20 сентября 1990 года глазами двух поколений

В числе мероприятий, прошедших в честь 24-летия образования Республики Южная Осетия был и Круглый стол в медиа-центре «Ир» под емким и символичным названием «Уроки истории. Эстафета поколений».

При этом формат Круглого стола отличался от других такого рода мероприятий. По сути, это была встреча двух поколений: тех, кто имел непосредственное отношение к созданию Республики, и тех, кому в недалеком будущем предстоит встать у руля Южной Осетии. В обсуждении предложенной темы приняли участие депутаты Парламента РЮО 1-го созыва, среди них Тарзан Кокоев, Вячеслав Гобозов, Геннадий Кокоев, Вадим Габараев и др., а также учащиеся старших классов школ г. Цхинвала.

Открывая обсуждение, к собравшимся обратилась модератор круглого стола Замира Джиоева. По ее словам, подрастающее поколение необходимо активнее знакомить с новейшей историей Республики. «Подрастающее поколение должно знать историю Южной Осетии и знать имена тех, кто стоял у истоков независимости. Молодежь должна принять эстафету памяти у старшего поколения. Народ Юж-ной Осетии проявил в те нелегкие годы небывалые отвагу и героизм. В то время зародилось и легендарное общественное движение «Адамон ныхас». Благодаря отваге и патриотизму многих политических деятелей и общественности Республики мы добились и провозглашения, и признания независимости», – отметила ведущая.

В качестве сравнения Замира Джиоева привела для учащихся сегодняшние события на Юго-Востоке Украины, заметив, что они представляют собой почти точную кальку тех процессов, которые протекали в Южной Осетии в начале 90-х. «Тогда активизировали свою деятельность фашиствующие круги Грузии во главе с Звиадом Гамсахурдия, пытавшиеся уничтожить все осетинское. Под удар прежде всего попал осетинский язык, поскольку начал осуществляться перевод всего делопроизводства на грузинский язык, была ликвидирована автономия. Этого наш народ вынести не мог. Против националистического движения в Грузии выступила вся Осетия. Площадь и тогда была местом сбора людей, где обсуждались все важные новости. В такой обстановке очередная сессия Совета народных депутатов еще советского созыва провозгласила Демократическую Республику Южная Осетия. Это произошло 20 сентября 1990 года. Тогда же была принята Декларация о суверенитете. Кроме того, были приняты другие важные решения законодательного характера. Это были продуманные и в правовом отношении абсолютно логичные решения. Благодаря этим решениям мы сегодня стали признанной Республикой, добились того, к чему стремились многие поколения осетин», – резюмировала Замира Джиоева.

Затем присутствующие почтили минутой молчания память героев Южной Осетии, павших за годы агрессии Грузии, после чего своими воспоминаниями с учащимися поделились депутаты парламента Южной Осетии 1-го созыва. Геннадий Кокоев начал с того, как много для народа Южной Осетии значат свобода и независимость.

«Свобода – самое важное понятие для всех народов мира. Когда разваливался Советский Союз, Южная Осетия оказалась перед судьбоносным выбором. Мы должны были выбрать либо путь простой и неконфликтный, но ведущий в небытие. Либо же сказать своим оппонентам, что выбираем свой путь, имеем право на независимый выбор. Мы выбрали путь, который ведет к свободе, и, как показало время, были правы. Но выбор этот был очень непростой.

Уже тогда, когда в Южную Осетию были введены грузинские карательные войска, рядовым жителям пришлось переступить через очень серьезный психологический порог, потому что в советские времена поднимать оружие на представителей власти было очень непростым решением, за это грозило очень серьезное наказание. Но народ упорно шел к своей цели, которая была оформлена через тогдашний Совет народных депутатов. Многие не верили, что мы сможем добиться независимости, однако ценою сотен жизней свобода была завоевана», – отметил Геннадий Кокоев.

Много интересных подробностей рассказали и другие участники круглого стола – Тарзан Кокоев, Вадим Габараев и другие.

Вспоминали события 1989 года, в том числе попытку организации митинга грузинскими фашиствующими кругами, деятельность движения «Адæмон ныхас», Областного совета народных депутатов и парламента РЮО 1-го созыва. Президент медиа-центра Ирина Гаглоева акцентировала внимание на работе общественного движения «Адамон ныхас» и депутатского корпуса тех лет, сыгравших важнейшую роль в формулировании национальной идеи и привлечении широких слоев общественности к защите интересов Осетии. Особо отмечалась их принципиальность и смелость при отстаивании позиций Республики, даже когда речь шла о давлении со стороны представителей тогдашнего союзного центра.

Много теплых слов было адресовано активистам национально-освободительного движения, многие из которых не дожили до сегодняшнего дня, а многие остаются в безвестности, хотя рисковали своей жизнью и здоровьем, отстаивая интересы страны. Перед глазами присутствующих оживали картины тех лет, когда героизм соседствовал с предательством, когда люди продавали свои дома и автомашины, чтобы приобрести оружие для защиты своей Родины.

Председатель Госкомитета информации и печати Вячеслав Гобозов в свою очередь отметил важность проведения подобных уроков истории для подрастающей молодежи. «Провозглашение независимости было для нас уникальным шансом для решения судьбы Республики. У нас прекрасная молодежь, которая должна знать и не забывать историю своего народа», – сказал Вячеслав Гобозов.

В ходе обсуждения событий, приведших к образованию РЮО, вновь всплыла актуальная сегодня тема изучения новейшей истории Южной Осетии в системе среднего и высшего образования Республики. Собравшиеся достаточно критично оценили тот факт, что до сих пор в школах страны не появился учебник по новейшей истории РЮО. Хотя разговоры об этом идут давно, работа над учебником вроде бы тоже ведется, периодически обозначаются разные сроки завершения этой работы. Но конкретного результата пока нет. В результате проблема изучения истории новейшего периода нашей страны по-прежнему стоит остро. Имеющиеся в школах и университете учебники по истории Осетии охватывают более ранние периоды, начиная с древнейших времен. Новейшая же история Южной Осетии за последние 20 лет не находит отражения в учебниках для школьников и студентов.

Многие учителя истории по собственной инициативе проводят уроки по этому периоду, самостоятельно готовят тексты, собирают материалы. В ЮОГУ изучается спецдисциплина по вопросам новейшей истории РЮО, но это только на историческом факультете. На остальных факультетах новейший период изучается в рамках дисциплины «История Осетии». Этого, конечно же, недостаточно.

Даже проведя поверхностные опросы, можно убедиться в том, что большинство учащихся в школах и вузе не знакомы с наиболее значимыми событиями освободительной борьбы, почти ничего не знают о главных действующих лицах, не говорят уже о выделении основных этапов, причинно-следственных связях и т.д.

Обвинять их в этом по крайней мере несправедливо. Все студенты и школьники СССР, а теперь и России и многих бывших союзных республик, изучая историю Великой Отечественной войны, знакомились и знакомятся с такими ее эпизодами, как оборона Москвы, блокада Ленинграда, освобождение Киева, Сталинградская битва, знают имена героев, полководцев, политических лидеров тех лет, в том числе зарубежных. Есть также такие общепринятые понятия и термины, как Отечественная война, День Победы и многое другое, без чего значение этой самой кровавой войны в истории человечества было бы нивелировано в глазах подрастающего поколения.

Всего этого до сих пор не сделано в Южной Осетии, где вроде бы есть достаточно подготовленные кадры историков. Таких словосочетаний и терминов, как «оборона и освобождение Цхинвала», «оборона с. Дменис, пос. Знаур», «День Победы» и т.д. среди населения и общественности Республики, и даже научного сообщества, почти никто не использует. Практически нет монографий о деятельности политических лидеров, возглавлявших страну в те судьбоносные годы, анализ их решений, оценки тех или иных поступков. Слабо развита и мемуаристика, а точнее, она тоже почти отсутствует, если не считать несколько изданий, в том числе воспоминания Геннадия Кокоева, хотя в Республике имеется достаточно широкий круг людей, могущих многое рассказать заинтересованной публике.

Видимо, в данном случае сказывается почти тотальная персонифицированность практически всех без исключения вопросов в Южной Осетии, что является болезнью всех маленьких обществ. Отношения между ограниченным кругом людей переносятся на вопросы государственного значения, влияя на оценки и многое другое, тем более, что большинство участников тех событий здравствуют и поныне, не понаслышке зная о плюсах и не очень примечательных фактах из биографии каждого политика. Но если исходить из подобных ущельно-провинциальных представлений, то можно смело поставить крест на многих аспектах государственного строительства, формирования национальной идеологии и др., не говоря уже о сохранении исторической памяти о событиях эпохального значения для Южной Осетии. Многие страницы новейшей истории РЮО при таком подходе и вовсе могут остаться вне поля зрения будущих поколений. Для воспитания граждан такого государства, как Республика Южная Осетия, необходимо изучение новейшей истории страны, чтобы со школьной скамьи каждый представитель будущих поколений ощущал свою сопричастность к процессам, приведшим к созданию и признанию независимости РЮО.

Изучение истории, и это признанный факт, играет решающую роль в воспитании патриотизма и гражданственности, опять-таки именно изучение истории в школах и вузе закладывает основы национальной идеологии в сознание учащихся. От нее же зависит уровень национального самосознания. История, по сути, представляет собой коллективную память народа, обращенную как в прошлое, так и в будущее.

Об этом хорошо помнили в Советском Союзе, где была создана цельная система изучения и передачи исторических знаний подрастающим поколениям. Старшие поколения хорошо помнят регулярные встречи по памятным датам с ветеранами Великой Отечественной, посещение памятных мест, музеев боевой славы, участие в поисковых отрядах и многое другое. И эта система существовала параллельно с подробно разработанными учебниками и методическими пособиями по истории ВОВ. В этом аспекте мероприятие в медиа-центре должно стать первой ласточкой. Подобные встречи с политиками, депутатами, участниками боевых действий в школах и вузах республики должны стать регулярными, чтобы учащиеся могли черпать информацию из первоисточников, формировать собственное мнение, вести дискуссии по тем или иным вопросам. Неплохо было бы также при изучении различных эпизодов периода 1989-2008 годов, ключевых решений той поры, приглашать непосредственных их участников с лекциями для учащихся. Такой формат, конечно, больше подойдет для вузовского образования. Одним словом, изучение новейшей истории Осетии можно сделать достаточно эффективным и результативным занятием, причем без привлечения астрономических финансовых средств.

А. ТЕДЕЕВ