29 мая – День независимости Южной Осетии
29 мая в Республике Южная Осетия отмечается важная дата – День принятия Акта о независимости. В преддверии праздника мы пообщались с Геннадием Кокоевым, депутатом I и V созывов Парламента РЮО, одним из представителей национальной политической элиты, которая сформировалась на стыке двух эпох. Он считает, что провозглашение Республики было важным шагом на пути становления государственности.
– Геннадий Герсанович, можно ли назвать 29 мая Днем независимости Республики Южная Осетия?
– Да, конечно. Так сложилось, что в Южной Осетии есть две даты, неразрывно связанные с обретением статуса независимости и преодолением статуса политической нестабильности в регионе. Первая из них – это День независимости, который мы отмечаем 29 мая, а вторая – День Республики Южная Осетия, празднование которого приходится на 20 сентября.
Обе даты уходят своими корнями в события конца 80-х – начала 90-х годов ХХ века, когда на фоне роста активности политических сил Грузинской ССР, выступавших за независимость от центральной власти СССР, остро встал вопрос о дальнейшей судьбе Юго-Осетинской автономной области. Область была образована в 1922 году и вошла в состав Грузинской ССР. Уточню, что Южная Осетия продолжала оставаться автономной областью в составе Республики Грузия до того момента, пока там не активизировалось национальное движение, приведшее к обострению конфликта с национальными меньшинствами (прежде всего, с абхазами и осетинами).
– Вы имеете в виду события 90-х?
– Да, в это время начал разваливаться Советский Союз. В Грузии к власти фактически пришли националисты.
Руководители Южной Осетии, стремясь обеспечить безопасность своего народа, Юго-Осетинской АО, 20 сентября 1990 года приняли решение о преобразовании автономной области в Юго-Осетинскую Советскую Демократическую Республику и приняли Декларацию о государственном суверенитете. В ответ со стороны Грузинской ССР последовало введение чрезвычайного положения.
Весь 1991 год территория Южной Осетии представляла собой зону вооружённого конфликта. В итоге власти Южной Осетии в сентябре 1991 года обратились к Верховному Совету РСФСР с просьбой рассмотреть вопрос о присоединении к России.
Но последовал политический кризис в СССР, закончившийся его распадом в декабре 1991 года, воспрепятствовавший рассмотрению этой просьбы.
Тем не менее, не желая оставлять вопрос независимости от Грузии нерешённым, власти Южной Осетии приняли 21 декабря 1991 года Декларацию о независимости Южной Осетии, а акт провозглашения независимости Республики был принят Верховным Советом Республики 29 мая 1992 года. Этому предшествовал референдум, проведённый в Южной Осетии в январе того же года, на котором 98%, принявших участие в плебисците высказались за независимость.
– Давайте еще раз уточним значение и необходимость принятия Акта о независимости.
– Именно эта дата – 29 мая – и является сегодня одним из основных государственных праздников Республики Южная Осетия.
Принятие Акта о независимости положило начало формированию собственных органов власти и законодательной системы, в основу которой легла Конституция Республики.
Очевидно, что именно провозглашение независимости стало основополагающим решением, которое создало базу для последующего признания государственной независимости Республики Южная Осетия Российской Федерацией в августе 2008 года.
Упоминая о принятии решения о независимости, необходимо учитывать общественно-политическую ситуацию, характерную для того периода. После развала единого государства южные осетины остались практически один на один с противником, который представлял экзистенциальную угрозу самому существованию южной части осетинского этноса. Памятуя о том, что еще в период существования т.н. грузинской «демократической республики» в 1918-20 гг. осетины подверглись тотальному геноциду и этническим чисткам – почти все осетинское население было изгнано, а более пяти тысяч человек убито. Парламент Южной Осетии обоснованно считал, что мотивация действующих властей в Тбилиси не отличается от взглядов правительства Н. Жордания.
Лишним подтверждением этому стал факт чудовищного преступления, осуществленного грузинскими террористами за 9 дней до принятия Акта Государственной независимости – 20-го мая на объездной дороге была расстреляна колонна с мирными жителями – 33 человека погибли, многие были ранены. Целью этого злодеяния было запугать население и принудить его к повиновению и выселению. Задачи достигнуты не были – осетины стали решительнее вступать в отряды самообороны, а Парламент принял историческое для Южной Осетии решение о суверенитете.
– Сегодня, оценивая происшедшее 29 мая 33 года назад, что вы можете сказать?
– Необходимо отметить, что некоторые сомнения, которые бытуют среди недругов и скептиков в отношении полноценности суверенитета Южной Осетии, могут быть легко опровергнуты тем обстоятельством, что все бывшие союзные республики обрели свою независимость и статус члена ООН лишь вследствие распада СССР. Республика Южная Осетия же добилась независимости благодаря мужеству и самоотверженности народа и его вооруженных формирований. И не в последнюю очередь суверенитет РЮО был оплачен самой дорогой ценой – безвозвратными потерями сотен мирных жителей и лучших бойцов самообороны.
К чести воинов-осетин необходимо отметить, что они не стали на один уровень с грузинскими террористами и не отметились расправами над мирным грузинским населением. Отряды самообороны были заняты исключительно отражением атак численно многократно превосходящих врагов, идеально экипированных, вооруженных тяжелой техникой со складов бывшего Закавказского военного округа СССР. И, конечно, осетины не вели никаких боевых действий за пределами административных границ Юго-Осетинской АО.
Надо помнить отчёт и о том, что со стороны грузинских властей не было даже попытки урегулировать противостояние дипломатическими методами. И если от З. Гамсахурдиа ожидать конструктивных шагов было бы наивно, то главный дипломат Советского Союза Э. Шеварднадзе, возглавивший переворот по свержению законно избранного националиста, только кратно усилил натиск на Южную Осетию, отметившись демагогическим высказыванием: «Там (в Цхинвале) переговоры вести не с кем».
Так называемое «международное сообщество» не обращало никакого внимания на сам факт нападения грузинских вооруженных формирований на Южную Осетию, гибель мирных граждан. А что касается ельцинской администрации, то она отреагировала только после четкой позиции, занятой руководством Северной Осетии и ее народа, которые озвучили требование, суть которого состояла в том, этот регион объявит об отделении от РФ и объединении с Югом Осетии. Только после этого были предприняты шаги по дипломатическому урегулированию вооруженного конфликта и была назначена дата и место встречи руководителей вовлеченных в противостояние сторон, как югоосетинской и грузинской, так североосетинской и российской – 24 июня, в Сочи.
В июне 1992 года состоялось подписание четырёхстороннего соглашения по урегулированию грузино-осетинского конфликта, в зону которого вошли смешанные контингенты вооружённых сил Грузии, России и Республики Северная Осетия-Алания и была создана четырехсторонняя Смешанная Контрольная Комиссия (СКК).
В августе 2008 года Грузия еще раз попыталась решить вооружённым методом вопрос территориальной принадлежности Южной Осетии, начав боевые действия и атаковав Южную Осетию и город Цхинвал. В результате пятидневных боёв российским вооружённым силам вместе с защитниками Цхинвала и Министерством обороны, и правоохранительными органами РЮО удалось вытеснить вооружённые формирования Грузинской армии с территории Южной Осетии.
Вслед за этим логическим решением вопроса стало событие 26 августа 2008 года – признание Россией суверенитета Республики Южная Осетия. Учитывая вышесказанное, можно с полной уверенностью говорить о том, что признание государственной независимости РЮО Российской Федерацией – не какой-то дар или вынужденная мера, но адекватная оценка стремления народа к свободе и независимости. Еще одно свидетельство, говорящее в пользу южных осетин – они не воспользовались благоприятной возможностью отмщения недругам и не стали реализовывать политику насилия в отношении мирного грузинского населения, хотя среди них было достаточно воинов, потерявших друзей и родственников.
То, что в настоящее время День принятия Акта о независимости Республики является праздничным нерабочим днём, подчёркивает государственную и национальную важность даты.
Бэла ЦХОВРЕБОВА