Нужны новые автобусы

Тарифы на проезд в общественном транспорте не будут повышены, несмотря на удорожание бензина

Состояние автопарка, цены на проезд и другие вопросы транспортного обеспечения – тема нашего интервью с Сергеем Валиевым, начальником отдела эксплуатации РГУП «Управление автомобильного транспорта – Южная Осетия» («УАТ-ЮО»). Предприятие осуществляет пассажирские перевозки по республике и в Северную Осетию.

Устаревший автопарк

– Каково сегодняшнее положение автотранспортного предприятия?

– Оставляет желать лучшего. Техническое состояние автобусов критическое. Многие эксплуатируются более 15 лет, морально и физически устарели, подлежат списанию. По действующим требованиям, 70 процентов имеющихся у предприятия машин, нельзя выпускать на линию. Но другого выхода у нас нет. После 2018 года автобусный парк не пополнялся. Только недавно получили «Газель» на обслуживание маршрута Цхинвал-Квайса. Это подарок Президента Алана Гаглоева жителям Кударгома. Для повышения уровня качества транспортного обслуживания необходимо обновление автопарка.В нашем распоряжении во-семь двухмостных «пазиков». Они предназначены для поездок по тяжелым дорогам, а на сегодня транспортные пути в Южной Осетии в хорошем состоянии и нужда в таких автобусах отпадает. Они расходуют больше бензина, да и запчасти весьма дорогие. Разумнее заменить их на более комфортабельные и быстрые «Газели», которые окупятся за два года. Что самое важное, расходы на бензин, по нашим расчетам, сократятся до 8 миллионов в год. Нагрузка на госбюджет будет меньше, ведь «УАТ-ЮО» зависит от дотаций. Запчасти для «Газелей» тоже стоят намного дешевле. Например, замена автошин для «ПАЗ» обойдется примерно в 130 тыс. рублей. Для «Газели» – 35 тыс. При рациональном подходе к вопросам транспортного обеспечения можно значительно улучшить положение предприятия и снизить размеры госдотаций.

– И как решается вопрос обновления автопарка «УАТ-ЮО»?

– Предприятие не имеет возможности приобрести новый транспорт. Из-за низкого пассажиропотока практически все перевозки по республике убыточны. Сейчас почти в каждой семье есть личный автомобиль.
Вопрос обновления автопарка был обсужден с президентом Аланом Гаглоевым и председателем Правительства Константином Джуссоевым. Работа в этом направлении идет. Руководство обещает оказать содействие. Рассматриваются разные варианты, в том числе приобретение новых автобусов в лизинг.

Цены без изменений

– Предполагается ли повышение тарифов на перевозки с учетом повышения цен на ГСМ?

– Повышение цен не планируется, пока об этом речи нет. В Москве и во многих российских регионах за последнее время несколько раз увеличили стоимость проезда, но у нас тарифы давно не менялись. Несмотря на удорожание бензина и запчастей, цены на услуги общественного транспорта в Южной Осетии останутся на прежнем уровне. Наверное, они самые низкие. Стоимость проезда на городских маршрутах составляет всего 10 рублей. В районы тарифы тоже невысокие. При этом школьники обслуживаются бесплатно. Стоимость билета во Владикавказ остается без изменений – 400 р.

– Учитывая критическое состояние автобусов, бывают ли случаи, когда из-за поломок транспорта срывались рейсы во Владикавказ или районы республики?

– Такие случаи единичны. Машины старые, но стараемся поддерживать их в рабочем состоянии.

– С учетом того, что частники подняли цены на перевозки, растет востребованность общественного транспорта. Нет ли возможности открыть дополнительный рейс на маршрут Цхинвал – Владикавказ?

– Для этого нужны новые автобусы. На маршрут Цхинвал-Владикавказ, который официально считается международным, мы вынуждены использовать городские «Газели». Сейчас у нас три автобуса марки «Форд» в неисправном состоянии, на их ремонт требуются значительные средства.Мы не имеем возможности установить четкий график движения транспорта. Автобусы маломестные, часто заполняются быстро и пассажиры просят водителя отправиться в путь. Нет смысла ждать установленного времени отбытия, если свободных мест не осталось.
Плохо то, что в этих автобусах нет багажного отделения. По этой причине многие потенциальные пассажиры вынуждены садиться в такси. Нужны многоместные автобусы с багажниками. Тогда можно организовать предварительную продажу билетов, при необходимости увеличить количество рейсов.

– Жители поселка Дзау, желающие отправиться в Северную Осетию, просят заранее выделять им билеты, чтобы не было нужды ехать на автовокзал в Цхинвал. Люди теряют время и не успевают на утренний рейс…

– Раньше такое практиковали, но потом приостановили по причине того, что пассажиры в Дзау часто садились на попутки, не дожидаясь нашего автобуса, в котором для них специально оставляли свободные места.
Сейчас мы прорабатываем вопрос. Нужно организовать продажу билетов на месте в Дзау. Это и нам дает гарантии, что предусмотренные свободные места в автобусе не останутся без использования.

– Неоднократно делались заявления о планах по открытию прямых автобусных рейсов в Москву и некоторые южные российские города. Понятно, что для этого нужны автобусы соответствующего класса. Тем не менее, насколько актуальна сама идея?

– Идея, безусловно, актуальна. В республике немало семей российских военнослужащих, к нам едут туристы. Да и многие наши граждане ездят в Россию. Будь у нас комфортабельные автобусы дальнего следования, обязательно открыли бы маршрут Цхинвал – Москва с возможностью заезда в Ростов и некоторые другие города. Мы об этом говорили давно.
Вопрос нужно согласовать и с Министерством транспорта РФ. В 2010 году руководство волгоградского АТП приезжало в Цхинвал с желанием организовать междугородний маршрут, но работа должна осуществляться на паритетной основе, а у нас и тогда не было автобусов соответствующего класса. На обслуживание одного маршрута требуется минимум четыре автобуса. Вдруг какой-то выйдет из строя.

Автобус в каждое село

– Охвачены ли транспортным сообщением все населенные пункты республики?

– Обслуживаем практически все населенные пункты согласно разработанным графикам. Есть такие села, где осталось мало жителей, но даже ради одного-двух пассажиров отправляем общественный транспорт. Для нас это экономически невыгодно, но стоит задача – поддерживать села, чтобы совсем не обезлюдели.

– Ленингорцы просят увеличить рейсы из Цхинвала. Возможно ли это?

– Опять-таки вопрос упирается в необходимость пополнения автопарка. В Ленингор два раза в неделю курсирует УАЗ. Это маломестный автобус. Будет хорошо, если заменим его хотя бы на «Газель». Ощущается необходимость приобретения новых автобусов и по некоторым другим направлениям.

– Не все знают график движения городских автобусов. Можно установить таблички с расписанием движения на остановках общественного транспорта. Многие граждане высказывают такое пожелание…

– Там были такие таблички, но люди их срывали. Мы готовы предоставлять полное расписание движения автобусов. Многие граждане приходят к нам.
Не всегда удается соблюдать график, автобусы не новые, где-то может произойти поломка и транспорт чуть задержаться. Есть проблема и другого характера. На автобусных остановках часто паркуются автомобили. Автобусы вынуждены останавливаться посередине дороги, это создает неудобства. Обращаемся с этой проблемой в ГАИ. Надеемся, будут приняты меры.

Кадры есть

– Какова ситуация с кадрами, хватает ли квалифицированных водителей?

– Особых проблем нет. У нас работают опытные, квалифицированные водители.

– Проходят ли медосмотр перед рейсом?

– Обязательно. Каждое утро проходят медосмотр. Здесь на месте работают медики. У нас есть и алкотестеры. Впрочем, наши водители ответственно подходят к исполнению своих обязанностей, соблюдают дисциплину.

– В конце прошлого года водители бастовали из-за низких зарплат. Вроде они были повышены. Какова сейчас ситуация в «УАТ-ЮО»?

– Ситуация с зарплатами лучше по сравнению с тем, что было. До повышения часовая ставка была от 45 до 90 рублей, сейчас – от 118 рублей и выше. Водители получали по 6-7 тыс. рублей в месяц. Теперь зарплата в среднем составляет 20-25 тысяч руб.

– Как идет подготовка транспорта к зимнему периоду?

– Постепенно готовимся по мере наших возможностей. Чтобы заменить и подготовить наш транспорт к зиме, только на автошины нам нужно от 3 до 4 миллионов рублей. В первую очередь подготовим автобусы, которые курсируют во Владикавказ, Ленингор, Арцеу и другие дальние направления.

И. ДЖИОЕВ