Символ мужества и единства народов

В череде побед в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками особенно стоит битва за Кавказ.
9 октября 1943 года советские войска овладели Таманским полуостровом, последним оплотом врага на Кавказе. Она является знаменательной вехой для жителей нашей Республики, ведь Южная Осетия была одним из рубежей на пути врага в его попытках прорваться в Закавказье. Уроженцы Юго-Осетинской автономной области были в числе активных участников обороны Кавказа, труженики тыла автономии оказывали содействие фронту.

Враг у ворот
Именно так можно было охарактеризовать ситуацию для Южной Осетии осенью 1942 года. Бои уже шли по другую сторону Главного Кавказского хребта, в Северной Осетии. С территории оккупированной немецкими войсками на юг Осетии вели перевальные тропы. Существовала угроза захвата перевалов и прорыва вражеских подразделений в направлении Цхинвала.
К этому времени практически все регулярные воинские подразделения, ранее дислоцированные в столице Юго-Осетинской автономной области были переброшены на Кавказский фронт. Защита перевалов легла на плечи истребительных батальонов, созданных из местных жителей.
Воздушное пространство охраняли подразделения ПВО, в составе которых были девушки-комсомолки Южной Осетии. Не оставалось в стороне и мирное население – на горных перевалах и на подступах к ущельям возводились системы заграждений, сооружались узлы обороны, опорные пункты, доты и дзоты, рылись окопы и противотанковые рвы.
С приближением линии фронта к горным вершинам Главного Кавказского хребта Южная Осетия становилась прифронтовой зоной. В столице автономии был образован Комитет обороны. В Сталинире (Цхинвале) введено военное положение и образована военная комендатура, утверждено положение «Об усилении оборонительных мероприятий по Юго-Осетинской автономной области».
Одновременно работники тыла в разы увеличили поставки фронту: бойцам, противостоящим врагу, отправлялась продукция военного назначения, продовольствие и теплые вещи.
Уроженцы Южной Осетии непосредственно участвовали и в битве за Кавказ, среди них член Военного совета 46-й армии Г.Санакоев, командир 1159 стрелкового полка Г.Габараев, начальник политотдела 417 дивизии Х.Басаев, известный осетинский поэт Р.Асаев, а также сотни красноармейцев, призванных из автономной области. Медалью «За оборону Кавказа» было награждено 1 100 представителей Южной Осетии.
За беспримерные подвиги, совершенные в небе Кавказа, военный летчик Сергей Коблов удостоился звания Героя Советского Союза. Командир отряда торпедных катеров капитан-лейтенант Константин Кочиев, совершивший смелые боевые рейды на Черном море, был также удостоен этого высокого звания.
Таким образом, свой вклад в общую победу над врагом в сражениях на кавказском направлении внесла и Южная Осетия.

Цветок как символ агрессии
Период с 1942 по 1943 годы стал самым напряженным в истории Великой Отечественной войны. После поражения под Москвой в декабре 1941 года политическое и военное руководство в Берлине решило сменить направление главного удара. Был выбран Кавказ, и в этом были свои геополитические и стратегические расчеты.
В стратегическом плане предполагалось лишить СССР нефтяных ресурсов, захватив месторождения в Майкопе, Грозном и Баку. Для немецкой армии Кубань и Ставрополье, Северный Кавказ были источником продовольствия и природных ресурсов. Геополитические прожекты Берлина были связаны с надеждой открыть путь к Ирану, Афганистану и Индии.
Германское командование разработало план непосредственного овладения Кавказом, получивший условное наименование «Эдельвейс». Так называется горный цветок в немецких Альпах и горах Кавказа – подобный символизм был частью нацистской идеологии.
Наступление вермахта должно было вестись по трем направлениям: вдоль побережья Черного моря от Анапы до Поти и затем на Батуми; через Главный Кавказский хребет на Сухум и Кутаиси; из района Пятигорска на Майкоп, Орджоникидзе, Грозный, Махачкалу и Баку.
План захвата Кавказа существовал задолго до начала вторжения в СССР. Вот какой эпизод описывает в книге «У кромки континента» генерал-лейтенант Худалов А.Х. Он рассказывает, что в 1932 г. на территории Армении проходили маневры войск Закавказского военного округа. На учениях присутствовали и иностранные «гости». Был среди них, между прочим, и немецкий военачальник Эрих фон Манштейн, в будущем – участник битвы за Кавказ.
«Один красноармеец-коновод… в пылу откровенности выпалил: «Неужели никому нет дела до того, что эти буржуи шныряют, везде, фотографируют, наши войска и технику, попросту сказать, ведут, шпионаж». Красноармеец рассчитывал, что иностранцы не поймут его слов. Увы, немцы прекрасно поняли эти слова, ведь среди них находился белоэмигрант, бывший полковник царской армии. Командующему маневрами ничего не оставалось, как арестовать на двадцать суток коновода с содержанием на гауптвахте, так сказать, за неуважение к «гостям», – вспоминает Худалов.
По окончании маневров иностранцы совершали свой путь домой через Военно-Грузинскую дорогу и увозили с собой не только подаренные им бурки, но нечто более значительное – фотографии, запечатлевшие наши войска на учениях, схемы и фотоснимки местности.
Таким образом, к моменту начала наступления на кавказском направлении в немецких штабах были осведомлены о будущем поле боя. Оставалось только нарастить военную составляющую, что и было сделано в короткие сроки. В составе вермахта было более 170 тысяч солдат и офицеров, 1200 танков, 4,5 тыс. орудий ствольной артиллерии, силы Люфтваффе насчитывали более тысячи самолетов. Советские войска на этом направлении уступали врагу в личном составе в полтора раза, в пушках и минометах – в два раза, в бронетехнике – в девять раз, в авиации противник имел восьмикратное превосходство. В таких, крайне неблагоприятных для советского командования условиях и разворачивалась битва за Кавказ, которая в военных штабах именовалась как Северо-Кавказская стратегическая оборонительная операция.

Крах нацистских планов
Наступление германских войск началось 25 июля 1942 года в полосе ответственности Южного фронта. Несмотря на самоотверженность бойцов и командиров Красной Армии задержать продвижение противника не удалось. Появилось превосходство врага в живой силе и технике, ведь к моменту начала наступления ряды немецких войск пополнились воинскими подразделениями германских союзников – Румынии, Словакии, Хорватии и Италии.
В течении всего 1942 года вражеские войска смогли захватить большую часть Предкавказья, оккупировать города Ростов, Армавир, Майкоп, Моздок, Элисту зайти в предместья Новороссийска. Под контролем частей специального назначения оказалось большинство перевалов Западного Кавказа, что создало предпосылки к наступлению на Сухум с целью перекрытия черноморских коммуникаций.
В ноябре 1942 года враг предпринял штурм Владикавказа, но этот рубеж обороны на реке Терек оказался для него непреодолим. Командующий германскими войсками генерал Клейст приказал переходить к обороне.
Это были самые тревожные дни битвы за Кавказ, но тогда же стало очевидным, что противник уже исчерпал свой наступательный потенциал. В свою очередь советские войска получили подкрепление, что позволило сперва стабилизировать фронт и начать подготовку к наступлению.
Имеются документальные доказательства, что в Берлине рассчитывали привлечь на свою сторону горские народности и вызвать среди них восстание против советской власти. Этим намерениям также не удалось свершиться.
Уже в начале 1943 года советское командование посчитало возможным начать широкомасштабное контрнаступление. Этому способствовал и успех Красной Армии под Сталинградом, куда командование вермахта было вынуждено перебрасывать войска с Кавказа. В январе началась наступательная операция, имевшая целью окружить и полностью разгромить немецкую группировку на Северном Кавказе.
Враг отчаянно сопротивлялся, но наступательный порыв Красной Армии был неукротим. День за днем, в результате кровопролитных боев, освобождались оккупированные территории. И вот уже Красное знамя победы реет над городами и поселками Краснодарского и Ставропольского краев, Калмыкии, Чечено-Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ростовской области, освобождены Черкесская, Карачаевская и Адыгейская автономные области.
В период обороны Кавказа советские войска не только выстояли против ударов немецких захватчиков, но и ослабили боевую мощь вермахта, сковали его на долгое время, заставили израсходовать силы, которые были предназначены для других направлений, других фронтов. В начале битвы за Кавказ гитлеровское командование сняло одну танковую дивизию, предназначенную для Сталинградского фронта, и перебросило ее на Кавказ, ослабив тем самым ударную силу войск под городом на Волге.
9 октября 1943 года был сокрушен последний оплот немецких войск на Кавказе – укрепленный район на Таманском полуострове. Битва за Кавказ завершилась полным разгромом немцев.

Р.КУЛУМБЕГОВ