Парламент VII созыва:

Каким будет новое лицо югоосетинского парламентаризма?

«Становление и развитие парламентаризма в новейшей истории Государства Алания – процесс не слишком длительный по времени, но весьма богатый по количеству и качеству вместившихся в него событий, факторов и тенденций», – считает Вячеслав Гобозов.

По мнению экс-депутата и политика, в целом, новейшую историю югоосетинского парламентаризма можно разделить на два этапа.
«Первый этап условно можно назвать этапом «советского парламентаризма», он охватывает время деятельности парламента двух первых созывов, вплоть до введения прези-дентской формы правления. Тогда Верховный совет был основным органом власти, определявшим политические процессы в стране. Характерной особенностью периода была активная борьба политических сил. Второй этап начался с введения президентской формы и продолжается по настоящее время. Его можно условно обозначить, как этап «европарламентаризма», – пояснил Гобозов.
По его мнению, на втором этапе парламент фактически считался органом, мало что решавшим, не имевшим влияния на исполнительную ветвь.
«И голосование за депутатов и партии часто шло не по принципу компетенции участников гонки, а исходя из понятий: «хорошие ребята», «мои друзья», «родственники». Конечно, победить на основе только этих факторов не удалось пока ни одной партии, но на конфигурацию депутатского корпуса они влияют значительно», – подчеркнул политик.
По его мнению, такие варианты исключены в ходе выборов Президента, так как избиратель понимает: от того, кто станет главой государства, зависит судьба страны и его личное благосостояние.
«Здесь голосование идет, как говорится, «без дураков», и «хорошие парни» не всегда бывают первыми. В этом плане выборы депутатов Парламента приобретают во многом особый характер. Впервые, спустя 15 лет они снова пройдут по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе. Во-вторых, это первые выборы в профессиональный парламент. Эти два фактора делают труднопредсказуемой избирательную кампанию», – считает В. Гобозов.
За 15 лет выросло новое поколение избирателей, которое во многом и определит победителей, особенно одномандатников. «Определить сегодня с точностью предпочтения этой группы избирателей в одномандатных округах практически невозможно, учитывая, что у нас социологические исследования – большая экзотика, а объективные социологические исследования, не подгоняемые под заранее предопределенный результат – редкость практически несусветная», – отметил Гобозов.
Он считает, в избирательной кампании появятся новые, интересные и неожиданные лица. И будут победители, от которых никто не ждал победы!
«Будут, наверняка, неожиданности и по результатам партийных выборов, связанные в основном с «профессиональным» статусом парламента. Можно ожидать определенного изменения критериев подхода к выдвигаемым партиями спискам депутатов. Думается, избиратель более строго, чем при «полулюбительском», оценит компетентность кандидатов, хотя критерии типа «хороший парень», «мой друг», «родственник» рано сдавать в архив. Все-таки, это первые выборы профессионального парламента, и нужно время, чтобы избиратель понял, что голосует за кандидата, который не только готов быть, но должен уметь работать депутатом. Все это, безусловно, касается не только выборов по единому избирательного округу, но и, в той или иной степени, по одномандатным округам», – подчеркнул Гобозов.
В целом, по мнению Гобозова, партийный ландшафт нового парламента будет неясен вплоть до завершающих дней предвыборной кампании.
«Выскажу полемическую мысль: на сегодня ни одной партии не гарантировано прохождение семи процентного барьера, и ни одна партия не потеряла шансов пройти в парламент. Все будет зависеть от кампании, с какими идеями и представителями выйдут к избирателям. Повторю, ввиду названных выше двух факторов, это особые выборы, отличающиеся от предыдущих. Как себя поведет электорат, сказать трудно», – уверен политик.
Вячеслав Гобозов считает, на данном этапе абсолютно определенно можно предсказать – новый депутатский корпус будет гораздо менее однородным политически и менее лояльным исполнительной власти, чем нынешний.
«Не в последнюю очередь это будет связано с тем, что половину мест в Парламенте займут депутаты, избранные по одномандатным мажоритарным избирательным округам. С одной стороны, они будут заинтересованы в хороших отношениях с исполнительной властью, так как без ее помощи им будет трудно решать проблемы избирателей своего округа», – отметил он.
Однако, с другой стороны, говорит пол-пред президента в парламенте, одномандатники поймут – исполнительная власть не в меньшей степени нуждается в их поддержке, значит, потребуют себе все больше преференций.
«У них за «непослушание» не отнимешь мандат решением съезда партии – они получат его не благодаря партийным боссам, составлявшим избирательные списки, а из рук избирателей конкретного округа. В любом случае, договариваться с мажоритариями будет труднее, чем с прошедшими по партийным спискам и связанными партийной дисциплиной.
Впрочем, стремление к самостоятельности или, по крайней мере, к демонстрации независимости от исполнительной власти будет характерно не только для депутатов-одноман-датников, но и для прошедших по партийным спискам. Это во многом связано с переходом Парламента на профессиональную основу», – подчеркнул Гобозов. По его мнению, все понимают: если на депутата – «любителя», занимающего должность в исполнительной структуре, можно найти рычаги воздействия, то они бесполезны или, менее эффективны в отношении парламентария, чьим основным и един-ственным местом работы на пять лет будет парламент.
«В принципе, любой профессиональный Парламент в сильной президентской республике в той или иной степени «обречен» хотя бы демонстрировать время от времени независимость от исполнительной власти. Особенно верен этот тезис в ситуации, когда результаты выборов в законодательный орган не оказывают никакого влияния на формирование правительства. Политические силы, прошедшие в парламент, понимают, что не имеют серьезных рычагов на исполнительные органы, а значит, единственное, что у них останется в арсенале для сохранения популярности у избирателей – демонстрация если не оппозиционности, то весьма выраженной фронды к исполнительной власти», – констатирует Гобозов.
Как отметил эксперт, особыми выборы делает то, что с этого голосования начинается третий этап развития парламентаризма.
«Называю его условно этапом «национального парламентаризма». Сейчас, когда необходимо строить профессиональный парламент, будет использоваться чужой опыт. И все же во многом это придется делать по собственным лекалам, исходя из своей специфики», – сказал политик.
Он считает, что избирателям и кандидатам стоит учесть, что новый депутатский корпус отнюдь не придет на готовое.
«Ему придется самому строить профессиональный парламент, создавая его внутреннюю структуру в соответствии с новым статусом и корректируя его положение в политико-правовой системе. Профессиональный парламент – не только и не столько зарплата для депутатов. Это совершенно иной уровень работы и абсолютно новая структура представительно-законодательной ветви власти. В целом, задача, которая встанет перед парламентом VII созыва, пусть не сравнима с задачами первого парламента, но, тем не менее, тоже исключительно важна. Окажется ли эта задача по плечу новому парламенту? Это во многом зависит от критериев большинства избирателей при голосовании: существующей инерцией или новыми факторами», – заключил Вячеслав Гобозов.
Алена ДЖИОТЫ