ИМЯ ЛЮДМИЛЫ ГРАФОВНЫ ВПИСАНО В ЗОЛОТУЮ ЛЕТОПИСЬ ОСЕТИИ
Имя Людмилы Графовны Галавановой по праву вписано в Золотую летопись Осетии. Это имя покорило зрителей в 60-х годах, восхищает и покоряет сегодня. Природа наделила ее красотой, наделила не только талантом актрисы, но и огромным поэтическим дарованием.
Она сильна духом, способна противостоять любым испытаниям судьбы, при этом, не обременяя никого вокруг.
Она по-прежнему величава, присутствие ее на сцене по-прежнему собирает полные аншлаги.
Людмила Графовна – яркий представитель осетинской творческой элиты. Любители искусства знают ее не только как народного артиста, но и как прекрасного поэта, чьи стихи переложены на музыку и звучат на устах не у одного поколения благодарных слушателей. Мне памятен ее творческий вечер, который состоялся в Доме культуры городского парка культуры и отдыха в 70-е годы, когда она впервые вынесла на суд зрителя свои поэтические строки. Зал сотрясался от грома аплодисментов, публика стоя приветствовала любимую актрису и Кима Суанова, чей великолепный мелодичный голос создавал чудесный фон ее поэзии.
Это было поистине триумфальное действо! Каждая поэтическая строка несла красоту, одухотворенность, мудрость, нежность и силу духа этой яркой и неподражаемой личности.
Людмила Галаванова – это имя стало неотъемлемой частью истории нашего драматического театра. На сцене этого дома необычайно глубоко раскрылся ее разносторонний талант.
Мадина ОСТАЕВА, министр культуры РЮО (2014-2017 гг.)
АКТРИСА ПОРАЗИТЕЛЬНОЙ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЧЕСТНОСТИ И ПОРЯДОЧНОСТИ
Годы, проведенные в Южной Осетии, – одно из самых ярких и дорогих моему сердцу воспоминаний. Я благодарен судьбе, что был в этом уникальном уголке мира, узнал его людей, попытался сделать хоть что-нибудь полезное для этого края в благодарность за замечательный прием.
И среди ярких маяков, что освещают для меня пространство этих воспоминаний, бесспорно, мощнейший свет исходит от имени Людмилы Галавановой – не только великой актрисы, но и личности, звучание имени которой выходит за пределы деятеля театрального искусства, поэзии, литературы, но становится общественно значимым, обретает уровень национального достояния.
Но я позволю себе лишь краткие заметки о моих встречах с Людмилой Графовной. Это случилось в 1977 году. Тогда мы работали над трагедией Шиллера «Дон-Карлос» в переводе народного осетинского поэта Гафеза. При первом знакомстве я увидел актрису с уникальными данными, что называется, без амплуа, то есть было неясно, что она должна играть, для какой роли она предназначена природой. И только постепенно я стал понимать, что Людмила Галаванова может играть все. И это не слова – это действительно так. Ее диапазон абсолютно безграничен. Любой жанр от фарса до трагедии, любая роль от неповторимого, запоминающегося навсегда эпизода до главной роли, на которой держится спектакль и его зрительский успех. Музыкальная комедия – пожалуйста – она превосходно поет, пляшет, запросто делает шпагат при ее значительной фигуре. На следующий вечер – трагический пафос, острота рисунка, глубокий психологизм. Такой она была в роли Эболи в «Дон-Карлосе». И при удивительном разнообразии – всегда правда, естественность, убедительность, заразительность, яркая выразительная речь. Это Людмила Галаванова.
Работая с Людмилой Графовной, я общался с актрисой поразительной добросовестности, профессиональной честности и порядочности. Получив великолепную школу во МХАТе, обладая огромным природным талантом, она всегда с одержимостью работает над ролью, добивается точности и выразительности каждого мгновения пребывания на сцене, сохраняя при этом импровизационность и полную творческую свободу.
Анатолий АЗАРЕВИЧ, режиссер
НЕТ КОНЦА ЕЕ ТВОРЧЕСТВУ
С Людмилой Галавановой мы знакомы давно. Мой дорогой супруг Геор Хугаев в начале 60-х годов прошлого столетия был приглашен в Южную Осетию как режиссер театра им. Коста Хетагурова, и я часто ездила с ним в Цхинвал. С Людмилой связаны памятные, родственные кусочки жизни. Она необычный, талантливый человек.
Людмила Галаванова – это личность. Личность богатая, многогранная. Творчество в моем понимании – это раскрытие души художника и выдача читателям, актерам, музыкантам свое ощущение жизни, понятий нравственности, преданности, патриотизма… всего. У Люды есть чем поделиться. Если говорить о ее актерском творчестве, то оно разнообразно. Обозначать ее амплуа абсолютно ни к чему. Ей свойственны нежнейшая, тончайшая, хрустальная лирика, умение любить на сцене. Ей свойственна невероятная дерзкая яркость в характерных ролях, которые тоже имеют в своей основе очень много национальных моментов, и это принимается народом великолепно и порой ее яркие хулиганские вещи воспринимаются с восторгом.
Ее психологизм в драмах интеллигентен, утончен. Ее трагедийные роли убеждают и вызывают слезы. Этот человек щедрого творческого начала. Но эта щедрость вылилась и в поэзию, и она по-женски открыла свою душу, потому как не могла молчать.
Геор очень ценил Люду. В его постановках она играла очень часто. Как-то, приехав в Цхинвал, я помогала Геору ставить спектакль «Фатима». Люда играла роль Кошерхан. Ее мудрость, ее человеческие достоинства, этикет национального порядка просвечивали в ней, и это делало роль очень интересной. Людмила – очень крупная во внутренних ощущениях, в сценическом выражении. Она несет самые красивые этические и эстетические национальные понятия.
Валерия ХУГАЕВА, народная артистка РСФСР и РСО-Алания, лауреат Государственной премии им. К. Л.Хетагурова
ОНА ДЛЯ МЕНЯ ЕСТЬ И БУДЕТ НА ПЬЕДЕСТАЛЕ
Люду знаю с детства, но познакомилась с ней в 1989 г. Цхинвальцы были заядлыми театралами. В традиции было семейное хождение в театр. Почти каждая семья имела абонемент и считала праздником посещение театра. Помню эту приятную суматоху, оживление в доме, праздничные наряды и торжественное шествие в театр. Гардеробная, где снималась верхняя одежда, буфет, мягкие кресла в зале и волшебный момент поднятия занавеса. Особым праздником было участие Людмилы Галавановой. Помню ее в спектаклях «Мамаша Кураж», «Макбет», «Волчица», «Дон Карлос», «На всякого мудреца довольно простоты», «Мораль пани Дульской», «Гибель Нартов» и много-много других драматических и комических ролей, широкий диапазон которых подчеркивает многогранность и большой талант актрисы.
Для меня она была небожителем, чем-то недосягаемым, что недоступно простому смертному. Затем настали времена борьбы за свое национальное достоинство, времена митингов, собраний, времена «Адамон Ныхас». И опять Люда Галаванова со своей мощной энергетикой, харизмой, через край льющей патриотизмом. Каждое ее выступление впечатывалось в сознание, вызывая безоговорочное доверие, а стихи воспринимались как лозунги – бежать и спасать Родину. И вдруг подруга меня приглашает пойти к Галавановой. Я обомлела – как? Вот так просто пойти к великой актрисе, уже любимому поэту?! После долгих уговоров я пошла, конечно, с цветами, робея, предполагая увидеть утомленную славой и почитанием актрису.
А потом было потрясение, даже вначале немного разочарование. Эта совершенно простая, естественная и абсолютно искренняя женщина, та самая Людмила Галаванова, которая потрясает своей игрой на сцене?
Вскоре стало ясно, что самая отличительная черта талантливейшей актрисы и поэта Людмилы Галавановой – это скромность, постоянное неудовлетворение собой и поиск путей в творческой реализации – то есть все то, что отличает истинно талантливого и творческого человека. Потом мы стали подругами и, может, даже больше, чем просто подруги, но никогда я не смею обратиться к ней на Ты, она для меня есть и будет на пьедестале.
Нелли ТАБУЕВА, начальник отдела охраны памятников при Министерстве культуры РЮО
МАМА, Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!
Благодаря родителям я с детства была окружена волшебной атмосферой театра, связавшего меня на всю жизнь особыми узами с миром искусства.
Театр был нашим вторым домом, о котором я бережно храню счастливые воспоминания детства. Хорошо помню, как мы собирались с мамой на спектакль, как проходили через служебный вход в театр, как поднимались вместе в гримерную, как меня будоражили знакомые запахи. Я замирала в ожидании преображения, и прямо у меня на глазах мама превращалась в Гертруду, Эболи, Дуэнью, пани Дульскую… Нам оставалось спуститься вниз в комнату ожидания. Там всегда бывало оживление: кто -то вполголоса распевался, кто-то повторял роль, проверялся реквизит, слышны были разговоры, смех, но все умолкали, как только раздавался первый звонок. Артисты проходили за кулисы, туда, где жил особый дух, где царствовала магия сцены. Звенел последний звонок, все на мгновение замирало, и начиналось волшебство…
«У нас, – как говорит мама, – театральный зритель». Зал всегда был полон, публика доброжелательна, любимых артистов не отпускали со сцены без цветов и восторженных оваций. Я помню, какое чувство восторга в моей детской душе вызывало безотчетное понимание того, что происходило между артистами и зрителем – как импульс, посланный в зал, возвращался обратно на сцену, усиленный многократно. Я радостно ловила это нарастание волны, которая захватывала к концу представления всех без исключения. И, конечно, финал – венец единения, апофеоз всех чувств!
Спектакль заканчивался, и градус накала постепенно снижался, возвращая нас в обычную действительность, актеры – немногословные, чуть бледные, – расходились по домам.
Я тогда не понимала, что мама настоящая, большая актриса. Вся ее жизнь и творчество были неотъемлемой частью моего внутреннего пространства и потому естественным, боюсь сказать обычным делом, казались ее сценическое дарование, творческий успех, любовь и признание зрителей.
Очень трудно судить о маме как об актрисе, поэтессе, боюсь не найти подходящих слов и, разумеется, я пристрастна. Но ею сыграна одна роль, лучшим знатоком которой я являюсь по определению, где она – моя мама.
Первое, что приходит в голову, что является отправной точкой моего восприятия, – она большая, из «штучных». Творчество мамы, ее жизнь, ее индивидуальность так мою жизнь обогатили и занимают такое большое место в моей душе, что не могу понять, где та линия, которая отделяет ее от меня, где заканчивается она и начинаюсь я.
Главным инструментом ее воспитания было наше общение. Она никогда не пыталась отсечь что – то лишнее во мне и не искушалась стремлением привнести черты, мне не свойственные. Она не «воспитала» во мне ни одного комплекса. В наших отношениях, я не была ни плохой, ни хорошей, у меня была возможность быть собой – быть свободной, чувствуя понимание, доверие и тепло родного человека.
Алена ТЕДЕЕВА
Из книги Оксаны Хетагуровой «Мæ адæм, уæ разы лæууын æз ныфсджынæй…»