Жизнь творческого человека 20-века наполнена огромным количеством событий, которые оказывают влияние на восприятие мира художника. Такой была жизнь Догузова Георгия Васильевича, художника с необычной судьбой. Он родился в Китае, в городе Харбине, 8 ноября 1923 года. В то время Харбин являлся многонациональным городом, в котором жили люди из России, строившие Китайско-Восточную железную дорогу, в рамках российской помощи Китаю. Одним из этих строителей был отец художника Догузов Василий Леванович. Маленький Георгий был шестым ребенком в его семье.
В 1933 году, после захвата этой области Китая Японией, отец решил переехать с семьей на родину в СССР, в город Цхинвал (тогда Сталинир). Однако Родина, в которой проходил очередной этап сталинских репрессий, не встретила их открыто. Отец и старший брат художника были объявлены шпионами и арестованы, жизнь их закончилась в лагерях.
Шли годы, жизнь продолжалась, и еще в школе, начиная с 1934 года, Георгий Догузов стал посещать занятия в Художественной студии под руководством известного деятеля искусств Махарбека Туганова, который был воспитанником известного русского живописца Ильи Репина. Махарбек Туганов – первый наставник будущего художника. Он привил Георгию любовь к графике, заставлял делать рисунки с предметов археологических раскопок, раскрыл природную красоту горных долин Осетии, красоту и величие культуры.
Завершить обучение помешала начавшаяся Вторая мировая война. После окончания средней школы, в 1941 году, Г.Догузов был призван в армию. В составе 6-й Гвардейской Краснознаменной стрелковой бригады и 306-й Гвардейской стрелковой дивизии, Георгий Васильевич участвовал в обороне Кавказа, получил несколько ранений, за участие в боевых действиях был награжден орденом Славы.
Вернувшись с войны – в 1946 году окончил Цхинвальское художественное училище, и по настоянию Махарбека Туганова в 1947 году поступил в Тбилисскую государственную Академию художеств, которую успешно закончил в 1953 году.
С 1955 года по 1978 год работал педагогом и директором Художественного училища им. М.С. Туганова в Цхинвале.
С 1966 по 1968 гг. работал директором Цхинвальских художественных мастерских и главным художником этой организации.
Догузов Г.В. неоднократный участник областных и республиканских выставок. Участник выставок отделений Союза художников Абхазии, Аджарии, г. Кутаиси, г. Тбилиси, г. Владикавказ, г. Москвы.
Одна из последних выставок работ художника проходила в октябре 2008 года в Санкт-Петер-бурге.
Работы художника являются собственностью Государственного художественного музея г. Тбилиси, Юго-Осетинского краеведческого музея, г. Цхинвал; Северо-Осетинского республиканского художественного музея им. М.Туганова, г. Владикавказ.
Георгий Догузов более 25 лет работал в Цхинвальском художественном училище, активно занимался творческим развитием молодых художников.
За плодотворную работу художник был неоднократно награжден знаками внимания Министерства культуры ГССР, трижды избирался председателем правления Юго-Осетинской организации Союза художников.
В 1984 году художник переехал в Москву, где начался новый этап его творчества.
Работы художника пользовались большим успехом у зрителей, которые о них всегда отзывались с теплотой. Его можно назвать одним из основоположников юго-осетинской станковой живописи.
Георгию Догузову были подвластны разные стили.
Живописные полотна как «Рассвет», «Последний луч», «Оттепель», «Трудовые будни», «Утро села», «Строительство нового моста», «Проездом», «30 лет спустя», «Ничто не забыто», «В дозоре», серия пейзажей старого и нового Цхинвала и многие другие полотна, находящиеся в запасниках осетинских и грузинских музеев, отображают проблемы человека труда, созидателя.
Художник занимался и графикой. Работал над иллюстрированием книг в Юго-Осетинском издательстве «Ирыстон».
Из особо удачных работ графического цикла следует отметить иллюстрации и книги В. Санакоева «Глубокий след», иллюстрации к «Осетинским народным сказкам», иллюстрации к повести А.Джаджиева «Красные факелы», целый цикл иллюстраций к детским книгам.
Главным его детищем, в котором он мог раскрыть свою любовь к жизни, были пейзажи. Стремление дать целостную картину родной природы, выразить не только свою любовь к ней, но и свое представление о современной жизни, желание понять «внутренний смысл» того или иного пейзажного образа, проникнуть в его поэтический мир было главной его целью. Казалось бы, обычные прозаические мотивы обретают у художника особую поэзию и привлекательность. В сочетании с кипучей жизнью особенно остро ощущается тишина и поэзия нетронутой человеком природы. Здесь его кисть становится лиричной, проникновенной. Он передает мягкость пушистого нетронутого снега, только что покрывшего горы и леса, холодную свинцовость осенней реки и скал.
Он один из тех художников, работы которых воспринимаются «на расстоянии», когда взглядом можно охватить картину целиком и складывается единый образ, именно тогда осознается его мастерство.
Художник Георгий Догузов включен в Единый художественный рейтинг, издающийся в Российской Федерации начиная с 1999 года, и включающий в себя имена, даты жизни и рейтинговые категории 60456 художников. Но множество полотен художника было уничтожено во время грузино-осетинского конфликта 2008 года.
После окончания конфликта из запасников Цхинвальского краеведческого музея удалось спасти только 33 полотна, в том числе одно из наиболее известных произведений художника, “Портрет Коста Хетагурова”. С помощью данных полотен была организована передвижная выставка, которая была представлена в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Архангельске, Пскове, Саратове, Нарьян-Маре и других городах в конце 2008 — начале 2009 года.
В настоящее время сохранившиеся художественные произведения находятся в частных коллекциях.
Подготовила К.БАГАЕВА