Немного об осетинской народной песне

 

Музыкальная культура осетин отличается богатством форм и традиций. Создателями и исполнителями народных песен, как правило, являются талантливые люди, которые хорошо понимают и чувствуют, чем живет народ, и умело облекают свои замыслы в близкие и доступные формы.
Песня отражает типичные особенности национального духа, она связана с жизнью народа. Она – наиболее полное и верное выражение отличительных свойств народного характера. Вот почему, когда изучают историю какого-либо народа исследуют прежде всего его устное народное творчество.
Песня повсюду сопутствовала жизни осетин – в радости, в горе, в повседневном труде, в массовых мероприятиях и т.д. Испокон веков она пробуждала и воспитывала чувства собственного достоинства и национального самосознания побуждала на ратные подвиги, была лучшим украшением досуга.
Типичным и многогранным видом осетинского народного песенного искусства является мужская «хоровая» песня. Традиции мужской и женской песни развивались в Осетии в дореволюционные годы обособленно. Пение женщин в присутствии мужчин в старое время по традиции не допускалось. Женщины пели только тогда, когда оставались одни, за женскими делами, пели свои особые песни. Большая часть женских песен пелась сольно (колыбельные, любовные), меньшая часть многоголосно (трудовые, например, песня «Онай», исполняемая при валянии войлока). Единственной формой женского музицирования, допускавшегося в Осетии в присутствии мужчин, было исполнение на гармони инструментальных плясовых наигрышей. На гармони в Осетии играли только женщины, и играли виртуозно.
Самым популярным и самым типичным жанром осетинского народного песенного искусства был и остается жанр героической песни. Песни о погибших смертью храбрых – национальная песенная классика осетинского народа, и в то же время неписанная его история.
Певцами в сопровождении хъисын фандыра (осетинская лира) исполняются классические произведения осетинского эпоса – сказания о нартах (кадаг), которые поются на особые напевы. В прошлом сказания о нартах сопровождались игрой не только на хъисын фандыре, но и на дыууадастаноне (инструмент типа 12-струнной небольшой арфы).

Подготовила З.ГАССИЕВА