Цыппурс – праздник возрождения света и жизни, новых надежд

В осетинском традиционном календаре начало Нового года приходится на день зимнего солнцестояния «Цыппурс» и отмечается 21-22 декабря. Декабрь даже называется по имени празднества «Цыппурсы мæй», который отмечается в этот же день.
Осетины сохранили традицию почитания Солнца и празднуют в Цыппурс возрождение света и жизни .

Солнце, олицетворяющее вечный огонь, является символом истины и чистоты, способствует физическому и духовному очищению человека.

Праздник Цыппурс имеет древнее происхождение. Этимологически термин «цыппурс» восходит к иранскому «catvarsat», что означает «четырех-сторонний». Васо Абаев установил, что в дохристианском календаре алан празднику Цыппурс соответствовал праздник огня – æртхурон (солнечный огонь).

Для того, чтобы год был богатым, каждая семья готовила большой осетинский пирог æртхурон, дословно «Огонь-Солнце». Его ставили в центр стола. Кусочек пирога обязательно отведывал каждый член семьи, но посторонним его давать не полагалось.

В этот день делали и запекали фигурки из теста: людей, птиц, животных – басылтæ.

В праздник Цыппурс детей приводили в святилища и молились, просили для них небесного покровительства, приносили подношения в честь новорожденных мальчиков. Мальчики постарше отправлялись к пастуху, «выпрашивали» у него козлёнка, закалывали его и устраивали застолье. Голову и шкуру козла обменивали на мёд.

В некоторых местах Осетии, накануне Цыппурс, юноши собирали в лесу репейник и ставили его на косяки дверей, на окна, на зернохранилище, у входа в жилье и хозяйственные помещения и т. д.

После захода солнца каждый во дворе зажигал костёр. В него бросали жир, прыгали через огонь и т. д. Считалось, что хозяева самого большого и яркого костра будут отмечены особым счастьем. Все веселились: молодёжь пела, танцевала, дети прыгали через костёр. Старшие молились: «Да исчезнут наши беды и горести, да сгорят они в этом костре». Огонь костра означал не только начавшееся «разгорание» солнца, но и начало нового аграрного года, начало годового цикла сельскохозяйственных работ.

В своей молитве за праздничным столом старший, наряду с пожеланиями обильного урожая в наступающем году, обращался к Цыппурс и как к духу-покровителю, который будет помогать во всех жизненно-важных вопросах.

В этот вечер все с приношениями обходили хозяйственные помещения. В хлев первым заходил тот, которого считали самым добрым и удачливым. Он заносил с собой охапку сена и кормил поочерёдно каждое животное.

Затем в хлев заходил старший, произносил молитву, в которой благословлял домашний скот, поручал их Фосы Фæлвæра и другим дзуарам, просил Тутыра уберечь их от серых хищников, увеличить поголовье. Двери хлева прочно закрывались (затыкались даже щели) и ставили колючки на косяке (чтобы злые силы не проникли в хлев). С той же целью обводили кинжалом вокруг дома, хлева. Снаружи у дверей ставили наполненную сеном корзину – чтобы корма всегда было в достатке.

Обряды, сопровождающие Цыппурс, были тождественны новогодним. О родстве этих двух праздников свидетельствует и второе, равнозначное название Цыппурс (ир.), (Цаппорса (диг.) – Ног Азы сæр.

На праздник ничего не жалели, накрывали богатые столы: были обязательны три треугольных уалибаха (æртæдзыхонтæ), пиво, арака. Глава дома возносил молитву Единому Богу и дзуару Цыппурс, просил изобилия, счастья и здоровья.

На рассвете вновь разжигали костры. Соседи, односельчане шли друг к другу с поздравлениями. Каждой семье хотелось, чтобы утром Цыппурса порог дома переступила «счастливая нога», т.е. человек, встреча с которым знаменует удачу в жизни и делах, тогда и весь год будет удачным и счастливым. Работать в этот день не полагалось.

Цыппурс – первый праздник зимнего цикла земледельческого календаря осетин. Непременными элементами праздника были посещение общесельских святилищ и организация в каждом доме праздничного стола с соответствующим закланием жертвенного животного: ягнёнка или козлёнка. Во время застольных молений просили Единого Бога и дзуаров о ниспослании обильного урожая, сохранении и приумножении домашнего скота, даровании членам семьи всех жизненных благ.

Цыппурс – это праздник поворота солнца на лето, праздник возрождения новой жизни, новых надежд.

Подготовила К.БАГАЕВА из открытых источников