Телекомпания «Ир»: в 26-летие с новыми идеями и возможностями

16 марта исполнилось 25 лет со дня образования государственной телерадиокомпании «Ир», прошедшей долгий и тернистый путь. За это время менялись передачи, стиль вещания, работники. Но неизменным оставалось стремление совершенствоваться, достигать новых высот.

Сегодня у руководства и сотрудников ГТРК «Ир» много идей, которые они намерены воплотить в жизнь в ближайшее время. Об этом нам рассказал в интервью директор ГТРК «Ир» Георгий Келехсаев.
– День образования коллектив ГТРК «Ир» отмечал ежегодно, но в этом году у нас грандиозные планы. К 25-летнему юбилею издана книга «ГТРК «Ир» 25 лет» под ав-торством Роберта Кулумбегова и Дзерассы Козаевой.
Мы заказали флаг с логотипом ГТРК «Ир» – необходимый атрибут гостелерадиокомпаний. А 20 марта состоится торжественное собрание в ГККЗ «Чермен». Приедут гости и коллеги из Абхазии, пригласили руководителей главных российских и северокавказских телеканалов, специалистов, обучавших первопроходцев нашего телевидения тонкостям вещания и выхода в эфир. Многие из гостей освещали события 2008 года, наряду с нашими сотрудниками они будут награждены госнаградами РЮО, а также наградами министерств и ведомств.
В течение недели запустим новый сайт, который нам подарил на 25-летний юбилей Президент. Надо отметить, я 24 года работаю на телевидении, но такого внимания со стороны руководства к СМИ не было. Анатолий Бибилов понимает, что СМИ, информация, играют важную роль во внешне и внутриполитической, социальной и культурной жизни.
– Георгий Геноевич, прошло больше года как Вы приступили к обязанностям главы «Ир», какие проблемы Вам удалось устранить?
– Приоритетной задачей изначально я поставил: восстановить, отремонтировать и оборудовать разрушенную в 2008 году часть здания. Начали мы с территории здания, огородили и облагородили ее. Что касается здания, пока удалось отремонтировать только половину. На сегодня функционирует только административная часть, где свою работу выполняют журналисты, операторы, монтажисты, радиодикторы, одним словом, весь коллектив из 126 человек. Неправильно поставленная работа, несомненно, влияет на результат. Телестудии и рабочие кабинеты (цеха) должны быть расположены отдельно и в определенном порядке и их отсутствие сбивает планы и динамичное развитие телевидения в целом. Ремонт новых студий находится на начальной стадии. Недавно я посетил гостелерадиокомпанию Северной Осетии, очень понравились их телестудии. Мы планируем оборудовать новые телестудии по возможности на таком же уровне. На дворе век информации и технологий, а ГТРК «Ир» до сих пор не перешло на цифровое обо-рудование. Поэтому, как только заработают новые телестудии, наше вещание изменится в корне. Будем создавать новые проекты и программы, учитывая потребности и менталитет населения. У сотрудников телевидения много идей. Планируем открыть «цеха» перед парламентскими выборами. А к сентябрю запустим новые программы и проекты.
– Насколько охвачена республика телесигналом ГТРК «ИР»?
– По поводу сигнала телевидения и возникающих помех к нам часто обращаются с жалобами жители разных районов. Но вопрос решается не телевидением, а Комитетом связи. Мы отправляем им готовую продукцию, а его задача – распространить ее по всей республике. На сегодня не могут получать сигнал ГТРК «Ир» г. Квайса, в Ленингорском районе мы доступны только Цинагарскому региону. Таким образом, приграничные населенные пункты оказываются в информационной изоляции, которой пользуются наши враги, преподнося свою версию происходящих в республике процессов. До сих пор грузинские власти ведут активную информационную войну. Грузия транслирует «осетинские» каналы, которые берут наши съемки, монтируют на выгодный им лад и выпускают в эфир, а жители этих сел, верят в то, что им показывает т.н. «осетинское» телевидение.
– Чем, по-Вашему стоит гордиться «Ир» за прошедший год?
– Моей первой целью в творческом плане было снять фильм про Тореза Кулумбегова – одного из достойнейших личностей Осетии, которого все ценили и любили. Он был близким мне человеком.
Задача оказалась не из легких, так как в нашем архиве практически не было информации про Тореза Кулубегова. Благодаря Анато-лию Ильичу нам удалось найти нужный материал в Московском архиве. Надо также признаться, что без российских киностудий идея фильма оказалась бы неосуществимой. Считаю, что с этой задачей мы справились.
Хочется поделиться небольшим секретом: мы начали работу над новым документальным фильмом – «Последний геноцид», который будет охватывать период с 1988 по 2008 гг. И выйдет он в свет в конце этого года.
– А почему последний геноцид, а не с 1920 года?
– Да, изначально хотелось затронуть и 1920 год. Но когда я начал искать информацию, она оказалась слишком разносторонней, геноцид 1920 года еще недостаточно изучен. Поэтому я решил снять «Последний геноцид». Чтобы грамотно создать фильм, мы отправим съемочную группу в Армению, для изучения армянского геноцида, а после они поедут на съемки и в европейские страны. Фильм будет идти около полутора часа.
– Вам предстоит многое изменить, чтобы успевать за новшествами телевидения, это влияет и на динамику роста аудиторных показателей. Расскажите, каков основной контингент телезрителей?
– Основной контингент нашей аудитории – люди от 40 и выше, чтобы привлечь интерес молодежи нам нужно осовременить наши программы. Однако, любая попытка сопровождается недовольными звонками телезрителей старшего поколения. Необходимо осознать, что мы должны стараться идти в ногу со временем, при этом не теряя национальную идентичность, а стагнация нас ни к чему не приведет. В основном наши авторские программы устарели, можно сказать изжили себя.
Как только заработают наши телестудии, хочу запустить ток-шоу для освещения социальных проблем определенных слоев общества. А так, каждая телепередача имеет своего зрителя. Благодаря информационным интернет-ресур-сам наши новости смотрят во многих странах и регионах мира. Иногда мне звонят из Сирии, Казахстана и других стран. Мы также воспитываем преемников – «ГИНО-ТВ», руководителем которого является Тамерлан Сиукаев, у них также появится свой зритель.
– Как Вы думаете, какие проекты могут обеспечить больший успех местному телевидению на нынешнем этапе? И есть ли какие-то идеи создания таких проектов?
– Коллектив наш, пусть звучит банально, «золотой», просто надо найти подход к каждому человеку. Со специалистами, которые сейчас работают в ГТРК «Ир», я смело могу решиться на осуществление любого проекта, лишь бы условия позволяли. Существует острая необходимость работать над национальной идеологией, тематикой, над нашим культурно-бытовым и историческим наследием. При просмотре ингушского телеканала, вы много нового сможете «открыть», например, что аланы – это ингуши, Магас их древняя столица и даже осетинские пироги оказывается мы переняли у них. Старшие поколения знают нашу историю, но ребенок, просмотревший эти передачи поверит в услышанное, однозначно. Поэтому у меня возникла идея еще одного ток-шоу со старшеклассниками, учителями и студентами, где будут обсуждать и пропагандировать национальную тематику.
– ГТРК «ИР» выпустил ряд документальных фильмов, выходят авторские программы. Какие программы и фильмы за год можно назвать самыми успешными?
– Самой успешной на данный момент является рубрика «Най ферохганан» («Нельзя забыть»). Недавно мне удалось приобрести уникальный видеоархив 90-х годов, и съемки совместных военных учений Грузии и НАТО, на основе которых мы выпускаем эту передачу. Она набирает очень много просмотров, в том числе из Грузии. А самым успешным фильмом года считаю фильм «Торез», который мы выпустили сами на диске. На второе место вынесу фильм про афганца Павла Бекоева из Минска, где его именем названы школы, улица и стадион, ему установлен памятник в Афганистане. Съемка этих фильмов состоялась при финансовой поддержке Президента республики.
– Не за горами парламент-ские выборы. Как к ним готовится телевидение, в плане информационного вещания, а также теледебатов?
– Информационное сопровождение парламентских выборов зависит от решений ЦИК, мы просто предоставляем эфир и нашего ведущего. Что касается теледебатов, я намерен поменять формат вещания. Например, кандидаты не будут сидеть как раньше, а стоять за кафедрами. Это придаст теледебатам более эстетичный вид и кандидаты будут более собраны.
– На российском телевидении много политических ток-шоу, где участники ведут жаркие дискуссии. Не задумывались над таким проектом? И как Вы считаете, готовы ли к откровенному диалогу наше общество и политики?
– Такие идеи были, но загвоздка опять-таки в отсутствии телестудий. Как только они заработают, в неделю раз будем показывать политическое ток-шоу. Да, конечно, новости мы узнаем из газет и телевидения, но живая беседа – совсем другое, это и манера общения, и поведение наших политических деятелей. Многих народ не знает даже в лицо. Что касается народа, он точно готов к таким передачам, а вот политики, возможно, будут против открытого диалога. Но в этом и состоит задача журналиста – уговорить и привлечь респондента.
– Спасибо Вам за интервью. Коллектив редакции газеты «Южная Осетия» поздравляет вас с 25-летним юбилеем!
Мадина БЯЗРОВА