стороны ЕНД сторонники Иванишвили фактически начали использовать их же методы. Особую активность проявляет организация «Свободное поколение», которую возглавляет Ладо Садгобелашвили. Ее активисты почти каждый день устраивают шумные акции против «националов», пытаясь врываться в их офисы и даже организовывают «коридоры позора» у домов наиболее известных представителей партии. Более того, они составили черные списки врагов народа, в которые включают сторонников Саакашвили и устраивают против них погромы. Впрочем, в свое время подобные методы не помешали ЕНД проиграть выборы.

Таким образом, период относительной стабилизации ситуации в Грузии оказался достаточно коротким. Общий тренд политики Запада на постсоветском направлении вновь сделал востребованными радикальные антироссийские круги в Грузии, чтобы вновь превратить эту республику в плацдарм провокаций на Кавказе, и это на фоне обострения ситуации на линии разграничения в Нагорном Карабахе. Эти взаимосвязанные процессы ставят точку в разговорах о том, вызовет ли договор России и Южной Осетии новое обострение или, наоборот, направлен на упреждение новой эскалации.

А. Тедеев