Средства массовой информации как инструмент развития государства

Работники информационной сферы Южной Осетии отмечают свой профессиональный праздник, который для каждого из них имеет свое личностное измерение. Особенно это касается «военного» поколения журналистов республики, исполнявших свои профессиональные обязанности с риском для жизни и в крайне тяжелых условиях. Зачастую им приходилось добывать информацию в условиях смертельной опасности, а затем, используя крайне ограниченные технические ресурсы, пытаться пробить информационную блокаду, выстроенную Грузией с помощью западных стран.

Развитие СМИ Южной Осетии в этом аспекте напрямую связано с историей становления нашей государственности и реализацией основных направлений внешней политики республики.
Начиная с отражения информационной агрессии, развязанной фашиствующими кругами Грузии со второй половины 80-х годов 20-го века, масс-медиа Южной Осетии по сей день находятся в авангарде борьбы за отстаивание национальных интересов, создание и укрепление государственности РЮО. Им пришлось пройти тяжелейший путь, преодолеть множество трудностей. В 90-е годы югоосетинские журналисты работали часто без света и элементарных условий, на безнадежно устаревшем оборудовании, а то и вовсе без него, под обстрелами пробираясь к месту работы. Несмотря на все это, работа югоосетинских СМИ не прекращалась ни на один день. Ни один из журналистов не оставил своего рабочего поста и не покинул республику в поисках лучшей жизни.
Такая же картина наблюдалась в августе 2008 года. Многие сотрудники СМИ Южной Осетии были награждены боевыми наградами за проявленное мужество. Колоссальный труд был проведен журналистами по сбору свидетельств очевидцев геноцида осетинского народа.
За 30 лет независимости Юж-ной Осетии в плане развития собственных медиа-ресурсов удалось достичь многого. Из советского прошлого республике достались лишь газета «Хурзæрин» («Советон Ирыстон» с дубляжом на русском языке) и журнал «Фидиуæг». Все остальные средства массовой информации образовались уже после провозглашения независимости. Это газеты «Южная Осетия» и «Республика», гостелерадиокомпания «Ир», информационные агентства «Рес», «Осинформ», МИА «Южная Осетия сегодня», а также ряд независимых ресурсов, просуществовавших некоторое время.
Поствоенный период для журналистики Южной Осетии стал временем технического переоснащения, количественного и качественного роста. За счет средств российской помощи были капитально отремонтированы здания, где располагаются редакции государственных СМИ, заметно возросло число работников средств массовой информации республики, применяются новые подходы в журналистской работе.
Сегодня работники средств массовой информации республики активно освещают общественно-политические и социально-эконо-мические процессы, происходящие в Южной Осетии, играют важную роль в формировании общественного мнения, оказывают определенное влияние на международный имидж страны.
Вместе с тем современные реалии ставят перед югоосетинскими СМИ новые задачи, требующие более активной позиции и нестандартных подходов. При этом речь идет не о каких-то локальных вопросах, а о вызовах и угрозах общегосударственного масштаба, поэтому от эффективности реагирования зависит многое в дальнейшем развитии республики.
В частности, предстоит решить проблемы с продвижением позиций Южной Осетии в международном информационном пространстве с целью повышения узнаваемости республики и налаживания новых контактов.
Сказанное в полной мере относится и к вопросу международного признания геноцида осетинского народа со стороны Грузии.
Без активного участия всех информационных ресурсов Южной Осетии решение этих задач не представляется возможным.
В этой связи необходимо также преодолеть определенное отставание по части использования современных информационных технологий, в методах подачи информации и т.д.
Кроме того, ощущается потребность в усилении политологической и аналитической составляющей информационной политики Южной Осетии как важного условия в деле формирования собст-венной повестки дня, умело учитывающей актуальные вопросы международной политики.
Не менее ответственные задачи перед информационной сферой Южной Осетии стоят в плане решения внутренних проблем.
СМИ Южной Осетии предстоит сыграть важную роль в повышении правовой культуры югоосетинского общества, без которой невозможно поступательное развитие любого государства как такого. Также трудно представить успешную борьбу с различного рода социальными пороками без последовательной, грамотно реализуемой информационной политики.
В целом по сути речь идет о реализации основных функций СМИ: информационной, мобилизационной, пропагандистской и инновационной.
Эксперты в области информационных технологий вполне обоснованно отмечают, что сила влияния СМИ соизмерима с институтом семьи и педагогическим воз-действием. Ведь СМИ не просто отображают общество, они помогают сделать мир таким, каким про него пишут.
Именно поэтому в эпоху информационного общества СМИ стали не только одним из главных источников информации для большинства людей, но и основным инст-рументом управления общественным мнением, влияющим на все стороны жизни, отношение к прошлому или создание картинки будущего.
Таким образом, перед медиа-ресурсами Южной Осетии стоит комплекс масштабных задач, охватывающих как сферу внешней политики, так и социальные, экономические и внутриполитические вопросы.
В соответствии с этим необходимо выстраивать текущую деятельность и определять перспективы развития средств массовой информации.
При всей важности таких понятий, как транспарентность, обеспечение многообразия взглядов и мнений, основная задача средств массовой информации всегда напрямую перекликается с интересами развития общества и государства. Именно поэтому во всех странах, какая бы политическая система в них не существовала, СМИ всегда являются носителями определенной идеологии. Самым ярким примером идеологизированности или эффективной пропаганды определенной идеологии, как это ни парадоксально прозвучит, являются СМИ западных стран. Средства массовой информации Советского Союза или того же Китая, которые, как считается многими, страдали чрезмерным засильем пропагандистских установок, на самом деле в этом плане далеко отстают от «китов» информационной политики коллективного Запада, небезуспешно навязывающего всему миру на протяжении многих десятилетий свои однобокие идеологические установки.
Причем в западных странах выстроена четко функционирующая система защиты собственного идеологического поля и любая попытка тех же российских СМИ донести до европейской или американской общественности альтернативную точку зрения встречает жесткую комплексную реакцию на уровне государственных структур.
Поэтому в сегодняшних реалиях весьма актуальна проблема идеологической наполняемости медиа-пространства Южной Осетии, ее направленности по отношению к интересам национального развития. Информационные ресурсы страны могут, конечно же, на примере многих государств пропагандировать чуждую стране и обществу повестку дня, либо же, как отметил в одном из своих выступлений президент РФ Владимир Путин, должны повышать «заинтересованность и стремление людей включаться в реализацию социальных и общественно значимых проектов», становиться «организаторами полезных инициатив».
Он подчеркнул, что СМИ играют «огромную роль в продвижении страны к масштабным целям развития».
Кроме того, по словам российского лидера, средства массовой информации играют важную роль в отношениях между властью и гражданами, в частности, конструктивная, ответственная позиция СМИ помогает органам власти более эффективно решать проблемы, волнующие людей.
И это вполне точное обозначение функций национальных СМИ на современном этапе развития, в том числе применительно к юго-осетинским медиа.
А. ТЕДЕЕВ