О государственной регистрации прав на недвижимое имущество, сделок с ним и кадастровом учете

Закон Республики Южная Осетия

О государственной регистрации прав на недвижимое имущество, сделок с ним и кадастровом учете

(Начало в №№45-46)

Статья 37. Особенности государственной регистрации права пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства

1. Земельные участки предоставляются гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. Если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, государственная регистрация права осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Основанием для государственной регистрация права пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти, местным органом государственной власти или муниципальным образованием в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая местным органом государственной власти или муниципальным образованием выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Форма представляемой в соответствии с п. 3 части 2 настоящей статьи выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере учета и регистрации.

3. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации прав пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок не допускается.

4. Государственная регистрация прав гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации прав пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:

свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

один из документов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина – любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.

Представление предусмотренного абзацем вторым настоящей части документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном настоящим Законом порядке.

Статья 38. Особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества

1. Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:

документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Законом порядке.

2. Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с действующим в Республике Южная Осетия законодательством выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

Форма декларации об объекте недвижимого имущества устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере учета и регистрации.

3. Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый план такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение уполномоченного органа государственной власти на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом учета и регистрации в местном органе государственной власти или муниципальном образовании, если заявитель не представил такие документы самостоятельно.

4. Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.

Статья 39. Государственная регистрация аренды недвижимого имущества

1. Государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.

С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.

2. Если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый план земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду.

3. В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).

Статья 40. Государственная регистрация сервитутов

1. Государственная регистрация сервитутов проводится в Реестре о недвижимом имуществе и правах на него на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Реестре о недвижимом имуществе и правах на него.

2. Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается выписка из Реестра о недвижимом имуществе и правах на него о таком объекте недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в Реестр о недвижимом имуществе и правах на него сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута.

Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового паспорта земельного участка или выписки о земельном участке не требуется.

Статья 41. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных решением суда

1. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 статьи 26 настоящего Закона.

2. При отсутствии причин, препятствующих государственной регистрации перехода права и (или) сделки с объектом недвижимого имущества, наличие судебного спора о зарегистрированном праве не является основанием для отказа в государственной регистрации перехода данного права и (или) сделки с объектом недвижимого имущества.

3. Копии вступивших в законную силу решений и определений судов в отношении прав на недвижимое имущество подлежат в трехдневный срок обязательному направлению судебными органами в орган учета и регистрации.

Органы, наложившие арест на недвижимое имущество, обязаны в трехдневный срок направить заверенную копию решения о наложении ареста в орган учета и регистрации.

Поступившая в орган учета и регистрации копия решения (определения, постановления) о наложении (снятии) ареста на недвижимое имущество или об избрании в качестве меры пресечения залога является основанием для соответствующей государственной регистрации, которая проводится без заявления правообладателя. Орган учета и регистрации в срок не позднее, чем пять рабочих дней со дня соответствующей государственной регистрации обязан в письменной форме уведомить правообладателя о проведении государственной регистрации с указанием основания для соответствующей государственной регистрации.

4. Копия вступившего в законную силу решения суда, которым гражданин ограничен в дееспособности или признан недееспособным, подлежит в трехдневный срок обязательному направлению судебными органами в орган учета и регистрации.

Сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, направляются органом опеки и попечительства в орган учета и регистрации в трехдневный срок со дня установления опеки или попечительства либо со дня, когда органу опеки и попечительства стало известно об отсутствии родительского попечения.

Статья 42. Государственная регистрация ипотеки

1. Государственная регистрация ипотеки проводится на основании заявления залогодателя или залогодержателя, либо нотариуса, удостоверившего договор об ипотеке или договор, влекущий за собой возникновение ипотеки в силу закона, после государственной регистрации вещных прав залогодателя на соответствующее недвижимое имущество или права, являющегося предметом ипотеки.

К указанному заявлению прилагается договор об ипотеке или договор, влекущий возникновение ипотеки в силу закона, вместе с указанными в таком договоре документами.

При государственной регистрации ипотеки на основании нотариально удостоверенных договора об ипотеке или договора, влекущего за собой возникновение ипотеки в силу закона, государственный регистратор, осуществляя проверку законности сделки и правовую экспертизу, предусмотренные частью 1 статьи 20 настоящего Закона, проверяет наличие у залогодателя права собственности, права хозяйственного ведения на заложенное имущество, наличие или отсутствие запрета последующей ипотеки, наличие указания в договоре на зарегистрированные ограничения (обременения) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц.

2. В государственной регистрации ипотеки может быть отказано в случаях, если ипотека указанного в договоре недвижимого имущества не допускается в соответствии с действующим в Республике Южная Осетия законодательством, и если содержание договора об ипотеке или прилагаемых к нему необходимых документов не соответствует требованиям законодательства Республики Южная Осетия.

3. При государственной регистрации ипотеки указываются данные о залогодержателе, предмете ипотеки, стоимость обеспеченного ипотекой обязательства или данные о порядке и об условиях определения этой стоимости.

4. В случае ликвидации залогодержателя, являющегося юридическим лицом, регистрационная запись об ипотеке погашается на основании заявления залогодателя и выписки из единого государственного реестра юридических лиц, подтверждающей внесение в указанный реестр записи о ликвидации данного юридического лица.

Статья 43. Доверительное управление и опека, связанные с недвижимым имуществом

Любые права на недвижимое имущество, связанные с распоряжением им на условиях доверительного управления или опеки, должны регистрироваться только на основании документов, определяющих такие отношения, в том числе на основании договоров или решения суда.

Статья 44. Государственная регистрация прав на земельные участки, предоставляемые во владение и (или) пользование гражданам и юридическим лицам

1. При необходимости принятия в соответствии с земельным законодательством Республики Южная Осетия решения о предоставлении земельного участка во владение и (или) пользование гражданам и юридическим лицам орган управления государственным имуществом направляет в орган учета и регистрации заявление о государственной регистрации прав Республики Южная Осетия на земельный участок с приложением необходимых документов и утвержденную им схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

2. На основании заявления и представленной схемы орган учета и регистрации обеспечивает в соответствии с настоящим Законом проведение кадастровых работ в отношении земельного участка и осуществляет его постановку на кадастровый учет и регистрацию прав Республики Южная Осетия, либо дает отказ от кадастрового учета и регистрации прав на соответствующий земельный участок.

3. Орган учета и регистрации отказывает в регистрации прав Республики Южная Осетия на земельный участок по основаниям, указанным в статье 26 настоящего Закона, а также в случаях, если:

1) размер образуемого земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством Республики Южная Осетия требованиям предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;

2) одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта;

3) при согласовании границ нарушен установленный настоящим Законом порядок согласования местоположения границ земельных участков, или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ в порядке разрешения земельного спора.

Глава VI. ВЫПОЛНЕНИЕ КАДАСТРОВЫХ РАБОТ

Статья 45. Основания для выполнения кадастровых работ

Кадастровые работы проводятся на основании поступившего в соответствии с настоящим Законом в орган учета и регистрации заявления:

от указанных в пунктах 1-6 статьи 5 настоящего Закона лиц;

от обладателя вещных прав на объект недвижимости об учете изменений характеристик такого объекта недвижимости.

Статья 46. Лица, осуществляющие выполнение кадастровых работ

Выполнение кадастровых работ осуществляется органом учета и регистрации.

Статья 47. Результат кадастровых работ

1. В результате кадастровых работ органом учета и регистрации подготавливаются следующие документы:

1) межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, необходимых для постановки на учет и регистрации прав земельного участка или земельных участков, об учете изменений характеристик земельного участка или учете части земельного участка);

2) технический план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для постановки на учет и регистрации прав на здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства, производственно-технологические комплексы, об учете его изменений или учете их части);

3) акт обследования (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для снятия с кадастрового учета и регистрации прекращения прав на здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства и производственно-технологические комплексы).

2. Сроки проведения кадастровых работ устанавливаются органом учета и регистрации.

3. Порядок подготовки документов, необходимых для регистрации прав и их прекращения на предприятие, как имущественный комплекс, определяется органом нормативно-правового регулирования в сфере учета и регистрации.

Статья 48. Межевой план

1. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе сведений Реестра о недвижимом имуществе и правах на него и содержит эти сведения, а также других Информационных разделов Единой системы учета и регистрации в целях проведения государственной регистрации прав на земельный участок.

2. Состав, форма, содержание, а также требования к подготовке межевого плана, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, предоставленных для размещения линейными сооружениями, производственно-технологическими комплексами определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере учета и регистрации.

3. При составлении межевого плана местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере учета и регистрации, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в Реестре о недвижимом имуществе и правах на него, и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.

4. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере учета и регистрации.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

5. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений Реестра о недвижимом имуществе и правах на него, а также из содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

6. Если в соответствии с настоящим Законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

Статья 49. Порядок согласования местоположения границ земельных участков

1. Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию (далее – согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее – заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Реестр о недвижимом имуществе и правах на него.

2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) пожизненного наследуемого владения;

2) постоянного (бессрочного) пользования;

3) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

4. К процедуре согласования границ в обязательном порядке привлекается Республика Южная Осетия в лице государственного органа управления государственным имуществом.

5. От имени указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа.

6. Согласование местоположения границ проводится должностным лицом органа учета и регистрации путем:

– установления границ земельных участков на местности;

– без установления границ земельных участков на местности.

7. Заинтересованное лицо, указанное в частях 3 и 4 настоящей статьи, вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:

1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов;

2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в Реестре о недвижимом имуществе и правах на него, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;

3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта или производственно-технологического комплекса и нормами отвода земель для его размещения.

8. Согласование местоположения границ проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено должностным лицом органа учета и регистрации по согласованию с заинтересованными лицами.

9. В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии со сведениями, содержащимися в Реестре о недвижимом имуществе и правах на него (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, определенном органом нормативного правового регулирования в сфере учета и регистрации.

Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если в Реестре о недвижимом имуществе и правах на него отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения.

10. В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:

1) сведения о лице, заинтересованном в проведении соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

2) сведения о должностном лице органа учета и регистрации, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;

4) порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;

5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;

6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.

11. Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте 6 части 10 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения.

Примерная форма извещения устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере учета и регистрации. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания. При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.

12. При проведении согласования местоположения границ должностное лицо органа учета и регистрации, осуществляющее проведение кадастровых работ, обязано:

1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей;

2) обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания;

3) указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

13. При проведении согласования местоположения границ заинтересованные лица или их представители предъявляют должностному лицу органа учета и регистрации, осуществляющему проведение кадастровых работ, документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей заинтересованных лиц, а также документы, подтверждающие права заинтересованных лиц на соответствующие земельные участки (за исключением случая, если сведения о зарегистрированном праве заинтересованного лица на соответствующий земельный участок содержатся в Реестре о недвижимом имуществе и правах на него).

Статья 50. Акт согласования местоположения границ

1. Результат согласования местоположения границ оформляется должностным лицом органа учета и регистрации, осуществляющим проведение кадастровых работ в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

2. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.

3. Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

4. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем, и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

5. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном действующим в Республике Южная Осетия законодательством порядке.

Статья 51. Технический план

1. Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Реестр о недвижимом имуществе и правах на него и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, производственно-технологическом комплексе или об объекте незавершенного строительства, необходимые для проведения государственной регистрации прав на соответствующий объект недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в Реестре о недвижимом имуществе и правах на него сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.

2. Состав, форма, содержание, а также требования к подготовке технического плана здания, сооружения, помещения, производственно-технологического комплекса и объекта незавершенного строительства, в том числе особенности его подготовки в отношении отдельных видов сооружений и производственных комплексов определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере учета и регистрации.

3. Местоположение здания, сооружения, производственно-технологического комплекса или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура такого здания, сооружения, производственно-технологического комплекса или объекта незавершенного строительства на земельном участке.

4. Местоположение помещения устанавливается посредством графического отображения границы геометрической фигуры, образованной внутренними сторонами наружных стен такого помещения, на плане этажа или части этажа здания либо сооружения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения на плане здания или сооружения либо на плане соответствующей части здания или сооружения.

Статья 52. Акт обследования

1. Акт обследования представляет собой документ, в котором должностное лицо органа учета и регистрации в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, производственно-технологического комплекса или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся в Реестре о недвижимом имуществе и правах на него сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения, производственно-технологического комплекса или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением здания, сооружения, производственно-технологического комплекса, в которых оно было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено.

2. Форма, содержание акта обследования и требования к его подготовке определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере учета и регистрации.

3. Акт обследования должен быть составлен также в том случае, если при выезде на место должностного лица органа учета и регистрации в целях проведения им кадастровых работ по подготовке технического плана здания, сооружения, помещения, производственно-технологического комплекса или объекта незавершенного строительства, межевого плана земельного участка, окажется, что на соответствующем земельном участке или территории отсутствуют здание, сооружение, помещение, производственно-технологический комплекс или объект незавершенного строительства, сведения о котором ранее внесены в Реестр о недвижимом имуществе и правах на него.

Статья 53. Приостановление кадастрового учета

1. Орган учета и регистрации может принять решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее – решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

2. Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:

1) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения);

2) одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Реестре о недвижимом имуществе и правах на него (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости);

3) местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случая, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости);

4) не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

3. Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом учета и регистрации возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендаций по устранению данных причин. Если решение принято в соответствии с пунктом 4 части 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указания на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета.

4. Орган учета и регистрации не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении, направляет такое решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу. В случае, если заявитель или его представитель обратился лично в орган учета и регистрации, указанный орган обязан выдать решение о приостановлении соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку.

В случае, если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 1, 2 и 3 части 2 настоящей статьи, одновременно с указанным решением заявителю или его представителю для доработки возвращаются представленные вместе с соответствующим заявлением межевой план, технический план или акт обследования.

5. Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.

6. Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке.

Статья 54. Отказ в осуществлении кадастрового учета

1. Орган учета и регистрации принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решение допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

2. Орган учета и регистрации принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:

1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Законом;

2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Закона;

3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости и объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными законом требованиями;

4) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

5) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;

6) межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица;

7) ответ органа государственной власти, местного органа государственной власти или муниципального образования на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

3. Орган учета и регистрации принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:

1) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельного участка;

2) доступ к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута;

3) одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта;

4) такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных законом случаев;

5) граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной.

4. Орган учета и регистрации принимает решение об отказе в постановке на учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.

5. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения и указания на допущенные нарушения. Если такое решение принято на основании пункта 2 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.

6. Орган учета и регистрации не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе, направляет такое решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу. В случае, если заявитель или его представитель обратился лично в орган учета и регистрации, указанный орган обязан выдать решение об отказе соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку.

7. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

ГЛАВА VII. ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРА О НЕДВИЖИМОМ ИМУЩЕСТВЕ И ПРАВАХ НА НЕГО И ДРУГИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РАЗДЕЛОВ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ИЗ РЕЕСТРА О НЕДВИЖИМОМ ИМУЩЕСТВЕ И ПРАВАХ НА НЕГО И ДРУГИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РАЗДЕЛОВ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ

Статья 55. Порядок и условия предоставления сведений из Реестра о недвижимом имуществе и правах на него и других информационных разделов Единой системы учета и регистрации

1. Сведения, содержащиеся в Реестре о недвижимом имуществе и правах на него и Информационных разделах Единой системы учета и регистрации, предоставляются в виде выписки из Реестра о недвижимом имуществе и правах на него или соответствующего раздела либо в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере учета и регистрации.

2. Выписка из Реестра о недвижимом имуществе и правах на него должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки о правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

Содержание выписок из информационных разделов Единой системы учета и регистрации определяются органом учета и регистрации.

3. Сведения, содержащиеся в Реестре о недвижимом имуществе и правах на него и Информационных разделах Единой системы учета и регистрации, предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом учета и регистрации, соответствующего запроса, если иное не установлено настоящим Законом.

Если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с настоящим Законом или в Реестре о недвижимом имуществе и правах на него или Информационных разделах Единой системы учета и регистрации отсутствуют запрашиваемые сведения, орган учета и регистрации в срок, предусмотренный абзацем первым настоящей части, выдает или направляет обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в Реестре о недвижимом имуществе и правах на него и соответствующих Информационных разделах Единой системы учета и регистрации запрашиваемых сведений.

Решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжаловано в судебном порядке.

4. Сведения Реестра о недвижимом имуществе и правах на него о содержании правоустанавливающих документов за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только:

1) самим правообладателям или их законным представителям;

2) физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя;

3) залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся у него в залоге;

4) руководителям, заместителям руководителей органов исполнительной власти, руководителям, заместителям руководителей их территориальных органов, руководителям, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий данных органов в установленной сфере деятельности;

5) судам, правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями;

6) лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону;

7) арбитражному управляющему в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества;

8) Председателю Контрольно-счетной палаты Республики Южная Осетия, его заместителю и аудиторам Контрольно-счетной палаты Республики Южная Осетия для обеспечения деятельности Контрольно-счетной палаты Республики Южная Осетия.

Сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются также контрагенту (приобретателю недвижимости) по договору, в случае представления в орган учета и регистрации предварительного договора или соглашения о намерении заключить соответствующий договор.

Сведения о правах наследодателя на объекты недвижимости предоставляются также по запросу нотариуса в связи с открытием наследства.

Правообладателю, его законному представителю, лицу, получившему доверенность от правообладателя или его законного представителя, по их заявлениям в письменной форме выдаются копии договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

Если запрос о предоставлении указанных в настоящем пункте сведений представляется посредством почтового отправления, подлинность подписи лица, запрашивающего их, или его представителя на таком запросе и верность копий документов, прилагаемых к такому запросу, должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке, если иное не установлено органом нормативно-правового регулирования в сфере учета и регистрации.

Если запрос о предоставлении указанных в настоящем пункте сведений представляется в форме электронного документа, такой запрос должен быть заверен электронной цифровой подписью лица, запрашивающего их, или электронной цифровой подписью его представителя и верность электронного образа представляемых с таким запросом документов должна быть засвидетельствована в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере учета и регистрации.

5. Сведения Информационных разделов Единой системы учета и регистрации предоставляются лицам, а также органам государственной власти в порядке, установленном органом нормативно-правого регулирования в сфере учета и регистрации.

6. Орган учета и регистрации обязан по запросу правообладателя предоставлять ему информацию о лицах и органах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества из Реестра о недвижимом имуществе и правах на него, на который он имеет права.

Указанная в настоящем пункте информация предоставляется правообладателю в срок не более чем семь рабочих дней.

7. Использование сведений, содержащихся в Реестре о недвижимом имуществе и правах на него и Информационных разделах Единой системы учета и регистрации, способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей и государству, влечет ответственность, предусмотренную действующим в Республике Южная Осетия законодательством.

8. Орган учета и регистрации вправе предоставлять обобщенную информацию, в том числе аналитическую информацию, полученную на основе сведений, содержащихся в Реестре о недвижимом имуществе и правах на него и Информационных разделах Единой системы учета и регистрации, по запросу любого лица, если предоставление такой информации не запрещено действующим в Республике Южная Осетия законодательством, подрывает безопасность и суверенитет государства и не нарушает прав и законных интересов правообладателей.

К обобщенной информации относится также информация об общем количестве сделок с недвижимым имуществом, заключенных на определенной территории за определенный период, обобщенная информация о субъектах таких сделок без идентифицирующих конкретное лицо сведений или об объектах таких сделок, информация о средней цене приобретения прав на недвижимое имущество и другая подобная информация, содержащаяся в Реестре о недвижимом имуществе и правах на него.

Такая информация может размещаться в сети «Интернет» на официальном сайте органа учета и регистрации и официальном сайте органа нормативно-правового регулирования в сфере учета и регистрации. Размещение такой информации в сети «Интернет» допускается в случае, если ее публичное размещение не нарушает права и законные интересы правообладателей и не направлено на подрыв безопасности государства.

Состав и виды такой информации, сроки ее предоставления, порядок ее размещения в сети «Интернет» на указанных официальных сайтах устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере учета и регистрации.

9. Орган нормативно-правового регулирования в сфере учета и регистрации устанавливает порядок предоставления сведений, содержащихся в Реестре о недвижимом имуществе и правах на него и Информационных разделах Единой системы учета и регистрации, в том числе:

формы выписок из Реестра о недвижимом имуществе и правах на него и Информационных разделов Единой системы учета и регистрации, запросов о предоставлении сведений, требования к составу сведений, содержащихся в таких выписках и запросах;

перечень документов, прилагаемых к запросу о предоставлении указанных в части 4 настоящей статьи сведений, и способы их представления в орган учета и регистрации;

требования к формату выписок из Реестра о недвижимом имуществе и правах на него и Информационных разделов Единой системы учета и регистрации, запросов о предоставлении сведений, если такие выписки и запросы направляются в электронной форме;

порядок направления выписок из Реестра о недвижимом имуществе и правах на него и Информационных разделов Единой системы учета и регистрации, запросов о предоставлении сведений, решений об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, уведомлений об отсутствии запрашиваемых сведений, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи;

порядок предоставления сведений, содержащихся в Реестре о недвижимом имуществе и правах на него и Информационных разделах Единой системы учета и регистрации;

сроки предоставления сведений Реестра о недвижимом имуществе и правах на него и Информационных разделов Единой системы учета и регистрации, в зависимости от способов их предоставления и с учетом установленного настоящим Законом максимального срока предоставления таких сведений;

порядок и условия публичного интерактивного доступа к сведениям Информационных разделов Единой системы учета и регистрации.

ГЛАВА VIII. ПЛАТЕЖИ В СФЕРЕ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ

Статья 56. Государственная пошлина за государственную регистрацию прав

За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия о налогах и сборах.

Статья 57. Плата за предоставление сведений из Реестра о недвижимом имуществе и правах на него и информационных разделов Единой системы учета и регистрации

1. За предоставление сведений, содержащихся в Реестре о недвижимом имуществе и правах на него и Информационных разделов Единой системы учета и регистрации, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, а также за предоставление информации взимается плата.

Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере учета и регистрации.

2. Внесенная плата подлежит возврату только в случае ее внесения в большем размере, чем это предусмотрено в абзаце 2 части 1 настоящей статьи, при этом возврату подлежат средства в размере, превышающем размер установленной платы.

Орган учета и регистрации бесплатно предоставляет информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам:

правоохранительных органов, судов по находящимся в производстве уголовным и гражданским делам;

органов исполнительной власти;

Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Южная Осетия, его заместителя и аудиторов Контрольно-счетной палаты Республики Южная Осетия;

арбитражного управляющего в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества;

нотариуса в связи с совершаемыми нотариальными действиями;

иных определенных законодательством Республики Южная Осетия органов и организаций.

Статья 58. Плата за проведение кадастровых работ

1. Лица, заинтересованные в проведении государственной регистрации прав, оплачивают кадастровые работы. Конкретный размер платы за выполнение кадастровых работ рассчитывается органом учета и регистрации, исходя из нормативов стоимости кадастровых работ в Республике Южная Осетия.

Нормативы стоимости кадастровых работ в Республике Южная Осетия определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере учета и регистрации.

2. В случае предоставления земельного участка в пользование граждан и юридических лиц кадастровые работы оплачиваются лицом, заинтересованным в предоставлении земельного участка, за исключением государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Оплата осуществляется на основании дополнительного соглашения, являющегося неотъемлемой частью договора, на основании которого осуществляется предоставление земельного участка лицу. Выгодоприобретателем по такому договору указывается орган учета и регистрации, а в случае наделения функциями по осуществлению кадастровых работ государственное учреждение – такое учреждение.

Порядок и размеры возмещения органу учета и регистрации стоимости проведенных кадастровых работ при предоставлении в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия земельных участков государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям устанавливается Правительством Республики Южная Осетия.

Глава IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ КАДАСТРОВОМ УЧЕТЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

Статья 59. Ответственность при кадастровом учете и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

1. Орган учета и регистрации несет ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, указанных в настоящем Законе, а также за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, необоснованный отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав.

2. Лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним, зарегистрированных в установленном порядке, несут ответственность за материальный ущерб, нанесенный в связи с этим какой-либо из сторон, в соответствии с действующим в Республике Южная Осетия законодательством.

Вред, причиненный физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения органом учета и регистрации возложенных на них настоящим Законом обязанностей, в том числе в результате внесения в Реестр о недвижимом имуществе и правах на него и другие информационные разделы Единой системы учета и регистрации, не соответствующих закону, иному правовому акту, правоустанавливающим документам, возмещается за счет бюджета Республики Южная Осетия в полном объеме.

Статья 60. Основания выплаты Республикой Южная Осетия компенсации за утрату права собственности на жилое помещение

1. Собственник жилого помещения, который не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также добросовестный приобретатель, от которого было истребовано жилое помещение, имеет право на разовую компенсацию за счет казны Республики Южная Осетия.

2. Компенсация, предусмотренная частью 1 настоящей статьи, выплачивается в случае, если по не зависящим от указанных лиц причинам в соответствии с вступившим в законную силу решением суда о возмещении им вреда, причиненного в результате утраты указанного в настоящей статье имущества, взыскание по исполнительному документу не производилось в течение одного года со дня начала исчисления срока для предъявления этого документа к исполнению. Размер данной компенсации исчисляется из суммы, составляющей реальный ущерб, но не может превышать один миллион рублей.

3. Порядок выплаты Республикой Южная Осетия компенсации, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Республики Южная Осетия.

Глава Х. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 61. Об организационных мерах по реализации настоящего Закона

1. Правительство Республики Южная Осетия:

утверждает концепцию поэтапного развития Единой системы учета и регистрации;

не позднее, чем за три месяца до введения в действие настоящего Закона, утверждает Правила ведения Реестра о недвижимом имуществе и правах на него и информационных разделов Единой системы учета и регистрации.

Статья 62. Вступление в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу через месяц после его официального опубликования. Не позднее указанного срока орган учета и регистрации обязан приступить к ведению Реестра о недвижимом имуществе и правах на него и выдаче информации о зарегистрированных правах.

2. Предложить Президенту Республики Южная Осетия в трехмесячный срок привести в соответствие с настоящим Законом изданные им правовые акты.

3. Поручить Правительству Республики Южная Осетия в шестимесячный срок привести в соответствие с настоящим Законом изданные им нормативные правовые акты, принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона.

4. До приведения законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом действующие в Республике Южная Осетия законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Закону.

5. Настоящий Закон применяется к правоотношениям, возникшим после вступления его в действие.

По правоотношениям, возникшим до введения настоящего Закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие.

6. Технические паспорта, иные документы, которые содержат описание зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и выданы в установленном действующим в Республике Южная Осетия законодательством порядке до 1 января 2015 года в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, признаются действительными и передаются в орган учета и регистрации.

Статья 63. Подтверждение ранее возникших прав

1. Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей, если иное не установлено настоящим Законом.

2. Государственная регистрация возникшего до вступления в действие настоящего Закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после вступления в действие настоящего Закона перехода данного права или совершенной после вступления в действие настоящего Закона сделки с объектом недвижимого имущества.

При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом учета и регистрации условные номера, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Государственная регистрация возникшего до вступления в действие настоящего Закона права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Закона перехода данного права, его ограничения или совершенной после введения в действие настоящего Закона сделки с объектом недвижимого имущества проводятся не позднее чем в месячный срок со дня подачи соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения или совершенной после вступления в действие настоящего Закона сделки с объектом недвижимого имущества документов, если иные сроки не установлены Законом.

Государственная регистрация возникшего до вступления в действие настоящего Закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода (прекращения) данного права без уплаты государственной пошлины.

В иных случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, за государственную регистрацию возникшего до введения в действие настоящего Закона права на объект недвижимого имущества взимается государственная пошлина в размере, равном половине установленного размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав.

3. Право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке.

4. В целях государственной регистрации предусмотренных законодательством Республики Южная Осетия прав на земельные участки лиц, права которых возникли до вступления в действие настоящего Закона, эти лица обязаны в срок до 1 апреля 2014 г. предоставить в орган учета и регистрации правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на соответствующие земельные участки.

При необходимости орган учета и регистрации обеспечивает проведение кадастровых работ в отношении соответствующих земельных участков в порядке, установленном настоящим Законом.

5. В срок не более чем десять дней с даты обращения органы государственной власти (в том числе органы по учету государственного и муниципального имущества), организации, имеющие сведения, необходимые для государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества граждан и юридических лиц, обязаны предоставлять такие сведения правообладателям бесплатно или за плату, установленную Правительством Республики Южная Осетия, а также бесплатно органу учета и регистрации.

Статья 64. Особенности осуществления кадастрового учета и государственной регистрации в переходный период

1. В целях обеспечения преемственности и стабильности в сфере имущественного оборота при создании Единой системы учета и регистрации предусматривается переходный период, длящийся до 1 января 2015 года.

В переходный период обеспечивается:

1) передача документов и информации, необходимой для ведения Реестра о недвижимом имуществе и правах на него и Информационных разделов Единой системы учета и регистрации, в орган учета и регистрации;

2) систематизация, в том числе переработка и перевод в цифровой вид полученной информации в соответствии с форматом Реестра о недвижимом имуществе и правах на него и Информационных разделов Единой системы учета и регистрации и законодательством Республики Южная Осетия;

3) формирование за счет поступившей информации Реестра о недвижимом имуществе и правах на него и Информационных разделов Единой системы учета и регистрации;

4) поэтапное использование и предоставление соответствующей информации заинтересованным лицам и органам государственной власти.

2. Землеустроительная документация, а также технические паспорта, оценочная и иная хранящаяся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и др.), информация о прохождении Государственной границы Республики Южная Осетия, о границах административных образований, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, сведения о геодезической и картографической основе являются государственной собственностью.

Органы и организации, обладающие такой информацией и документами, должны в срок до 1 апреля 2014 года передать соответствующую информацию и документы на бумажных носителях или в цифровом виде в орган учета и регистрации.

Порядок систематизации и переработки поступившей в орган учета и регистрации информации в целях формирования Реестра о недвижимом имуществе и правах на него и других информационных разделов Единой системы учета и регистрации определяется органом нормативно-правового регулирования в сфере учета и регистрации.

3. На переходный период до создания Единой системы органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации допускаются в порядке и на условиях, определенных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений к ведению и заполнению Реестра о недвижимом имуществе и правах на него в части имеющейся у них информации по объектам недвижимости.

4. В срок до 1 июля 2014 года орган учета и регистрации должен провести инвентаризацию сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и внести соответствующие сведения в Реестр о недвижимом имуществе и правах на него.

В качестве источника таких сведений должны быть использованы:

1) документы органов и организаций, осуществляющих технический учет, техническую инвентаризацию о ранее учтенных объектах недвижимости, так и о ранее учтенных земельных участках, на которых расположены соответствующие объекты недвижимого имущества;

2) документы и сведения о недвижимом имуществе, находящимся в государственной собственности Республики Южная Осетия (сведения реестра государственного имущества и других источников);

3) документы органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

4) похозяйственные книги сельских администраций;

5) другие архивные документы об объектах недвижимости;

6) документы, представленные правообладателями прав на недвижимое имущество.

Порядок проведения инвентаризации сведений об объектах недвижимого имущества определяется органом нормативно-правового регулирования в сфере учета и регистрации.

5. При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы Реестра о недвижимом имуществе и правах на него такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.

6. Орган учета и регистрации вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере учета и регистрации. Соответствующие сведения в Реестр о недвижимом имуществе и правах на него должны вноситься на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в установленном законодательстве порядке.

7. Установить, что до 1 апреля 2014 года орган нормативно-правового регулирования в сфере международных отношений Республики Южная Осетия, обязан представить в орган учета и регистрации сведения о прохождении Государственной границы Республики Южная Осетия; органы государственной власти, к компетенции которых отнесены вопросы в сфере установления или изменения соответственно границ между административными образованиями Республики Южная Осетия, границ населенных пунктов, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий, обязаны представить соответственно сведения о данных границах и зонах в единый орган учета и регистрации. Состав указанных сведений и порядок представления в единый орган учета и регистрации документов, содержащих указанные сведения, должны устанавливаться Правительством Республики Южная Осетия.

8. Сроки и порядок создания Единой государственной информационной системы, в составе которой будет осуществляться ведение Реестра о недвижимом имуществе и правах на него и Информационных разделов Единой системы учета и регистрации, должны быть определены в соответствии с законодательством, действующим в Республике Южная Осетия.

Президент Республики Южная Осетия Л. ТИБИЛОВ