Военно-политическое сотрудничество России и Южной Осетии по-прежнему в приоритете

Военно-техническое сотрудничество между Южной Осетией и Россией обсудили на площадке Спутник – Южная Осетия. Пресс-конференция приурочена к 15-й годовщине подписания Соглашения между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией о сотрудничестве в военной области, предусматривающего размещение военных баз в регионе. Заместитель министра обороны Вадим Сиукаев и глава информационно-аналитического управления администрации президента Юрий Вазагов рассказали о межгосударственном взаимодействии, а также коснулись вопросов безопасности.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

По словам Сиукаева, сотрудничество между министерствами обороны Южной Осетии и России имеет общегосударственный характер. Первое соглашение в сфере обеспечения оборонной безопасности было подписано между РЮО и РФ 15 сентября 2009 года. Основой для этого документа был Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РЮО и РФ от 17 сентября 2008 года.

«На основе этого соглашения наши государства и министерства обороны начали выстраивать взаимоотношения, опираясь на межгосударственный договор и соглашение. После подписания соглашения в 2009 году Министерство обороны РЮО было уполномочено руководством республики вести переговоры со своими российскими коллегами по тем сферам деятельности, которые входят в наше полномочие», – отметил он.

В 2010 году было подписано второе соглашение между государствами – об объединенной российской военной базе на территории Республики Южная Осетия от 7 апреля 2010 года. С тех пор воинские контингенты РФ находятся на территории РЮО.

8 апреля 2010 года было подписано межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве. «То есть основу для взаимоотношений между государствами и между нашими министерствами положили эти три основных соглашения», – подчеркнул замминистра обороны.

КОНСТРУКЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И БАЛАНС СИЛ

По мнению Вазагова, Соглашение изменило внешнеполитическую ситуацию вокруг Южной Осетии и Закавказья. У межгосударственных документов есть два основных предназначения: это обеспечение безопасности Южной Осетии, оказание военной помощи в случае необходимости и поддержание мира и стабильности в регионе.

«Наши страны обозначили, что создание военных баз и законодательное оформление военного сотрудничества между Россией и Южной Осетией отвечает интересам обеих стран в военной сфере, оказывает влияние на поддержание мира и стабильности в регионе Южного Кавказа. Если мы возьмем тогдашний контекст и последующие события, то вплоть до II Карабахской войны весь комплекс документов, выстроенных как между Южной Осетией и Россией, так и между Россией и Абхазией, позволили создать устойчивую конструкцию безопасности, обеспечили баланс сил в регионе. Фактически предотвратили агрессивное поползновение НАТО в регион Южного Кавказа», – говорит Вазагов.

Планы и намерения западных стран, и прежде всего США, относительно нашего региона фактически пресекались потенциалом, который был заложен в военном сотрудничестве России с Южной Осетией и Абхазией. «С нашей территории с помощью военного инструментария Россия могла легко пресечь любые агрессивные поползновения, направленные не только против наших республик, но и против российских интересов. Другое дело, что в последние годы в силу геополитических изменений, происходящих не только на постсоветском пространстве, но и в других регионах, включая Ближний Восток, ситуация на Южном Кавказе претерпела значительные изменения. Появляются новые влиятельные игроки, наблюдаем очередную волну со стороны Запада по вытеснению России из региона», – отметил политолог.

Недавние геополитические изменения, включая события на Ближнем Востоке и внутрирегиональные кризисы в Армении и Грузии, изменили ситуацию на Южном Кавказе. Запад стремится изменить баланс сил в регионе и усиливает свои позиции в Арме-нии и Грузии, пытается создать «ось демократии» на Южном Кавказе, включая Армению и Грузию.

«Укрепление позиций США, Великобритании и Франции в регионе может значительно усилить их влияние на Южном Кавказе. В свете этих событий значение сотрудничества России с Южной Осетией и Абхазией, значимость российского военного присутствия на территории двух республик возрастает», – подчеркнул он.

Юрий Вазагов отметил, что последние годы транзитный потенциал в регионе Южного Кавказа стремительно растет, наблюдается реализация крупных государственных проектов, которые используют этот потенциал для того, чтобы направить большие потоки грузов из Китая, Индии, Ирана, Средней Азии и т.д. Все эти процессы приводят к тому, что вопросы безопасности Южного Кавказа выходят на главный план и приобретают большую актуальность. Россия вместе с союзниками – Южной Осетией и Абхазией – будет учитывать эти аспекты.

«Соглашения, подписанные 15 лет назад, сохраняют актуальность и в свете новых обстоятельств, пункты документа позволяют оказывать существенное влияние на вопросы стабильности и безопасности в регионе», – считает Вазагов.

ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЮЖНОЙ ОСЕТИИ ПОД КОНТРОЛЕМ

Вадим Сиукаев напомнил, что год назад практически каждую ночь граждане наблюдали пролеты беспилотных летательных аппаратов и над городом, и вглубь территории Республики. Эти случаи были не единичными, целая группа БПЛА заходила на территорию РЮО и выполняла определенные военные цели. «Значительно уменьшилось количество нарушений воздушного пространства. Беспилотники бывают, но это уже единичные случаи. БПЛА у Грузии гораздо больше, за год их количество увеличилось. Военно-промышленный комплекс Грузии уже самостоятельно производит летательные аппараты. Тем не менее, нарушений воздушного пространства стало на порядок меньше. Это является итогом деятельности оборонного ведомства и 4-й военной базы», – пояснил замминистра обороны.

Взаимодействие между Министерством обороны РЮО и 4-ой военной российской базой осуществляется в повседневном режиме, они обеспечивают мир и безопасность югоосетинского государства.

ВЛИЯНИЕ НА КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН

По словам Вазагова, фактор военного сотрудничества России и Южной Осетии по-прежнему находится в приоритете. Даже если в ближайшее время в Грузии не произойдет серьезных изменений во внутриполитических процессах, особой стабильности в регионе в ближайшие годы не будет. «Более того, в США и в лагерях их союзников строятся планы – они оформляются в так называемую Черноморскую стратегию США, которая подразумевает усиление их влияния в Черноморском регионе. Более того, они попытаются вновь усилить свое присутствие в Турции, несмотря на определенные противоречия, чтобы через Турцию оказывать более весомое давление на Кавказский регион.

«Поэтому военно-политичес-кое сотрудничество между нашими странами в ближайшей среднесрочной перспективе будет оставаться крайне востребованным в интересах обеспечения безопасности не только Южной Осетии, но и России. Именно наши страны заинтересованы в стабильности на Кавказе. Западные же страны намерены использовать кавказские государства в качестве определенных военно-политических платформ, чтобы подорвать влияние России, отвлечь ее внимание от других регионов, в том числе от украинского направления. Думаю, военные, дипломаты, политики наших стран в ближайшие годы будут достаточно загружены этими вопросами.

Созданная законодательная база в полной мере учитывает все актуальные вопросы», – отметил Вазагов.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ

В 2010 году между министерствами обороны Южной Осетии и России был подписан контракт об обучении граждан РЮО в высших военных учебных заведениях Министерства обороны РФ. «С тех пор ежегодно направляем наших военнослужащих, выпускников среднеобразовательных школ для получения высшего военного образования в Российскую Федерацию, где проходят обучение как граждане иностранного государства», – сказал Сиукаев.

А. ДЖИОТЫ