/ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

О Законе Республики Южная Осетия «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Парламент Республики Южная Осетия постановляет:
1. Принять Закон Республики Южная Осетия «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
2. Направить настоящий Закон Президенту Республики Южная Осетия для подписания и опубликования.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Парламента Республики Южная Осетия А.ТАДТАЕВ
г. Цхинвал
10 марта 2022 года
С.- 7/2 (7 созыв)

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

О промышленной безопасности опасных производственных объектов

Принят Парламентом РЮО 10 марта 2022 года

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также — организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего Закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Республики Южная Осетия.

Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Закона используются следующие понятия:
1) промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее — промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;
2) авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;
3) инцидент — отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса;
4) технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, — машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта;
5) вспомогательные горноспасательные команды — нештатные аварийно-спасательные формирования, созданные организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы, из числа работников таких организаций;
6) обоснование безопасности опасного производственного объекта — документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта;
7) система управления промышленной безопасностью — комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий;
8) техническое перевооружение опасного производственного объекта — приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте, внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств;
9) экспертиза промышленной безопасности — определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в части 1 статьи 13 настоящего Закона, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности;
10) эксперт в области промышленной безопасности — физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством Республики Южная Осетия порядке, которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным нормами и правилами в области промышленной безопасности, и участвует в проведении экспертизы промышленной безопасности.
Статья 2. Опасные производственные объекты
1. Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Закону.
2. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правительством Республики Южная Осетия.
3. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на четыре класса опасности:
1) I класс опасности — опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
2) II класс опасности — опасные производственные объекты высокой опасности;
3) III класс опасности — опасные производственные объекты средней опасности;
4) IV класс опасности — опасные производственные объекты низкой опасности.
4. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
5. Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия.
Статья 3. Требования промышленной безопасности
1. Требования промышленной безопасности — условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Законе, других законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Республики Южная Осетия, нормативных правовых актах Правительства Республики Южная Осетия, а также в иных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
2. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиоло-гического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с действующим в Республике Южная Осетия законодательством.
3. В случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта.
Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности такого обоснования и внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается.
Обоснование безопасности опасного производственного объекта направляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в орган исполнительной власти в области промышленной безопасности при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре. Изменения, внесенные в обоснование безопасности опасного производственного объекта, направляются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в орган исполнительной власти в области промышленной безопасности в течение десяти рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.
4. В целях содействия соблюдению требований промышленной безопасности орган исполнительной власти в области промышленной безопасности вправе утверждать содержащие разъяснения требований промышленной безопасности и рекомендации по их применению руководства по безопасности.
Статья 4. Правовое регулирование в области
промышленной безопасности
1. Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Законом, другими законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Республики Южная Осетия, нормативными правовыми актами Правительства Республики Южная Осетия, а также нормами и правилами в области промышленной безопасности.
2. Если международным договором Республики Южная Осетия установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
3. Нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к:
1) деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности;
2) безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
3) обоснованию безопасности опасного производственного объекта.
4) Нормы и правила в области промышленной безопасности разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Республики Южная Осетия.
Статья 5. Орган исполнительной власти
в области промышленной безопасности
В целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Республики Южная Осетия или по его поручению Правительство Республики Южная Осетия определяет орган исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на него осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности.
Глава 2. Основы промышленной безопасности
Статья 6. Деятельность в области промышленной
безопасности
1. К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.
Отдельные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия.
2. Обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии для осуществления эксплуатации опасных производственных объектов является наличие документов, подтверждающих ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, здания и сооружения на опасных производственных объектах, а также в случаях, предусмотренных статьей 14 настоящего Закона, деклараций промышленной безопасности.
Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления указанных документов, если такие документы находятся в распоряжении лицензирующего органа, иных государственных органов, либо подведомственных государственным органам организаций. Лицензирующий орган самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в уполномоченных органах, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

Статья 7. Технические устройства, применяемые
на опасном производственном объекте
1. Технические устройства подлежат экспертизе промышленной безопасности:
1) до начала применения на опасном производственном объекте;
2) по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
3) при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
4) после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
2. Нормами и правилами в области промышленной безопасности могут быть предусмотрены возможность, порядок и сроки опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте без проведения экспертизы промышленной безопасности при условии соблюдения параметров технологического процесса, отклонения от которых могут привести к аварии на опасном производственном объекте.
Статья 8. Требования промышленной безопасности
к проектированию, строительству, реконструкции,
капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию,
техническому перевооружению, консервации и
ликвидации опасного производственного объекта
1. Техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом законодательства Республики Южная Осетия о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта..
2. Отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодатель-ством Республики Южная Осетия о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в документацию на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия о градостроительной деятельности.
3. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие соответствующую документацию, в установленном действующим в Республике Южная Осетия законодательством порядке осуществляют авторский надзор.
4. Соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия о градостроительной деятельности.
5. Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодате-льством Республики Южная Осетия о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к дейст-виям по локализации и ликвидации последствий аварии.
Статья 9. Требования промышленной безопасности
к эксплуатации опасного производственного объекта
1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
1) соблюдать положения настоящего Закона, других законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Республики Южная Осетия, нормативных правовых актов Правительства Республики Южная Осетия, а также иных норм и правил в области промышленной безопасности Республики Южная Осетия;
2) соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 3 настоящего Закона);
3) обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с частью 2 статьи 7 настоящего Закона;
4) иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия;
5) уведомлять орган исполнительной власти в области промышленной безопасности о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Законом Республики Южная Осетия «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)»;
6) обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
7) допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
8) обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Законом;
9) иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
10) организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
11) обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
12) обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических уст-ройств, применяемых на опасном производственном объек-те, а также проводить диагностику, испытания, освидетель-ствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию органа исполнительной власти в области промышленной безопасности;
13) предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
14) обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
15) выполнять указания, распоряжения и предписания органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, отдаваемые им в соответствии с полномочиями;
16) приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
17) осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
18) принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
19) анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
20) своевременно информировать в установленном порядке орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, а также иные органы государственной власти и население об аварии на опасном производственном объекте;
21) принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
22) вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
23) представлять в орган исполнительной власти в области промышленной безопасности информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах;
24) создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Закона;
25) разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Закона.
2. Работники опасного производственного объекта обязаны:
1) соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
2) проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
3) незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;
4) в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
5) в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
Статья 10. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации
и ликвидации последствий аварии на опасном
производственном объекте
1. В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
1) планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
2) заключать с профессиональными аварийно-спаса-тельными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, другими законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Республики Южная Осетия, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
3) иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия;
4) обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
5) создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
2. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Республики Южная Осетия.

Статья 11. Требования к организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и управления промышленной безопасностью
1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Республики Южная Осетия.
2. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме в орган исполнительной власти в области промышленной безопасности ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
3. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности, обязаны создать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование.
4. Системы управления промышленной безопасностью обеспечивают:
1) определение целей и задач организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в области промышленной безопасности, информирование общественности о данных целях и задачах;
2) идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий на опасных производственных объектах и связанных с такими авариями угроз;
3) планирование и реализацию мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах, в том числе при выполнении работ или оказании услуг на опасных производственных объектах сторонними организациями либо индивидуальными предпринимателями;
4) координацию работ по предупреждению аварий и инцидентов на опасных производственных объектах;
5) осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
6) безопасность опытного применения технических устройств на опасных производственных объектах в соответствии с частью 2 статьи 7 настоящего Закона;
7) своевременную корректировку мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
8) участие работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в разработке и реализации мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
9) информационное обеспечение осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
5. Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью устанавливаются Правительством Республики Южная Осетия.
Статья 12. Техническое расследование
причин аварии
1. По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин.
2. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем органа исполнительной власти в области промышленной безопасности.
В состав указанной комиссии также включаются:
1) представители местного органа государственной власти, на территории которого располагается опасный производственный объект;
2) представители организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
3) другие представители в соответствии с законодате-льством Республики Южная Осетия.
3. Президент Республики Южная Осетия или Правите-льство Республики Южная Осетия могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначать председателя указанной комиссии.
4. Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации, экспертов в области промышленной безопасности и специалистов в области изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях, а также общественных инспекторов в области промышленной безопасности.
5. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, ее работники, организация, проводившая экспертизу промышленной безопасности, обязаны представлять комиссии по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий.
6. Результаты проведения технического расследования причин аварии заносятся в акт, в котором указываются причины и обстоятельства аварии, размер причиненного вреда, допущенные нарушения требований промышленной безопасности, лица, допустившие эти нарушения, а также меры, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварии, и содержатся предложения по предупреждению подобных аварий.
7. Материалы технического расследования причин аварии направляются в орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, членам комиссии по техническому расследованию причин аварии, а также в иные заинтересованные государственные органы.
8. Порядок проведения технического расследования причин аварии и оформления акта технического расследования причин аварии устанавливается органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
9. Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.
Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности
1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:
1) Документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;
2) документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия о градостроительной деятельности;
3) технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Закона;
4) здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;
5) декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;
6) обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.
2. Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.
3. Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
4. Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются в соответствии с нормами и правилами в области промышленной безопасности, органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
5. Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, который вносит в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
6. В целях настоящего Закона под заведомо ложным заключением экспертизы промышленной безопасности понимается заключение, подготовленное без проведения указанной экспертизы или после ее проведения, но явно противоречащее содержанию материалов, предоставленных эксперту или экспертам в области промышленной безопасности и рассмотренных в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности, или фактическому состоянию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, являвшихся объектами экспертизы промышленной безопасности.
Заключение экспертизы промышленной безопасности, признанное заведомо ложным, подлежит исключению из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности.
7. Ведение реестра заключений экспертизы промышленной безопасности осуществляется органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом.
8. Руководитель организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, обязан:
1) организовать проведение экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном нормами и правилами в области промышленной безопасности;
2) обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности экспертами в области промышленной безопасности;
3) обеспечить наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для проведения экспертизы промышленной безопасности.
9. Эксперт в области промышленной безопасности обязан:
1) определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;
2) соблюдать установленные нормами и правилами в области промышленной безопасности порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности;
3) обеспечивать объективность и обоснованность выводов, содержащихся в заключении экспертизы промышленной безопасности;
4) обеспечивать сохранность материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения указанной экспертизы.
10.Эксперту в области промышленной безопасности запрещается участвовать в проведении экспертизы промышленной безопасности в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Законом.
Статья 14. Разработка декларации
промышленной безопасности
1. Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.
Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
2.Настоящим Законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к настоящему Закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).

3. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.
4. Декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта разрабатывается вновь:
1. в случае истечения десяти лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности последней декларации промышленной безопасности;
2. в случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;
3. в случае изменения требований промышленной безопасности;
4. по предписанию органа исполнительной власти в области промышленной безопасности в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления государственного надзора в области промышленной безопасности.
5. Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.
Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с действующим в Республике Южная Осетия законодательством.
6. Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и декларация промышленной безопасности, разрабатываемая вновь, проходят экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке. Проектная документация на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия о градостроительной деятельности.
7. Декларацию промышленной безопасности представляют органам государственной власти, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством Республики Южная Осетия.
8. Декларация промышленной безопасности, представленная в орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, вносится в реестр деклараций промышленной безопасности в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующих документов.
9. Ведение реестра деклараций промышленной безопасности осуществляется органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом.
Статья 15. Подготовка и аттестация работников
в области промышленной безопасности
1. Работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее — работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Республики Южная Осетия.
2. Подготовка иных категорий работников в области промышленной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями к таким работникам, установленными нормами и правилами в области промышленной безопасности. Формы указанной подготовки определяются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект.
3. Первичная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится не позднее одного месяца:
1) при назначении на соответствующую должность;
2) при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;
3)при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.
4. Внеочередная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в случаях, определяемых Правительством Республики Южная Осетия.
5. Аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.
При аттестации работников в области промышленной безопасности проводится проверка знания требований промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации, определяемыми органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
6. Аттестация работников в области промышленной безопасности проводится аттестационными комиссиями, формируемыми органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или аттестационной комиссией, формируемой организацией, осуществляющей деятельность в области промышленной безопасности.
7. Категории работников, проходящих аттестацию в области промышленной безопасности в аттестационных комиссиях, формируемых органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, определяются Правительством Республики Южная Осетия.
8. Если в организации, осуществляющей деятельность в области промышленной безопасности, аттестационная комиссия не сформирована, аттестация работников в области промышленной безопасности проводится аттестационной комиссией, формируемой соответствующим органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
9. Порядок проведения аттестации в области промышленной безопасности устанавливается Правительством Республики Южная Осетия.
10. Работники, не прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности, не допускаются к работе на опасных производственных объектах.
Работники, не прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности, вправе обжаловать решения соответствующей аттестационной комиссии в судебном порядке в соответствии с действующим в Республике Южная Осетия законодательством.
Статья 16. Государственный надзор в области промышленной безопасности
1. Под государственным надзором в области промышленной безопасности понимается деятельность уполномоченного органа исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Законом, другими законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Республики Южная Осетия в области промышленной безопасности (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных действующим в Республике Южная Осетия законодательством мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.
2. Государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется органом исполнительной власти в области промышленной безопасности согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Республики Южная Осетия.
3. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области промышленной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона Республики Южная Осетия «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 4-12 настоящей статьи.
4. Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов. В случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем с применением обоснования безопасности опасного производственного объекта, предметом проверки является соблюдение требований такого обоснования безопасности.
5. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение периода, установленного частью 6 настоящей статьи, начиная со дня:
1) принятия в порядке, установленном Правительством Республики Южная Осетия, решения о вводе в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта опасного производственного объекта, в том числе используемых при эксплуатации опасного производственного объекта зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов;
2) регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов;
3) окончания проведения последней плановой проверки.
6. Проведение плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществляется со следующей периодичностью:
1)в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности не чаще одного раза в год;
2) в отношении опасных производственных объектов III класса
опасности не чаще одного раза в три года;
3) в отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки не проводятся.
7.Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом исполнительной власти в области промышленной безопасности предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований либо поступление в орган исполнительной власти в области промышленной безопасности уведомления об исполнении такого предписания;
2) поступление в орган исполнительной власти в области промышленной безопасности обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, о несоответствии обязательным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа исполнительной власти в области промышленной безопасности о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Республики Южная Осетия или Правительства Республики Южная Осетия либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
8. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в пункте 2 части 7 настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном Законом Республики Южная Осетия «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)», без согласования с органом прокуратуры.
9. Предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 7 настоящей статьи, не допускается.
10. Срок проведения проверки составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения.

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Закону количествах опасные вещества следующих видов:
а) воспламеняющиеся вещества — газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися, и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
б) окисляющие вещества — вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
в) горючие вещества – жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
г) взрывчатые вещества – вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
д) токсичные вещества — вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
— средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;
— средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;
— средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;
е) высокотоксичные вещества — вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
— средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;
— средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;
— средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;
ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, — вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:
— средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;
— средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;
— средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;
2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:
а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля;
3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), канатные дороги, фуникулеры;
4) получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;
6) осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.
К опасным производственным объектам не относятся:
1) объекты электросетевого хозяйства;
2) работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 мегапаскаля включительно сети газораспределения и сети газопотребления.
1. Классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к настоящему Закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего приложения. Классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения, устанавливаются в соответствии с критериями, указанными в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения.
2. Для объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия и опасных производст-венных объектов спецхимии устанавливается I класс опасности.
3. Для опасных производственных объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата устанавливаются следующие классы опасности:
1) II класс опасности — для опасных производственных объектов, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода свыше 6 процентов объема такой продукции;
(Начало на стр. 12-16)
2) III класс опасности — для опасных производственных объектов, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода от 1 процента до 6 процентов объема такой продукции;
3) IV класс опасности — для опасных производственных объектов, не указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.
4. Для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:
1) II класс опасности — для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;
2) III класс опасности — для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.
5. Для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 приложения 1 к настоящему Закону, устанавливаются следующие классы опасности:
1) III класс опасности — для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более (за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более;
2) IV класс опасности — для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
6. Для опасных производственных объектов, указанных в пункте 3 приложения 1 к настоящему Закону, устанавливаются следующие классы опасности:
1) III класс опасности — для подвесных канатных дорог;
2) IV класс опасности — для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
7. Для опасных производственных объектов, указанных в пункте 4 приложения 1 к настоящему Закону, устанавливаются следующие классы опасности:
1) II класс опасности — для опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава 10000 килограммов и более;
2) III класс опасности — для опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава от 500 до 10000 килограммов.
8. Для опасных производственных объектов, указанных в пункте 5 приложения 1 к настоящему Закону, устанавливаются следующие классы опасности:
1) I класс опасности — для шахт угольной промышленности, а также иных объектов ведения подземных горных работ на участках недр, где могут произойти:
а) взрывы газа и (или) пыли;
б) внезапные выбросы породы, газа и (или) пыли;
в) горные удары;
г) прорывы воды в подземные горные выработки;
2) II класс опасности — для объектов ведения подземных горных работ, не указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего приложения, для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет 1 миллион кубических метров в год и более, для объектов переработки угля (горючих сланцев);
3) III класс опасности — для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет от 100 тысяч до 1 миллиона кубических метров в год, а также объектов, на которых ведутся работы по обогащению полезных ископаемых (за исключением объектов переработки угля (горючих сланцев);
4) IV класс опасности — для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет менее чем 100 тысяч кубических метров в год.
9. Для опасных производственных объектов, указанных в пункте 6 приложения 1 к настоящему Закону, устанавливаются следующие классы опасности:
1)III класс опасности — для элеваторов, опасных производственных объектов мукомольного, крупяного и комбикормового производства;
2) IV класс опасности — для иных опасных производственных объектов.
10. В случае, если для опасного производственного объекта по указанным в пунктах 1 — 9 настоящего приложения критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности.