Не убивать, а заботиться…

Отстрел – не выход, для бездомных животных надо создавать приюты

Жители Цхинвала не на шутку встревожены возросшей численностью бездомных животных. Хвостатые беспризорники стаями встречаются повсюду: в парках, на детских площадках, возле рынков, дворов многоэтажек и т.д. Обеспокоенные горожане «бьют в набат», требуя от городских властей принять действенные меры.

Укус барбоса, особенно страдающего бешенством, способен вызвать серьезные инфекционные заболевания. Кроме того, братья наши меньшие в качестве отхожего места часто выбирают скверики, газоны и песочницы, загрязняя почву выделениями и вместе с ним яйцами гельминтов. А в этих местах играют детишки, их здоровье подвергается риску.
«Оккупация»
Разгуливающие по улицам «бродяжки» всегда были привычным явлением городской среды, однако за последние годы популяция собак в Цхинвале, кажется, неуклонно растет.
«Никогда раньше не видела у нас столько дворняжек. На многих городских улицах собак и кошек встречаю чаще, чем людей. Они оккупировали весь Цхинвал. Уже небезопасно прогуливаться по городу, ведь и напасть могут», – волнуется жительница города Е. Санакоева.
Для А. Цховребовой утренние велопрогулки с подругами часто оборачиваются в нешуточные игры в погоню. Едва удается отбиться от атак назойливых четвероногих разбойников. «Невозможно спокойно кататься, собаки гонятся за нами, кусают за ноги. Слишком много стало в городе бездомных животных. Надо принимать меры», – просит велосипедистка.
Во дворе пятиэтажки собака родила десять щенят. Сердобольные люди помогают многодетной мамаше, обустроили для нее место, подкармливают, но после родов с ней произошла непонятная метаморфоза. Тихая безобидная дворняжка вдруг стала проявлять агрессию, нападает на прохожих. «Не дает прохода людям, укусила уже несколько человек. Я стараюсь обходить корпус по широкой дуге, чтобы не натолкнуться на эту «злюку», – жалуется рядом живущая Р. Джиоева. – Нельзя ее здесь оставлять».
Приводят в раздражение горожан разборки семейства псовых в темное время суток. Истошные визги и громкий лай нарушают ночной покой цхинвальцев.
Чаще нападают хозяйские собаки
Проблему роста численности шариков и бобиков у нас решают банальным отстрелом. Несколько лет назад такого рода мероприятия проводились в рамках действовавшей в республике государственной комплексной целевой программы по предуп-реждению заболеваемости бешенством людей и животных. Сейчас нет каких-либо программ и четкого видения нормализации тревожной ситуации. Лишь время от времени по договору местных властей с частными лицами продолжается отстрел собак.
Многих цхинвальцев возмущает столь радикальный и негуманный способ, называют его первобытной дикостью. Впрочем, часть горожан с пониманием к нему относится. «Мне жалко дворняжек, но безопасность людей важнее, – считает И. Догузова. – Было много случаев нападения псов на людей. Я не хочу бояться выпускать ребенка на улицу. Нельзя рисковать здоровьем и жизнью людей».
Зоозащитник А. Габараев обращает внимание на важный аспект. По статистике, на людей в десятки раз чаще нападают собаки, имеющие хозяев. Поэтому наказывать следует владельцев, которые поступают безответственно, отпуская питомцев на «вольные хлеба» или держат их на улице перед домом. Именно хозяйские собаки нападают на прохожих, «оберегая» владения своего хозяина. «А вот бесхозные животные без видимой причины не кидаются на человека. Когда они чувствуют доброжелательное отношение к себе, ведут себя соответственно, миролюбиво», – уверен зоозащитник.
Он призывает отказаться от уличной резни, в результате которой страдают в основном мирные, совершенно безобидные «бродяги». Существуют цивилизованные способы регуляции численности собак и кошек, успешно применяемые в других странах. «У нас до сих пор используют средневековые методы. Почему мы во всем отстаем?», – задает резонный вопрос Габараев.
Метод отстрела действительно дает весьма сомнительный результат. В разных странах его признали неэффективным. На физическое истребление популяция отвечает повышенными темпами размножения.
В некоторых государствах вообще запрещается убивать собак и кошек. Разрешают эвтаназию только в случае неизлечимой болезни.
Приюты – решение проблемы
В Германии, США и ряде других развитых стран внедряют другие механизмы. На законодательном уровне приняты меры, ограничивающие воспроизводство животных. Действуют программы стерилизации, создаются приюты, проводится просветительская работа с населением. Число бездомных часто пополняют животные, брошенные на произвол судьбы своими хозяевами.
Успешно практикуется такой механизм контроля численности собак и кошек, как «отлов – стерилизация – вакцинация – возвращение». Он осваивается и в России, правда, с разной степенью успеха. Отловленных самок стерилизуют, делают прививки от бешенства, ставят метку и возвращают обратно на улицу.
Вместе с этим ведется безвозвратный отлов бродячих животных, которых помещают в приюты. Они не возвращаются в городскую среду, обеспечены питанием и заботой. Однако любой желающий может забрать из приюта себе щенка.
Аналогичные «дома» для бездомных организованы и в разных районах Абхазии благотворительными фондами при активной поддержке муниципальных властей. Там отказываются от отстрелов и переходят на цивилизованные способы решения проблемы. Приюты функционируют за счет пожертвований людей, неравнодушных к судьбе несчастных животных.
Такой человечный подход к проблеме давно пора использовать и в нашей республике. Главное – выделить участок земли и обустроить его. Для создания приютов понадобятся немалые финансовые ресурсы. Но ведь деньги и на отстрел ежегодно выделяются, а результата нет. Так не лучше ли эти средства направить на содержание приютов. Наверняка и частные лица будут оказывать посильную поддержку.
Создание «общежитий» для безнадзорных собак, как показывает опыт многих стран, благородный и реально эффективный механизм. В городском пространстве станет меньше животных. Основная часть будет жить отдельно, в своем мире, не представляя никакой опасности для общества.
А. БАГАЕВ