«Шатало»

Цхинвал некогда славился своей особой аурой и колоритом, который в основном создавали и подпитывали люди, живущие здесь. Однако и были понятия, присущие и понятные только цхинвальцам. Об одном из этих понятий мы и поговорим ниже.

Те, кто учились в советской школе в Цхинвале(!), хорошо помнят, что такое «уйти на шатало». Вижу даже, как они сейчас заулыбались. Так что же это такое? Откуда взялось, и куда подевалось сейчас? Младшие поколения понятия не имеют об этом, в крайнем случае – слышали от родителей в минуты откровения и «по секрету». Заинтригованы?
Открываем карты: это не что иное, как сорвать уроки и смыться из школы! Только не надо бежать предъявлять претензии родителям и укорять их в плохом поведении, ведь и они когда-то были детьми, даже трудными подростками, а значит, и поступки были соответствующими. Но ведь это не помешало им выбиться в люди, родить вас и вывести в люди. Поверьте, свою порцию «ремней» от родителей они в свое время получали. Такова жизнь – все идет по круговороту.
Став уже взрослой, я сама как-то призадумалась: почему сбежать с уроков, что, впрочем, случалось нечасто, называлось «шатало»? Скорей всего, оно произошло от глагола «шататься», ведь прогуливая уроки, учащиеся на самом деле шатались по городу или еще где-то.
«Сбежать на шатало было круто, – расплывшись в улыбке, рассказывает убеленный сединами Геннадий. – В школьные годы мы доставили немало хлопот учителям и родителям. В основном, прогуливая уроки, мы гурьбой заваливались в кинотеатр смотреть какой-нибудь новый фильм, ведь особых развлечений у нас тогда не было. Ох и доставалось нам потом от родителей, которых, естественно, вызывали в школу.
Был даже случай, когда в середине сеанса в зале вдруг зажегся свет и до боли знакомый голос нашего завуча, которого мы боялись как огня, громогласно назвал наши фамилии, школу и класс, чтобы мы шли к выходу. Было очень стыдно.
Уже потом, когда сам стал родителем, мне иногда бывало совестно наказывать своих сыновей за шалости. Но ничего – в их возрасте мне отец тоже давал ремня, и ничего непедагогичного, как бы сейчас сказали, в этом не было. Зато выбился в люди, получил профессию, дом построил, посадил не один десяток деревьев и сыновей у меня трое. Как говорится, полный мужской набор! Школу вспоминаю с большой теплотой, а учителям низко кланяюсь в ноги за то, что уделяли нам столько внимания, давали тепло своей души и ругали без злобы».
В каждом классе, как водится, всегда есть два лидера: один – избранный старостой класса активист, и другой – негласный, которого все слушались. Причем, слушались не по принуждению. Чаще всего это бывал ученик с плохой успеваемостью.
«Был в нашем классе шалопай со звучной кличкой, который и учился плохо, и поведением не блистал – шумел на уроках и курил в туалете. Об этом знали все, но поделать ничего не могли. Ни одна драка в школе не обходилась без его участия, – окунувшись в прошлое, вспоминает дама солидного возраста по имени Салима. – Именно он и бывал зачинщиком всех наших побегов на «шатало». Даже я, будучи отличницей, старалась не отставать от «стаи», и вместе со всеми как на иголках сидела на сеансе в кинотеатре «Чермен», где демонстрировался индийский фильм «Бобби» (как сейчас помню), поскольку уже предвидела, какой нагоняй меня ждет дома и в школе. Но азарт, свойственный подросткам, взял верх, и после кино мы еще и в парк пошли на каруселях кататься. Семь бед – один ответ, как говорится. – К слову сказать, этот «шалопай» в старших классах так подтянулся, что закончил школу с удовлетворительным аттестатом, а впоследствии сделал неплохую карьеру в правоохранительных органах. У него прекрасная семья, дети, внуки. А в школе был хулиган хулиганом! Как же здорово мы жили, и какое счастливое у нас было детство. Вернуться бы в те годы…» Прямо на глазах взрослая женщина вдруг стала превращаться в озорную девчонку с порозовевшими от воспоминаний щечками и заигравшими чертинками в глазах.
Завожу разговор на эту тему со своим старым знакомым Аликом. «Шатало? О, это было здорово! Мы постоянно сбегали с уроков. Нас было четверо друганов, и каждый старался отличиться перед остальными. Чего мы только не вытворяли! – почесав лысину, вдруг разоткровенничался он. – Но круче всего было сбежать на «шатало». Причин было много: не подготовился к уроку, учитель не нравится, перед девочкой покрасоваться и т.д. Что мы тогда понимали? Кто виноват, что ты не выучил урок, учитель не должен нравиться, он должен учить, а твое дело – слушать его, а девочкам разве могут нравиться двоечники? Глупые мы тогда были, зато как весело жили! Почему именно «шатало»? Честно говоря, я как-то даже не задумывался над этим: «шатало» есть «шатало», все и так понятно!
Ругал ли я своих детей за плохое поведение? А как же! На то я и отец, чтобы и наказать, так сказать, научить уму-разуму, ведь родительские нравоучения никогда даром не проходят. Я сам рос без отца, но моей мамы хватало на все: и приласкать, и наказать, и на школьные собрания ходить. Ох и боялся я этих собраний! Как правило, ничего хорошего от мамы после посещения школы ждать не приходилось. «Ты смерти моей хочешь?» – кричала она. Мне становилось очень страшно, поскольку чего я точно не хотел, так это ее смерти. Сегодня я мысленно прошу у нее прощения за все те огорчения, морщины и седину. Будь она сейчас жива, я бы пылинки с нее сдувал, и ни за что на свете не давал бы повода плакать. Единственное оправдание для себя вижу в том, что я не сбился с пути, чего она так боялась, а «стал человеком»: у меня все в порядке, есть даже свой небольшой бизнес. Мама бы мной гордилась…»
Как-то накануне 8 Марта мы решили сделать учителям сюрприз и нарвать для них первых весенних цветов – подснежников, которые на самом деле были цикламены, но не суть важно. Всем классом мы потихонечку покинули класс и отправились на Згудерскую возвышенность, где, как нам сказали знатоки, уже побывавшие там, цветов этих видимо-невидимо.
И вот мы уже на природе: бегаем, резвимся, а староста, у которого был свой личный фотоаппарат, еще и фотографировал нас.
Полдня пролетели незаметно, и мы счастливые, с букетиками в руках возвращаемся в школу, наивно полагая, что осчастливим учителей своими презентами. Что творилась в наших буйных головках, сказать трудно, но думается, что мы не особо думали о предстоящем празднике, нам просто захотелось «на волю». Скажу сразу, что мы очень дорого заплатили за эту прогулку. Но иначе и быть не могло, ведь это – ЧП, весь класс прогулял уроки! Зато у нас остались фотографии, и сегодня, когда на них смотрю, я мысленно переношусь в то время: многих уже нет в живых, но у всех не снимках лица радостные и счастливые. И нам совсем невдомек, как волнуются учителя, а вся школа стоит на ушах, как потом стыдно будет родителям за нас… Фотки на обороте так и подписаны: «На шатало!»
С тех пор прошло много лет. Я много где побывала, знакомилась с разными людьми, общалась на всевозможные темы, в том числе говорили и о школе, образовании в целом, но нигде и понятия не имели о том, что в школьной жизни означает слово «шатало». Прогулять уроки – это прогулять уроки, и не более того. Это только наше, цхинвальское, понятие, хотя и в районных школах это слово было в обиходе, но, тем не менее, пусть оно будет цхинвальским (каприз автора).
Вот кто и когда его придумал так метко и точно? Это как клички, которыми когда-то тоже славился Цхинвал, придуманные настолько остроумно, что сживались с человеком, становясь именами собственными.
Из таких мелочей и создавался тот колорит Цхинвала, который, к большому сожалению, эволюционно угасает.

Д.САЛАМОВА