7 января православные христиане отмечают один из главных праздников – Рождество Христово. В этот день вспоминают чудесное явление Сына Божьего в мир. Рождество считается волшебным временем, которое вдохновляет людей совершать добрые поступки и дарить близким любовь.
С наступающим Рождеством Христовым жителей Республики Южная Осетия поздравил и благочинный церквей Аланской Епархии Иаков Хетагуров.
«Рождество Христово – всенародный праздник, один из самых больших торжеств в церковном, православном календаре. Хочется пожелать всем спасения, любви, добра, здоровья, благополучия», – отметил отец Иаков.
ЗАЖЖЕТСЯ ЗВЕЗДА И РОДИТСЯ СПАСИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Суть праздника, подчеркнул отец Иаков, заключается в рождении Бога нашего Иисуса Христа. Но здесь надо пояснить, что это событие не было неожиданным, о Рождестве Христовом упоминается еще в Ветхом Завете.
«Это своего рода первый завет, договор Бога с человеком, уже изгнанным из рая за нарушение Божьего закона, за своеволие, ослушание предупреждения Бога о том, что грех убивает человека. Адам лишился вечной жизни, приняв грех, причем согрешил сознательно. Для него потеря вечной жизни была колоссальной, он лишился на тот момент абсолютно всего, по крайней мере, Адаму так казалось. Это мы привыкли к тому, что люди смертные, хотя боимся смерти, потому что она для нас неестественна», – говорит священник.
Господь не хотел лишать Адама жизни окончательно. И несмотря на его предательство, Господь из любви пошел ему навстречу и сказал ему: «Ты будешь жить на земле, во временном пространстве, потому что ты сам тоже стал временным. Ты будешь жить, воспитывать детей, добывать хлеб уже не как в раю, а трудом и потом. А жена будет рожать детей своих в боли, но будет радоваться». То есть он обнадеживал его и подготавливал к новому формату жизни, которое наступило в жизни первых людей – Адама и Евы.
«И самое главное обещание Бога Отца – в адамовом роде родится тот, который снимет с Адама ярмо дьявола, ярмо змеи, и спасет его. Это обетование мы читаем в первых главах Священного Писания, т.е. Ветхого Завета, и здесь есть первое упоминание Бога Отца, что на землю будет послан Бог Сын. В то же время он будет Сыном человеческим тоже, потому что родится от Святого Духа, а Мать его будет человеком – по отцу и матери. Именно поэтому Иисус Христос будет Богочеловеком, и та часть человечества после Адама и Евы, которая сохраняла веру в Бога, старалась жить по Божьим законам – это святые пророки, праведники, патриархи и др., знала, что родится обещанный Богом Спаситель. Все его ждали», – рассказал он.
Священник пояснил, что из рода в род они передавали это обетование. И по прошествии тысячелетий после сотворения Вселенной и Адама на землю явился Иисус Христос. Но уже настолько была скудна вера на земле, что Его не восприняли как Богочеловека.
Господь родился скромно в вертепе, где жили пастухи, и никто не встретил Богомладенца как царя, как Бога. Первыми его увидели простые христиане, тельцы и овны, бессловесный скот, если можно так сказать.
Еще одно «но». По словам отца Иакова, на земле еще были люди, сообщества, которые упоминали, что пришли маги, волхвы с Востока, и в их книгах было написано: когда зажжется звезда, родится Спаситель человечества. Эти маги, не относящиеся к коренному народу – к иудеям Палестины, среди которых родился Христос, пришли почтить Христа и принесли ему дары: золото, ладан, смирну. Золото – как царю, ладан – как богу и смирну – как человеку смертному.
ВЕЛИКАЯ РАДОСТЬ!
Бог был распят на кресте, он принял смерть, но победил смерть своим святым воскрешением. Как говорит священник, это важно понимать.
«То есть мы не просто радуемся, что родился в такое-то время Христос, истинные христиане радуются рождению Бога – Спасителя. Мы смертные люди, которые боимся смерти, болезней, так как они ведут к смерти, и этот страх у нас проходит через всю нашу сознательную жизнь, в Рождестве Христовом видим свое спасение, свое освобождение от смерти.
И принимающие Христа – Спасителя перестают бояться смерти и даже потихоньку готовятся к нему, потому что Христос победил смерть. Для православных смерти уже нет. Это всего лишь временный переход из этого жизненного состояния в другое, из материального, физического – в духовное. Наша душа бессмертна, и Господь ее сохраняет. Поэтому эта радость для православного христианина так велика: родился Христос Спаситель, который спас нас от вечной погибели, и если будем сохранять законы божии, то наследуем Царство Небесное, т.е. вечную жизнь вместе с Богом и с Христом. Это и есть блаженство», – подчеркнул отец Иаков.
С Рождеством Христовым в жизни людей случилась великая радость, и обещание Бога исполнилось: родился Христос Младенец, и родилась новая и вечная жизнь – без боли и страданий, безо лжи, колдовства и преступления. «Мы надеемся, что после нашей физической смерти Господь примет наши души, простит нам наши грехи, и будем спасены и введены в Царство Божие. В этом и заключается суть радости праздника Рождества Христова!», – сказал священник.
Вечером 6 января в храмах Южной Осетии пройдут праздничные богослужения. В Храме Рождества Пресвятой Богородицы Цхинвала основное богослужение начнется в 23:00. В полночь с 6 по 7 января священнослужители, прихожане, жители республики совершат крестный ход.
ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА
В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие – родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы.
Придя на землю, Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища. Он родился за городом, в пещере, и был положен в ясли, куда кладут корм для животных. Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим.
Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).
Но неужели так встречен был родившийся Христос? Святая церковь поет, что все творение Божие встречало Спасителя: ангелы принесли Ему пение, волхвы – дары, пастыри встретили Младенца, земля приготовила пещеру-вертеп, а Матерью Господа стала Дева Мария.
Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы. Прославляя Божию Матерь, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.
Рождество Христово завершает сорокодневный Рождественский пост (святая Четыредесятница). Накануне праздника соблюдается строгий пост. После Рождества наступают святки – святые дни, или 12 дней, в течение которых отмечается праздник.
День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам. Святые отцы в своих писаниях именуют его началом и основанием для других праздников.
Двенадцать последующих дней после Рождества, до 17 января, называются святыми днями, или святками. Пост в эти дни отменяется. Святки – это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».
Алена ДЖИОТЫ