В искусстве горцев значительное место занимает архитектура.
Горная природа, обилие каменного и лесного материала должны были развить, несомненно, способность у горца приноравливаться к местности и сооружать фундаментальные жилые помещения.
Лучшим доказательством развитой архитектурной способности горцев служат огромные башни, могильные склепы, всегда живописно расположенные аулы по склонам гор.
Искусство применяться к условиям местности составляет главную и ценную черту горца-строителя. Большинство аулов в горах имеют общий вид одной цельной связной постройки со строго рассчитанными на глазомер выступами с башнями и линией улиц для проезда. Теснота и скученность населения, готовность в любой момент отражать нападение врага придали особый вид крепостей горским аулам. При всем том каждое племя стремилось выявить свои особенные черты и вложить их в общегорское зодчество.
Так, например, что может быть своеобразнее мостов горцев Дагестана или остроконечных башен Чечни, или в строгую линию заключенных построек Кабарды, и, наконец, четырехгранных огромных башен Осетии, так близко подходящих к типу древнеассирийских построек.
Архитектура горца имеет свои определенные законы, которым строго подчинены не только общие формы башен и домов, но и отдельные детали: двери и окна, столбы и перекладины и т. д. Башни, например, делались с подземными ходами и помещениями, куда пряталось не только ценное имущество, но и искавший защиты страдалец, преследуемый кровниками или врагами. Гость, искавший защиты у горца, считался священным и мог быть выдан врагам лишь с головой приютившего его горца. Двери башен с полукруглым сводом слегка сужены кверху и делались на такой высоте, чтобы можно было залезть, лишь приставив лестницу.
Бойницы башен довольно разнообразны; есть и крестообразные, и даже со вложенными в них огромными каменными крестами – как в башне близ сел. Махческ (Дигория).
Восходящие от основания почти отвесно стены башен на известной высоте загибаются, точно в дальнейшем должен был быть свод.
Могильные склепы со своими законченными стрельчатыми сводами, несомненно, являются первообразом башен. Быть может, недостаток технических средств для подъема на высоту каменной массы, чтобы завершить верх башни, и суровая горная природа с бесконечными ветрами, опрокидывающими на своем пути нередко целые строения, были причиной применения типичной плоской крыши и башен, и домов. Плоская крыша в горах оправдывается, по мнению строителей-горцев, тем, что высокие крыши менее устойчивы при горных ветрах.
Однако же коническая форма склепов сплошь и рядом повторяется и в деревянных постройках на плоскости по типу древних германских жилищ.
И если сопоставить форму индийских храмов, стоящих уже многие тысячелетия, с формой могильных склепов в горах, станет ясно, что основные мотивы архитектуры горцев занесены сюда из глубокой древности, возможно, народом-огнепоклонником. Старинные кладбища Кобани, теперь разрушенные вконец жителями, представляли разнообразие форм могильников. Как старинные храмы Реком и др., так и старинные сакли сохраняли в себе и детальную разработку архитектурных форм. Здесь наталкиваемся на форму капителей деревянных столбов, весьма напоминающих капитель микенской эпохи ионического стиля, которая в виде завитков бараньих рогов повторяется на вещах бронзового века раскопок Осетии и Дигории.
По книге Махарбека Туганова