Алан Битиев: «Разговоры о кризисе живописи в Южной Осетии не имеют оснований»

«Ars longa, vita brevis» – это известное римское изречение, утверждающее о вечности искусства на фоне бренности человеческой жизни, в полной мере подчеркивает значение живописи для общества. Изобразительное искусство по своему предназначению отображает ценности каждой культуры и эпохи, сохраняя и передавая будущим поколениям информацию об эволюции тех или иных традиций, моральных ценностей и ориентиров. Художники языком кисти выражают некую квинтэссенцию взглядов, представлений об окружающем мире, характерных для своего времени. С этой точки зрения живопись служит мостом между различными культурами и временем. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить известные картинные галереи и музеи. Увиденное позволяет переместиться в другую эпоху, окунуться в мир, в котором жили художники, прочувствовать быт и нравы иного временного измерения.
Кроме того, изобразительное искусство выполняет специфические социальные функции, воспитывая любовь к прекрасному, учит понимать тонкие материи, видеть в каждой картине, как в некоем зеркале преломление сегодняшнего дня. С учетом сказанного, нетрудно понять, какова роль мастеров кисти в современном искусстве. По своей сути, они становятся посредниками между прошлым и будущим, проводниками для широких масс в мир смутных чувствований и мировоззренческих тайн. Поэтому, несмотря на научно-технический прогресс, творчество художников остается востребованным и актуальным, волнующим и пробуждающим глубинные порывы человеческой души.

В чем счастье для художника
Картины мастеров кисти Южной Осетии в этом отношении ничем не уступают работам художников из других стран. Тому доказательство – их успешное участие в различных международных выставках и наличие целой плеяды звездных имен, оставивших свой след в изобразительном искусстве.
Председатель Союза художников Южной Осетии Алан Битиев отмечает, что даже во время войны, несмотря на все трудности и отсутствие элементарных условий для работы, югоосетинские мастера кисти продолжали творить, отражая в своем творчестве народные чаяния и свой взгляд на происходящие процессы. Он уверен, что разговоры о кризисе живописи в Южной Осетии не имеют под собой оснований. Напротив, мирный период, наступивший после признания независимости Южной Осетии Российской Федерацией, позитивно отразился на продуктивности художников. «Кризиса в сфере живописи у нас нет, мы активно работали даже во время войны, а тем более сейчас. С уверенностью могу сказать, что наши художники вполне конкурентоспособны и могут представлять свои работы где угодно», – говорит Алан Битиев.
По его мнению, после завершения в этом году ремонта выставочного зала Союза художников Южной Осетии мастера кисти республики получат возможность чаще организовывать экспозиции своих картин. Кроме того, председатель Союза художников Южной Осетии подчеркнул, что средства на ремонт выставочного зала были выделены президентом республики, однако в прошлом году пандемия коронавируса затормозила намеченные работы. После снятия карантина ремонт возобновился и в скором времени будет завершен.
Ранее отсутствие постоянно действующего выставочного зала и, как следствие, ограниченная возможность представлять общественности продукт своего творчества, как отмечает Битиев, являлось серьезной проблемой для художников республики. Недаром же говорят, что у счастья художника простая формула: творить и выставляться. Художник творит прежде всего для своего зрителя, способного оценить, понять и вдохновить. Теперь, с появлением отремонтированного выставочного зала, ситуация должна измениться к лучшему.

Текущие планы
На 2021 год Союз художников наметил проведение серии тематических выставок, в процессе которых будут представлены работы югоосетинских мастеров кисти. Первая из них состоится 9 апреля, экспозиция будет приурочена к юбилею заслуженного художника Рудольфа Бигулаева. Затем ценителей югоосетинской живописи ожидает выставка на весеннюю тематику, которая пройдет в мае. Летом в планах Союза художников Южной Осетии – проведение выставки, посвященной 140-летию дня рождения Махарбека Туганова. Юбилей одной из центральных фигур осетинского изобразительного искусства станет лишним поводом оценить и обсудить уровень развития современной живописи в Южной Осетии, еще раз осмыслить влияние Махарбека Туганова на осетинскую культуру в целом. Ведь он, помимо всего прочего, был настоящим хранителем нравственных и этических традиций национальной культуры, талантливо соединив европейский художественный опыт и традиционную культуру Осетии. Еще одну экспозицию Союз художников готовит ко Дню республики в сентябре текущего года. Ну, а последним аккордом в творческом календаре Союза на 2021 год станет экспозиция ко Дню художника 8 декабря. Выставки за пределами республики в этом году из-за отсутствия средств Союз не планирует. «При наличии финансирования мы готовы выставляться за пределами Южной Осетии. Но средств на поездки у нас пока что нет», – отмечает Алан Битиев.

От пейзажей до абстракции и графики
Художники Южной Осетии в своем творчестве охватывают практически все основные направления и жанры современного изобразительного искусства, в то же время всегда находя место для осетинских традиционных мотивов. «Среди жанров, в которых работают наши художники, есть пейзажи, натюрморт, фигуратив, стилизация, абстракция. Картины исполняются и маслом, и акварелью, а также используется графика. В работах мастеров кисти Южной Осетии всегда отражается национальный колорит», – говорит председатель Союза худоджников.
И действительно, у каждого из наших известных художников свой яркий индивидуальный стиль в искусстве. Не похожие друг на друга, они делают общее дело, с помощью искусства приводя зрителя к глубокому постижению духовных ценностей своего народа. Художники во многом определяют уровень и сегодняшний день югоосетинского искусства, будучи своеобразными и талантливыми мастерами кисти. Их произведения узнаваемы и любимы как в профессиональной художественной среде, так и среди многочисленных почитателей. Творчество отечественных мастеров кисти задевает за живое, бередит душу, наводит на размышления, вызывая ностальгию по ушедшим временам, образам, людям. Современная югоосетинская живопись очень разная – то нежно-камерная, то мощно-монументальная, то строго реалистичная, или вызывающе красивая, абстрактная. Чувства, вызываемые ею, метафоричны, дают абсолютное ощущение атмосферы времени, вовлекают каждого зрителя в удивительный мир живописи. Одной из характерных граней югоосетинской живописи заключается в том, что она зачастую создает мифологические, но в то же время по-человечески притягательные герои, реальность и близость которых достигается за счет осознанного наделения героев современными чертами и образным смыслом. Охватывая широчайший спектр современных течений и стилевых направлений, работая практически во всех жанрах и видах искусства, художники Южной Осетии, тем не менее, проявляют постоянный интерес к традиционной осетинской архаике. Их внимание к этой тематике выражается во множество острых, ярких и индивидуальных вариаций. Архаизация формы как способ обострения стилистики современного художественного языка – явление в целом общеевропейское, но в интерпретации осетинских мастеров кисти выглядит особенно органично.
И.ТЕДЕЕВА