Последний штрих в политико-правовом оформлении государственности Республики Южная Осетия

«29 мая 1992 года на сессии Верховного Совета РЮО был сделан судьбоносный для югоосетинского народа шаг – принят Акт провозглашения независимости Республики Южная Осетия. Это было важное политико-правовое решение в становлении нашей государственности», – констатировал депутат Парламента I созыва Мурат Джиоев, комментируя газете «ЮО» значимость события 33-летней давности.

М. Джиоев подчеркнул, что прежде чем говорить о значимости данной исторической даты, необходимо провести краткий исторический экскурс.

«Принятию Акта провозглашения независимости РЮО предшествовали долгие политические шаги по становлению и оформлению государственности Республики. Советский Союз в конце 80-х гг. постепенно распадался, и в Грузии усилились националистические силы, которые стали всячески притеснять другие народы республики. Начались оголтелая антиосетинская, антиабхазская пропаганда и вытеснение из Грузии людей негрузинской национальности, в первую очередь осетин. Националистические силы призывали к оформлению Грузии как мононационального государства. 10 ноября 1989 г. Областной совет Юго-Осетии решил повысить статус ЮОАО до Автоном-ной Республики в составе ГССР и направил обращение в ВС ГССР. Однако данное решение было незаконно отменено президиумом Верховного совета ГССР», – вспоминает он.

К 1990 году было ясно, что народу Южной Осетии надо самоопределяться, так как и официальные, и неофициальные власти Грузии делали все, чтобы упразднить автономию Южной Осетии. В июне 1990 г. тогдашний Верховный Совет ГССР принял закон, согласно которому отменялись все законодательные акты, принятые с момента образования ГССР с 1921 г.

«И здесь обязательно надо принять во внимание, что Южная Осетия как автономное формирование была включена в состав ГССР помимо воли югоосетинского народа 20 апреля 1922 г. Получается, что декрет о включении Южной Осетии в состав ГССР от 20 апреля 1922 г. тоже отменялся решением Верховного Совета ГССР от 22 июня 1990 г. Иными словами, тогдашние грузинские власти юридически вычеркнули Южную Осетию из правового пространства Грузии. Учитывая фактор усиливающейся антиосетинской пропаганды в Грузии, в целях сохранения югоосетинского народа 20 сентября 1990 года Областной Совет народных депутатов Южной Осетии провозгласил Республику Южная Осетия в составе СССР. Представители Южной Осетии добивались, чтобы республика стала равноправным субъектом СССР. Чтобы укрепить все органы власти республики, 9 декабря 1990 года были проведены первые выборы в Верховный совет РЮО, созданы первые органы республиканской власти», – отметил наш собеседник.

Грузинские власти начали открытую военную агрессию против Южной Осетии и законодательно ещё раз отменили ЮОАО. А 6 января 1991 г. начали открытую войну против Южной Осетии и всего осетинского народа, который жил на территории ГССР. В условиях военной угрозы Верховный Совет РЮО продолжал формирование органов власти республики. В августе 1991 г. представители Южной Осетии встретились в Москве с вице-президентом Советского Союза Г. Янаевым, который их заверил, что Республика Южная Осетия станет одним из субъектов союзного договора, т.е. на равных основаниях с другими республиками войдёт в состав обновлённого Советского Союза.

«Когда Советский Союз распался в декабре 1991 г., то на второй день Верховный совет РЮО принял Декларацию о независимости Южной Осетии. То есть мы продекларировали свою независимость, при этом ни разу не заявляли о выходе из Советского Союза. Этот политический шаг надо было подтверждать референдумом, и он был назначен на 19 января 1992 г. Все это происходило на фоне открытой войны Грузии против Южной Осетии, но югоосетинский народ с воодушевлением шел голосовать. По результатам референдума, на котором более 99% населения проголосовали за независимость республики, был подготовлен документ – Акт провозглашения независимости Республики Южная Осетия. Надо было закрепить результаты референдума законодательно, юридически. Документ разрабатывался в мае 1992 года при круглосуточном обстреле Цхинвала и сел Южной Осетии, после зверского расстрела мирных граждан на Зарской дороге», – вспоминает политик.

Мурат Джиоев напомнил, что «принятие Акта независимости стало последней юридической точкой в правовом оформлении нашего государства. Все необходимые правовые шаги в деле становления государственности республики за этот период мы делали поэтапно и своевременно, начиная с 1990 года. Все политические решения Южной Осетии принимались в полном соответствии с действующим законодательством пока Советского Союза, а после международного права.

Были созданы все необходимые органы власти, к тому времени мы уже имели все атрибуты государственности. Единственное, что нам оставалось – принять Конституцию РЮО. И первый Основной закон РЮО был принят 2 ноября 1993 года», – заключил Мурат Джиоев.

М. БЯЗРОВА
Фото из архива «ЮО» – 1992 г. митинг.