Художник с необычной судьбой

Жизнь творческого человека 20-века наполнена огромным количеством событий, которые оказывают влияние на восприятие мира художника. Такой была жизнь Догузова Георгия Васильевича, художника с необычной судьбой. Он родился в Китае, в городе Харбине, 8 ноября 1923 года. В то время Харбин являлся многонациональным городом, в котором жили люди из России, строившие Китайско-Восточную железную дорогу, в рамках российской помощи Китаю. Одним из этих строителей был отец художника Догузов Василий Леванович. Маленький Георгий был шестым ребенком в его семье.

В 1933 году, после захвата этой области Китая Японией, отец решил переехать с семьей на родину в СССР, в город Цхинвал (тогда Сталинир). Однако Родина, в которой проходил очередной этап сталинских репрессий, не встретила их открыто. Отец и старший брат художника были объявлены шпионами и арестованы, жизнь их закончилась в лагерях.
​Шли годы, жизнь продолжалась, и еще в школе, начиная с 1934 года, Георгий Догузов стал посещать занятия в Художественной студии под руководством известного деятеля искусств Махарбека Туганова, который был воспитанником известного русского живописца Ильи Репина. Махарбек Туганов – первый наставник будущего художника. Он привил Георгию любовь к графике, заставлял делать рисунки с предметов археологических раскопок, раскрыл природную красоту горных долин Осетии, красоту и величие культуры.
Завершить обучение помешала начавшаяся Вторая мировая война. После окончания средней школы, в 1941 году, Г.Догузов был призван в армию. В составе 6-й Гвардейской Краснознаменной стрелковой бригады и 306-й Гвардейской стрелковой дивизии, Георгий Васильевич участвовал в обороне Кавказа, получил несколько ранений, за участие в боевых действиях был награжден орденом Славы.
​Вернувшись с войны – в 1946 году окончил Цхинвальское художественное училище, и по настоянию Махарбека Туганова в 1947 году поступил в Тбилисскую государственную Академию художеств, которую успешно закончил в 1953 году.
С 1955 года по 1978 год работал педагогом и директором Художественного училища им. М.С. Туганова в Цхинвале.
С 1966 по 1968 гг. работал директором Цхинвальских художественных мастерских и главным художником этой организации.
​Догузов Г.В. неоднократный участник областных и республиканских выставок. Участник выставок отделений Союза художников Абхазии, Аджарии, г. Кутаиси, г. Тбилиси, г. Владикавказ, г. Москвы.
Одна из последних выставок работ художника проходила в октябре 2008 года в Санкт-Петер-бурге.
Работы художника являются собственностью Государственного художественного музея г. Тбилиси, Юго-Осетинского краеведческого музея, г. Цхинвал; Северо-Осетинского республиканского художественного музея им. М.Туганова, г. Владикавказ.
Георгий Догузов более 25 лет работал в Цхинвальском художественном училище, активно занимался творческим развитием молодых художников​.
За плодотворную работу художник был неоднократно награжден знаками внимания Министерства культуры ГССР, трижды избирался председателем правления Юго-Осетинской организации Союза художников.
В 1984 году художник переехал в Москву, где начался новый этап его творчества.
​Работы художника пользовались большим успехом у зрителей, которые о них всегда отзывались с теплотой. Его можно назвать одним из основоположников юго-осетинской станковой живописи.
Георгию Догузову были подвластны разные стили.
​Живописные полотна как «Рассвет», «Последний луч», «Оттепель», «Трудовые будни», «Утро села», «Строительство нового моста», «Проездом», «30 лет спустя», «Ничто не забыто», «В дозоре», серия пейзажей старого и нового Цхинвала и многие другие полотна, находящиеся в запасниках осетинских и грузинских музеев, отображают проблемы человека труда, созидателя.
Художник занимался и графикой. Работал над иллюстрированием книг в Юго-Осетинском издательстве «Ирыстон».
Из особо удачных работ графического цикла следует отметить иллюстрации и книги В. Санакоева «Глубокий след», иллюстрации к «Осетинским народным сказкам», иллюстрации к повести А.Джаджиева «Красные факелы», целый цикл иллюстраций к детским книгам.
Главным его детищем, в котором он мог раскрыть свою любовь к жизни, были пейзажи. Стремление дать целостную картину родной природы, выразить не только свою любовь к ней, но и свое представление о современной жизни, желание понять «внутренний смысл» того или иного пейзажного образа, проникнуть в его поэтический мир было главной его целью. Казалось бы, обычные прозаические мотивы обретают у художника особую поэзию и привлекательность. В сочетании с кипучей жизнью особенно остро ощущается тишина и поэзия нетронутой человеком природы. Здесь его кисть становится лиричной, проникновенной. Он передает мягкость пушистого нетронутого снега, только что покрывшего горы и леса, холодную свинцовость осенней реки и скал.
Он один из тех художников, работы которых воспринимаются «на расстоянии», когда взглядом можно охватить картину целиком и складывается единый образ, именно тогда осознается его мастерство.
​Художник Георгий Догузов включен в Единый художественный рейтинг, издающийся в Российской Федерации начиная с 1999 года, и включающий в себя имена, даты жизни и рейтинговые категории 60456 художников. Но множество полотен художника было уничтожено во время грузино-осетинского конфликта 2008 года.
После окончания конфликта из запасников Цхинвальского краеведческого музея удалось спасти только 33 полотна, в том числе одно из наиболее известных произведений художника, “Портрет Коста Хетагурова”. С помощью данных полотен была организована передвижная выставка, которая была представлена в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Архангельске, Пскове, Саратове, Нарьян-Маре и других городах в конце 2008 — начале 2009 года.
В настоящее время сохранившиеся художественные произведения находятся в частных коллекциях.

Подготовила К.БАГАЕВА