Лали Гатаева: «Быть чутким и милосердным к детям»

31 мая свой профессиональный праздник отметили подразделения по делам несовершеннолетних

На утренней планерке в Отделе по делам несовершеннолетних УВД Цхинвала собираются все инспектора, чтобы обсудить план работы на день: в какую школу в первую очередь необходимо пойти, какую неблагополучную семью проверить. Так начинаются будни борцов с трудновоспитуемыми детьми.

«У нас ненормированный рабочий день. Утром можем пойти на профилактическую беседу в одну из городских школ, потом выехать в неблагополучную семью, а в конце трудового дня нас ждет «бумажная волокита», – рассказывает о трудовых буднях начальник Отдела по делам несовершеннолетних при УВД Цхинвала полковник милиции Лали Гатаева.
Уже 27 лет Лали Руслановна занимается вопросами проблемных подростков и неблагополучных семей. Она любит свою работу, для нее каждый подросток – родной, близкий человек, поэтому всегда призывает коллег относиться к каждому ребенку как к своему. «Чужих детей не бывает, и проблему каждого подростка нужно пропускать через себя, понять и прочувствовать его состояние. При этом помнить – завтра эти проблемы могут возникнуть и у меня. Только тогда мы сможем объективно подойти к решению того или иного вопроса», – считает она.
По ее словам, инспектор по делам несовершеннолетних должен находить подход к каждому ребенку, быть одновременно психологом, учителем и родителем. «Работать с людьми сложно, тем более с категорией, относящейся к «проблемным». Как говорится, сколько людей – столько характеров», – отметила Гатаева.

Дети меняются, а проблемы остаются
Оглядываясь в далекие 90-е годы, она отмечает, что сегодняшние дети совершенно другие – поменялись духовные ценности, менталитет, мировоззрение, интересы и т.д. По ее словам, время диктует свои правила, под которые подстраиваются подростки, и это понятно. Она отметила стремление подростков получить высшее образование, определенную профессию. «В начале моей трудовой деятельности было очень тяжело работать, условия были неблагополучные, но зато время было интересное. Сегодня не только подростки стали другими, но и родители. Семейные ценности уходят на второй план, а это напрямую связано с увеличением количества трудновоспитуемых подростков», – говорит Гатаева.
Сегодня на учете в городском отделе по делам несовершеннолетних – 15 подопечных и 23 неблагополучных семей. «На данный момент семей больше зарегистрировано, чем несовершеннолетних детей, с прошлого года их увеличилось на одну. И это нехорошая тенденция», – считает Гатаева.
Такие семьи выявляются и в ходе рейдов, и по обращениям граждан. Вообще, к социально неблагополучным семьям относятся те, в которых родители не работают, не имеют источника дохода для содержания своих семей, занимаются аморальным образом жизни. И, как сказала Лали Гатаева, у 95% таких семей дети в основном обучаются в интернатах, где они под постоянным присмотром и наблюдением. Они находятся под пристальным вниманием не только наших сотрудников, но руководства компетентных органов. По ее словам, карантинные мероприятия в республике, сказались на этих семьях сильнее. «В связи с этим руководство республики и специальные органы оказывают им еще больше поддержки. В ходе очередного обхода этих семей по поручению министра внутренних дел Игоря Наниева мы подробно изучили условия их жизни, обновили списки, и им со стороны государства была оказана помощь в виде товаров первой необходимости», – сообщила она. Гатаева с сожалением отмечает, что многие привыкли к иждивенческому образу жизни, из которого необходимо выходить.

Работа в условиях COVID-19
Благодаря принятым жестким мерам руководства страны в республике коронавирусная инфекция пока не вышла из стен медучреждений. Но работа органов правопорядка заметно увеличилась. Многие подумают, что раз образовательные учреждения закрыты, то работы у инспекторов стало меньше. «Никак нет, – говорит Гатаева. – Мы ежедневно обзваниваем состоящих у нас на учете. Хотя до введения ограничительных мер мы ежедневно их обходили, но в сегодняшних условиях стараемся меньше контактировать с семьями с маленькими детьми. Сотрудники обеспечены средствами защиты и дезинфекции, строго соблюдают меры безопасности во время рейдов и обходов. Рейды по улицам города, по местам отдыха проводим ежедневно».
Она отметила, что некоторые родители расценивают карантинные мероприятия как свободу от своих детей, раз школы не работали в штатном режиме, то дети должны находиться на улице. «Это неправильно. А когда подростки совершают различные правонарушения, то начинают искать виновных. Если ребенок в 23:00 скитается по улицам города и его никто не ищет, то кого в этом обвинять, если не родителей?», – подчеркнула Гатаева.
По ее мнению, ребенок должен быть предоставлен не самому себе, а находиться под постоянным контролем родителей, иначе бывают и правонарушения, и преступления. «За время карантина количество мелких проступков подростков заметно увеличилось. Больше стало и вызовов, среди них – позднее нахождение детей на улице. Взрослые виноваты во многом, у них нет свободного времени для общения с детьми, хотят проводить свой досуг в удовольствие. С другой стороны – зависимость от интернета и у взрослых, и у детей. Безусловно, современные реалии требуют интернета, но родители должны «фильтровать» допустимые и недопустимые каналы просмотра», – считает главный инспектор.

Водители – подростки и АУЕ
Сегодня часто можно встретить на улицах города подростков за рулем. Бывают случаи, когда подростки скидываются и вместе покупают дешевые машины. По словам Гатаевой, часто бывают такие факты и, как правило, при их задержании родители говорят, что они ничего не знали. «Но как нам поверить в это объяснение, когда ребенок вложил в покупку авто несколько десятков тысяч рублей? Где он их взял? Позиция родителей говорит о том, что они не владеют ситуацией в доме. Не сходит с повестки дня и употребление несовершеннолетними спиртных напитков. Когда человек ничем не занят и предоставлен самому себе, он позволяет себе многое. Нужны контроль и еще раз контроль», – говорит она.
Среди подростков стали популярными и так называемые воровские понятия и идеология. Наиболее распространенный – АУЕ «арестантский уклад един». Корнями понятие восходит к тюремному своду выражений, но зачастую используется среди неформальных молодежных движений. Его смысл заключается в том, что все объединены одним укладом жизни и правил. «Мы всегда боролись и будем бороться с такими явлениями, – проводим профилактические беседы и разъяснительную работу с учащимися. Воровской идеологии в Южной Осетии не должно быть, тем более среди подростков, мы не допустим его распространения», – заявила Гатаева.
Всего в управлении вместе с начальником работает 6 человек. И, по словам начальника Отдела, они справляются со своими обязанностями. Сегодня ГУВД располагается в центре города, ежегодно улучшаются и условия работы. Проблемы были и есть, главное – они решаемы. «В работе руководство нас всегда поддерживает и помогает. С детьми надо разговаривать и учителям, и родителям. Семейное тепло и диалог за обеденным столом – путь к сохранению домашнего уюта и взаимопонимания. Сегодня мы часто видим, как родители банально откупаются от своих детей. В проблемах подростков в первую очередь виноваты семьи», – пояснила она. Гатаева призвала родителей не быть равнодушными и безответственными, уделять больше внимания детям. Она считает, что только общими усилиями можно найти выход, каждый человек должен принимать участие в деле воспитания подрастающего поколения.

Спасибо за оценку!
Специальное звание «полковник милиции» Лали Гатаева получила в прошлом году, также удостоена многих государственных и ведомственных наград. «Всегда приятно, когда твою работу видят и ценят. Спасибо руководству МВД и республики. Коллегам желаю здоровья, сил и терпения в работе. Всегда пропускайте чужую боль через сердце и любите свою работу. Будьте чуткими и милосердными к детям, и они обязательно скажут СПАСИБО. А эта самая большая награда для нас», – подчеркнула Лали Гатаева.

Алена ДЖИОТЫ