Первое осетинское посольство в России

275 лет назад, в 1749 году, в Петербург отправилось осетинское посольство. В Петербурге послы провели переговоры с правительством Российской империи. Они просили защитить Осетию от врагов, принять в состав России и помочь осетинам переселиться в Предкавказскую равнину, некогда бывшую частью Аланского царства. Россия считала присоединение Осетии важным и выгодным делом: через Осетию проходил самый удобный путь в Закавказье – Военно-Грузинская дорога, осетинские горы были богаты месторождениями свинца, который был очень нужен воевавшей России. Поэтому правительство обещало поддерживать переселение осетин на равнину.

Присоединение Осетии к России оказалось в то время невозможным – Иран и Турция противились сближению России с народами Кавказа. Однако после возвращения осетинского посольства на родину были установлены добрые отношения между Осетией и Россией. Эти связи приняли постоянный характер.

Первые контакты Руси с осетинами принято отсчитывать не с 18-го и даже не с 17-го века. Аланы ещё в 10-м веке имели самые тесные контакты с Русью. Это были как торговые, так и военные союзы. Но в основном взаимодействия были союзническими, что отчасти цементировалось взаимной связью с Византией. Однако Алания оказалась слаба перед напором новых народов, в том числе монголо-татар, центробежными силами на самом Кавказе и прочим. В итоге Аланское царство распалось, потеряв огромные земли. На смену единому государству пришла разобщённая конфедерация примерно из 11 обществ, управляемых своими избираемыми или же наследственными лидерами. Слабость такой «государственности» была очевидной.

К середине 18-го века осетины находились в крайне тяжёлом положении. Турция и Персия вели на Кавказе активную экспансию. При этом среди местного населения вербовались нужные люди. Так, «союзниками» турок и персов становились некоторые черкесские князья и даже целые грузинские княжества, не считая традиционных турецких ставленников Крымского ханства. Осетины же, исповедовавшие православие ещё со времён Аланского царства, оказались в блокаде. По сути, их лишили выхода на равнину, загнав в горы.

В 1749 г. начался сбор посольства к Российскому императорскому двору. Осетины сразу же столкнулись с противодействием со стороны Кабарды. Кабардинцы заявили, что ежели послы поедут в Россию, то их там задержат в заложниках, а в это время дома вышеозначенных послов будут разорены самими кабардинцами, т. к. они считают данный шаг недружественным. Из-за угроз количество послов с пяти сократилось до трёх: двое побоялись навлечь на свои земли разорителей.

Урезанное посольство выехало в начале сентября 1749 г. В его состав вошли: Зураб Елиханов (Магкаев) из рода владетелей Зарамагского замка, знавший кроме осетинского, русский, грузинский и кабардинский языки, был известен своей образованностью на всём Кавказе; Елисей Хетагов из общины Заканского ущелья; Батырмирза Куртаулов из Куртатинской общины. Все члены посольства были знатного происхождения, хорошо ориентировались в политике и дипломатии. Главой посольства стал З. Магкаев.

Их сопровождали по одному помощнику-служителю, которые происходили из родов знатной воинской аристократии. Несмотря на урезанный состав посольства, послы представляли «всю осетинскую землю», а не отдельные общества. Это также связано с тем, что сам факт принятия императрицей такого посольства от всей земли способствовал сплочению Осетии.

Спустя четыре месяца пути посольство прибыло в Москву. Представителей Осетии встретили со всем радушием и весьма торжественно. Послы были представлены сенаторам Российской империи, перед которыми выступил З. Елиханов.

Выросший при дворе картлийского царя Вахтанга VI, Зураб ещё в 1724 г. в составе свиты царя прибыл в Санкт-Петербург. Целью того посольства был поиск военного и политического союза с империей, дабы обезопасить народ от военного вторжения Персии и Турции. Зураб Елиханов остался для разрешения вопроса с союзом и наведения мостов с Российской империей. В итоге он провёл в России почти 10 лет. Именно благодаря этой десятилетней дипломатической работе Зураб в 1745 г. принял активное участие в работе Осетинской духовной комиссии, прибывшей из России. Эта комиссия послужила посредником в деле доведения до сведения императрицы Елизаветы Петровны готовности осетин принять русское подданство.

Несмотря на радушный приём, проблемы русско-осетинских переговоров начались с первых же дней уже в Москве. Переговоры, обратившие на себя пристальное внимание ещё на Кавказе, повлекли интриги в самом Санкт-Петербурге. Ещё до начала переговоров участники посольства стали мишенью доносов. В связи с этим было проведено тщательное следствие. Сначала следствие подтвердило полномочия каждого члена посольства и их происхождение, а позже дезавуировало все доносы. Однако определённую пользу эти доносы всё же принесли – фактически работа посольства и русской стороны была несколько задержана.

В начале февраля 1750 г. осетинское посольство прибыло в Санкт-Петербург. Приём был тёплым, наконец началась трудная русско-осетинская работа. Работа шла вплоть до конца 1751 г.

Немедленное вхождение Осетии в состав империи было объективно невозможно. Согласно Белградскому мирному договору 1739 г., который завершил Русско-турецкую войну 1735-1739 гг., Россия лишалась возможности иметь флот на Чёрном море и крепости. Так как Кабарда лежала между Осетией и Россией, осетинские территории были географически отторгнуты от границ империи. На тот момент даже предоставить военную поддержку Россия не могла.

Официальным итогом переговоров было установление дружеских дипломатических отношений с Осетией. Само посольство отныне считалось дипломатическим представительством Осетии в Российской империи и могло оставаться на территории столицы и России. Неофициально же осетинским послам дали понять, что как только геополитические препоны будут сняты (а война с Турцией была не за горами), Осетия получит подданство Российской империи и, соответственно, защиту имперской армии.

В конце декабря 1751 г. был устроен официальный приём осетинского посольства самой императрицей Елизаветой Петровной. Императрица заявила, что союзнические отношения между осетинским народом и Россией имеют большое значение, и отметила приверженность русского и осетинского народов единой православной вере. А чтобы ускорить интеграцию Осетии в состав империи, осетины получали право на беспошлинную торговлю в России, ведь уже давно осетины возили товары в Кизляр и Астрахань. В феврале 1752 г. осетинское посольство выехало из Санкт-Петербурга в Осетию.

Подготовила К. Багаева