Воспитание детей
По осетинским обычаям детьми занималась женщина. Роль главной воспитательницы обычно отводилась самой старшей женщине (бабушке или свекрови). В 10-12 лет для мальчиков все кардинально менялось, они переходили в руки мужчин и с этого момента находились на попечении братьев и отца.
Задача осетина – воспитать настоящего и смелого мужчину. С мальчиками проводилось много разных игр, соревнований, поединков. Все это закаляло тело и волю подростка. Он становился сильным, ловким и выносливым. Физическое воспитание включало в себя в обязательном порядке: стрельбу в цель, метание камней, вольную борьбу, поднятие тяжестей, перетягивание каната, бег, фехтование на шашках и кинжалах. Отцы рассказывали сыновьям о подвигах и благородных поступках своих прародителей, прививая будущим мужчинам народные и семейные ценности.
Девочек воспитывали совсем иначе. Отношение к ним было строже. Еще малышками девочек обучали: вышивать, шить, кроить, готовить, ткать, убирать. Уже в 7 лет девочка могла ухаживать за грудным ребенком. В 10 она способна была нести воду с речки, выполняла разного рода поручения старших женщин. В 15-16 лет девочка полностью была готова вести хозяйство самостоятельно. Нравственность нежного создания стояла на первом месте.
Для осетинской женщины необходимыми были: строгое соблюдение обычаев; скромность; послушание старшим, в дальнейшем — мужу; терпение. Опуская прекрасные глаза вниз, осетинские девушки не опускают плечи и могут похвастаться гордой осанкой и трудолюбием.
Гостеприимство
Осетинские традиции и обычаи строго соблюдаются из поколения в поколение. По закону, никто и ни при каких обстоятель-ствах не смеет обидеть гостя.
Осетины щедры и оказывают честь переступившему порог их дома. Встречают они гостя с такими словами: «Мой дом — твой дом; я и все мое — твое!» Если гость остается на ночь, то хозяин обязан заколоть барана, даже если у него на данный момент есть свежее мясо. Отказать человеку, постучавшему в дом, никто не посмеет.
Закон гостеприимства для осетин свят. Если хозяин принял у себя в доме неизвестного человека, а потом узнал, что он является его кровным врагом, которому нужно отомстить, и в этом случае хозяин радушно угощает пришедшего и обязательно приютит его.
Уважение к женщине
Осетинские традиции и обычаи отличаются глубоким почтением к женщине. Например, по осетинскому этикету всадник, завидев женщину, должен слезть с лошади до того, как поравняется с путницей, и пропустить ее мимо себя, а только затем продолжить свой путь. Если женщина проходит мимо сидящих мужчин, то все встают в знак приветствия. При виде старика на ноги поднимается вся сидящая толпа, и тем более при виде старухи все встать обязаны. Какими бы пьяными ни были веселящиеся на празднике мужчины, как бы нагло ни вела себя подвыпившая молодежь, даже при сильной и жестокой ссоре дерущихся появление женщины укротит ворчунов, дебоширов и остановит драку.
Личность женщины считается неприкосновенной: за ее трудовые заслуги в семье; из-за слабой природы; по причине стесненного положения в обществе. Если слабому полу понадобится какая-либо помощь, то мужчина по-рыцарски будет ей во всем помогать.
Почитание старших и обычаи предков
Согласно традициям осетинского народа, клятва у предков была священной. Кто нарушал клятву, карался жестокой смертью.
В семейном быту осетины проявляют глубокое уважение к пожилым. При появлении старика все встают, даже если старец низшего происхождения. Младший брат всегда будет слушать старшего. Полковники, офицеры из осетин обязательно встанут и уступят место, если в дом зашел пожилой и простой пастух.
Жилище осетин
Дома осетин назывались саклями. Они строились близко друг к другу и так, что одна постройка размещалась над другой. Кровля нижних построек служит двором для верхних.
Строились сакли двухъярусными. Нижний этаж использовался для хозяйства и размещения скота. Верхний этаж – для жилья семейства. Кровля у такого жилища была плоской и служила: для сушки зерна; в качестве поверхности для молотьбы хлеба; для валяния шерсти; танцплощадкой во время праздников. Полы в сакле — земляные. Сама она делилась на несколько помещений. Главное помещение называлось — хадзар. Здесь горел очаг. И сегодня большая часть жизни семьи проходит здесь: готовится пища; осуществляется совместная трапеза; хозяйки штопают и шьют; изготавливают хозяйственную утварь. Гости всегда обращают внимание на очаг. По осетинским обычаям и традициям он располагается в центре хадзара. Над очагом висит железная цепь, которая закреплена на перекладине вместе с котлом, служащим для приготовления еды.
По линии очага хадзар делится на две части. Одна — женская, вторая — мужская. На мужской половине мебели больше. Ни женщины, ни мужчины не имеют права заходить на чужую сторону.
Собирались в основном у очага, чтобы пообщаться и погреться, или за круглым столом на трех ножках. Цепь над очагом была священна. Святотатством считалось прикасаться к цепи без причины. Дети за это строго наказывались. Только старшему в доме разрешено было касаться этого атрибута. Обычно такое случалось при обхождении очажного огня во время свадьбы или при наставлении в путь.
По осетинским традициям и обычаям, любой, кто приблизился к цепи и коснулся ее, становился близким семье, даже если это заклятый враг. Новобрачные не могли спать в доме, где висела такая цепь, также запрещалась любая ругань или ссора. Эта цепь — святыня, самое жестокое оскорбление — это оскорбление этого атрибута. Выбросить ее из дома считалось смертельной обидой для хозяина.
Побратимство и дружба
В осетинских обычаях и традициях высоко чтится побратимство. Этот обряд мог быть разным: обмен оружием; питье из одной чаши с добавлением крови заключающих союз; клятва в священных местах. Иногда такие узы ценились выше родственных. Побратимы всегда приходили на помощь друг к другу как материально, так и морально.
Зиу
Трудолюбивые осетины в прошлом следовали этому обычаю, который включал в себя помощь: вдовам; сиротам; больным; старым. Не обращая внимания на родство и интересы личного характера, осетин помогал любому, кто действительно нуждался в поддержке.
Во время зиу молодежь помогала косить траву для скота, женщины снимали хлеб со скудной нивы нуждающихся. Помощь приходила в разном виде: пироги; зерно; труд; стройматериалы; дрова. Взаимопомощь у этих людей всегда была на первом месте. Осетинские народные традиции подчеркивают высокую оценку моральных качеств человека.
Подготовила К.БАГАЕВА























