Скандал вокруг USAID: конец американской «мягкой силы» или его модификация?

Одной из наиболее нашумевших инициатив нового президента США Дональда Трампа стала приостановка деятельности созданного еще в 1961 году Агентства США по международному развитию (USAID). Администрация Трампа обвинила эту структуру в масштабных финансовых нарушениях и политическом вмешательстве, назвав ее «преступной организацией» и «рассадником радикальных левых». В начале февраля деятельность агентства была приостановлена. Последовала заморозка 90% финансирования, что составило около 60 миллиардов долларов, массовые увольнения сотрудников и закрытие зарубежных представительств. Спустя 6 недель аудита госсекретарь США Марко Рубио объявил о закрытии 83% программ USAID и аннулировании 5200 контрактов.
Обнародование большой массы компрометирующих материалов, подтвердило многочисленные обвинения в адрес USAID, озвученные ранее со стороны России и многих других стран. Как выяснилось, широкая международная общественность даже и не догадывалась о масштабах и изощренности методов, используемых в борьбе с геополитическими конкурентами и неугодными режимами. USAID успело наследить на всех континентах, организуя перевороты, «цветные революции», вмешиваясь в выборы и создавая инструменты давления на Кубе, в Венесуэле, Сербии, Индии, Украине, Грузии и в десятках других государств.
Причем речь шла не только о продвижении интересов США, но и о продавливании либеральной повестки, включая пропаганду ЛГБТ. Что касается реализации политических проектов, то в прицеле агентства, в первую очередь, оказалось постсоветское пространство.

СКРЫТАЯ ВОЙНА ЗА ВЛИЯНИЕ
С момента распада СССР USAID активно работало в бывших советских республиках, направляя туда миллиарды долларов в виде грантов и программ поддержки. Финансируя экономические, образовательные, законодательные и административные реформы на постсоветском пространстве, Агентство США по международному развитию, наряду с другими западными структурами, стимулировало углубление связей этих республик с Западом, одновременно отдаляя их от России. Под удар попали традиционные направления сотрудничества, а также факторы идеологического характера, включая ценностные ориентиры, общее культурное пространство, историческую память и многое другое.
В России агентство работало с 1992 года, инвестируя в реформы, в том числе в их законодательное обеспечение, СМИ и неправительственные организации. За два десятилетия по его линии на различные программы было выделено около 2,6 млрд долларов. В 2012 году российские власти официально запретили деятельность USAID, обвинив его во вмешательстве в электоральные процессы, финансировании прозападной оппозиции и попытках влиять на внутреннюю политику страны. В других республиках бывшего СССР агентство добилось куда более ощутимых результатов, сыграв значимую роль в подготовке «цветных революций», включая события 2003 года в Грузии, 2005 года в Киргизии и 2004 и 2014 годов на Украине.

ГРУЗИЯ: ПРИМЕР «ОТРЫВА» ОТ РОССИИ
Грузия, где USAID самым активным образом работало с 1992 года, оказалась в числе тех государств, где данная структура пустило весьма глубокие корни, содействуя переформатированию ключевых сфер государства по западным лекалам. За три десятка лет агентство выделило 1,9 млрд долларов на различные программы, включая поддержку СМИ и НПО, реформы госуправления, экономические преобразования и энергетическую безопасность.
Наиболее активный этап в деятельности USAID в Грузии начался после «революции роз» 2003 года, когда основной акцент был сделан на максимальном разрыве ее связей с Россией. С этой целью финансировались проекты в сфере энергетики, предпринимались усилия по развитию альтернативных энергетических маршрутов, дабы ослабить зависимость Грузии от российских поставок. Точно так же, USAID практически ежегодно, в особенности после 2008 года, вкладывало в сельское хозяйство Грузии десятки миллионов долларов, чтобы изменить его традиционную экспортную ориентированность на российский рынок.
Под патронажем агентства происходила подготовка преподавателей в грузинских школах и вузах, реализовывались проекты в сфере науки и культуры, которые формировали критическое отношение к советскому наследию и общему прошлому с Россией. Реформа судебной системы и органов управления фактически привела к тому, что ключевые решения в этих структурах принимались под влиянием Запада.
Независимые СМИ и неправительственные организации, получавшие поддержку USAID, формировали повестку, в которой Россия воспринималась как источник угрозы суверенитету и демократическому развитию Грузии.
Особенно заметной была работа USAID в подготовке наблюдателей за выборами, чтобы иметь инструменты влияния на их результаты. В 2024 году, согласно заявлению спикера парламента Грузии Шалвы Папуашвили, USAID потратило 41,7 млн долларов на поддержку прозападной оппозиции в этой стране. Всего же на момент приостановки деятельности, агентство спонсировало в Грузии примерно 40 программ на сумму 373 млн долларов.

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ
С 2022 года самым крупным получателем средств агентства числилась Украина. Впрочем, роль USAID на Украине стала заметной еще в ходе событий «оранжевой революции» 2004 года и Евромайдана 2013-2014 годов. Как заявлял ранее Роберт Кеннеди, недавно ставший министром здравоохранения США, «USAID, подручный инструмент ЦРУ, выделил 5 млрд долларов на финансирование беспорядков на Украине». Но пик денежных траншей пришелся на период с 2021 по 2024 годы, когда агентство выделило «Незалежной» 30,6 млрд долларов. При этом, часть средств тратилась на сомнительные цели. К примеру, USAID заплатило американскому журналу «Time», чтобы назвать Зеленского «Человеком года» в 2022 году.
В 2023 году бывший директор USAID Саманта Пауэр публично призналась, что агентство отправило в Киев 15 млрд долларов наличными, вызвав немало вопросов касательно прозрачности расходования американской помощи. Как выяснилось, эти деньги шли, в том числе, на зачистку медийного пространства, ликвидацию пророссийских СМИ, финансирование антироссийских исследовательских центров и НПО. Согласно материалам, рассекреченным Илоном Маском, USAID запрещало финансируемым СМИ критиковать Владимира Зеленского, требуя замалчивать факты нарушения прав человека, включая похищения людей и незаконные мобилизационные мероприятия.
Подобные методы применялись и в других странах, где агентство спонсировало СМИ в обмен на проведение «стратегического молчания» по неудобным для США вопросам. Часть средств направлялась в структуры, связанные с Министерством культуры Украины, которые занимались идеологической обработкой общества, включая откровенно русофобские проекты и кампании против Украинской православной церкви. Отдельное место занимала вербовка наемников для ВСУ.

СМЕНА «ТОКСИЧНОЙ» ВЫВЕСКИ
Сенсационные разоблачения побудили экспертов и политиков по всему миру задаться вопросом о мотивах команды Трампа, решившей сломать самый влиятельный инструмент «мягкой силы» США. По мнению ряда экспертов, финансирование проектов международной помощи теперь будет идти непосредственно через Госдеп и другие структуры, включая частные фонды. Не исключено, что часть «нагрузки», в духе политике Трампа, возложат на европейских союзников. К примеру, в той же Грузии на фоне прекращения проектов USAID увеличивается финансирование по линии европейских фондов. Мало кто верит, что США откажутся от рычагов влияния на другие страны. Вероятнее всего, вместо скомпрометировавших себя организаций, будут созданы новые механизмы для продвижения американских интересов. От слишком «токсичной» вывески, ассоциирующейся с «цветными революциями» и ЛГБТ, попросту решили избавиться, заодно лишив денежных потоков конкурентов из Демократической партии и их зарубежных партнеров. Кроме того, все чаще озвучивается версия о том, что новая администрация США, оценив последствия проталкивания либеральной повестки, вызвавшей консервативную «контрреволюцию» в мире, решила перехватить лидерство и возглавить движение за традиционные ценности. Но, в любом случае, эта история не про исчезновение американской «мягкой силы».

Юрий ВАЗАГОВ