Мутировавший штамм коронавируса более агрессивен: Цховребова о работе в «красной зоне»

Сегодня весь мир объединяет важнейшая проблема – угроза распространения COVID-19. Эпидемиологическая ситуация в республике и в 2020 году – во время первой волны, и на данный момент демонстрирует значимость профессионализма кадров в здравоохранении и совершенствования сферы медицины в целом. Именно от оперативности, профессиональных навыков и самоотдачи медперсонала РММЦ Южной Осетии зависит жизнь и здоровье пациентов, заболевших короновирусом.

Врач отделения пульмонологии РММЦ Ирма Цховребова, лечащая инфицированных COVID-19 в «красной зоне» на базе Инфекционной больницы, рассказала нам о работе и трудностях, с которыми сталкиваются югоосетинские медики.
«На данный момент в «красной зоне» Инфекционной больницы лечатся 90 пациентов. Среди них есть и тяжелые, но состояние их характеризуется как стабильное – без отрицательной динамики, а у некоторых есть даже положительная динамика. То есть крайне тяжелых больных у нас нет», – рассказала врач-пульмонолог.
Время стационарного лечения в «красной зоне», как пояснила врач, зависит от степени тяжести заболевания, но, как правило не менее двух недель, однако пациент может задержаться и на месяц, если он в тяжелом состоянии.
«На сегодня мы обеспечены необходимыми для лечения ковид, медпрепаратами и расходным материалом. Пока у нас не было никаких сбоев в этом направлении. На данный момент в «красной зоне» 6-7 человек в тяжелом, но стабильном состоянии. Один пациент находится в палате интенсивной терапии, остальные в отделениях, но и его состояние стабильно тяжелое, то есть без отрицательной динамики», – отметила она.
Бригада медиков, состоящая из четырех врачей, медсестер и санитарок, приступает к работе в 9:00. Как пояснила Цховребова, официально рабочий график у дневных лечащих врачей с 9 утра до 16:00. Однако в это время еще ни разу, ни одному из врачей не удалось выйти из «красной зоны». Некоторые из медиков сами уже переболели повторно, в их числе и Ирма Цховребова.
«Я сразу заболела повторно, но как только получила свой отрицательный результат, так сразу в строй – вышла на работу», – сказала она.
В РММЦ есть два пульмонолога, и врачи сменяют друг друга. Вместе с ними на работу в «красную зону» заступают и врачи других специальностей. По словам Цховребовой, когда было мало больных, врачи работали по одному, но количество больных постепенно увеличилось, и на сегодняшний день в «красную зону» заходят четыре врача, вне зависимости от направления специальности, среди них и педиатры, и гастроэнтеролог, и инфекционист, кроме хирургов.

12 часов на работе, без еды и без отдыха…
«Больных очень много, я сейчас веду 23 пациентов, и у каждого из наших врачей не менее 20 больных, у некоторых по – 25, 24. Поэтому, как правило, получатся выйти из «красной зоны» только в 19:00, однако бывает, что остаемся и до 21:00 и более – это зависит от состояния наших больных. Но при этом дежурная смена приходит в 16:00 и работают они до 9 утра. Медсестры же работают по 12 часов в сутки – с 9:00 до 21:00, а потом их сменяют, санитарки работают по такому же графику», – уточнила наша собеседница.
Надо отметить, что в «красной зоне» врачебная бригада отрабатывает по четыре рабочие недели.
От себя добавим, кто хоть на несколько часов надевал защитный костюм, поймет, каково просто находиться в нем, не говоря уже об ежедневной 12- часовой работе, без еды и без отдыха.
Ирма Цховребова призналась, что во время рабочего дня медики не могут даже просто перекусить: «Попить воды еще как-то может и удастся, но перекусить точно не получается ни у кого. И вы знаете, в силу занятости об этом никто и не думает, к тому же в этом костюме человек настолько обезвожен, что и кушать не хочется. О еде я вспоминаю только дома».

Приходится жертвовать интересами семьи
В красной зоне Ирма Цховребова работает с первых дней первой волны.
«Ирина Кабулова (заведующая отделением пульмонологии) зашла в «красную зону» как только ее открыли на базе инфекционной больницы. А я зашла через десять дней, когда «красную зону» развернули на базе детской больницы. С тех пор мы работаем там, сменяя друг друга», – добавила она.
Врач благодарна семье – детям и супругу, за то, что они относятся с полным пониманием и поддерживают ее.
«Мы живем отдельно от родителей и, естественно, я к ним не прихожу, когда работаю в «красной зоне». Что касается детей, как я не старалась и оберегала их, но в прошлом году они заразились от меня и переболели. В этом году пока повторно заразилась только я сама», – уточнила она.
Путь Цховребовой к домочадцам лежит через ванную комнату, только предприняв все меры предосторожности, она заходит домой и общается с родными.
«После «красной зоны» я абсолютно ничего не делаю, физически не хватает сил и на домашние дела. Даже оказывать детям элементарное внимание уже не получается. К тому же почти каждый вечер приходится отвечать на звонки больных и консультировать их и дома», – поделилась она.
На наш вопрос, дети, наверное, гордятся вами, врач засмеялась: «Не знаю, не говорили, но полное понимание с их стороны я однозначно чувствую».

Ситуация напряженная, но не критичная
В этом году, как подчеркнула Цховребова, заболевание у больных протекает значительно тяжелее. Несмотря на то, что пациенты получают в полном объеме все необходимое, то есть на фоне проводимой терапии, они переносят болезнь гораздо тяжелее, чем при первой волне.
«Мутированный штамм коронавируса более агрессивен, контингент больных тоже помолодел. Конечно, болеют и люди пожилого возраста, но есть и тридцатилетние. Дети с подтвержденным коронавирусом тоже наблюдались у нас, но у них заболевание протекало практически бессимптомно, просто они лежали со своими родителями и получали терапию для бессимптомного течения. Дети легко переносят и новый штамм», – отметила медик.
Как подчеркнула Цхоребова, несмотря на большое количество больных на душу населения республики, ситуация не критичная. По ее словам, сегодня в «красной зоне» медики справляются сами и пока не нуждаются в помощи волонтеров. Напомним, что в прошлом году на помощь медикам пришли и жители республики.
«В прошлом году, особенно в конце октября и в ноябре, волонтеры очень нам помогли. На сегодня повода для паники у наших граждан нет. Просто не надо по возможности посещать массовые мероприятия, необходимо соблюдать социальную дистанцию и просто беречь себя и близких», – констатировала она.

Кто они, «рыцари в белых халатах»?
Цховребова выразила благодарность своим коллегам: «С коллегами мы работаем одной сплоченной командой и понимаем друг друга с полуслова – это Тамара Джиоева, Лариса Ханикаева, Ирина Нарикаева. Но я бы хотела отметить работу наших медсестер и младшего медперсонала, а именно: Раю Джиоеву, Жанну Кулаеву, Оксану Дзагоеву. Они работают со мной на первом этаже и относятся к своей работе с ответственностью, не просто исполняют свои обязанности, а, можно сказать, «выкладывают душу». Я просто восхищаюсь ими. Вчера от переутомления одна из медсестер даже сознание потеряла. Конечно, ведь не просто находиться целый день в этом костюме».
Пациенты, по ее словам, естественно, видят и понимают, что медикам тоже нелегко работать в «красной зоне», поэтому даже смотрят они с благодарностью в глазах.
«Для каждого врача, и для меня лично большое счастье – это выписать выздоровевшего больного домой, и я каждый день им это говорю. Я пропускаю каждого больного через себя, особенно тяжелобольных, оно и понятно, ведь за них человек переживает больше. Каждый человек для нас дорог, и наша цель – вылечить их любым способом», – заключила Ирма Цховребова.
М. БЯЗРОВА