Григорий Санакоев – пример мужества и патриотизма

23 февраля – особая дата для граждан Южной Осетии. В этот день мы отдаем дань уважения героям, которые ценой жизни принесли мир в Южную Осетию, а также тем, кто сейчас носит погоны и защищает Родину.

Сегодня при выполнении боевых задач в зоне проведения Россией военной спецоперации тысячи защитников из обеих частей Осетии демонстрируют профессионализм, проявляют храбрость и героизм. Мы гордимся ими, как в 90-е годы гордились защитниками Отечества, которые отдали жизни за свободу и независимость своего народа, – героями, чей подвиг не подлежит забвению.

ПАМЯТЬ О ГЕРОЕ ВЕЧНА

Григорий Санакоев – Герой Осетии, который в свои 18 лет стал образцом патриотизма, бесстрашия и стойкости духа для многих поколений. Когда противостояние Южной Осетии против грузинского агрессора в 1992 году перешло в жесткую военную фазу, Григорий Санакоев вступил в ряды образованного тогда Отряда милиции особого назначения. По словам сестры Марины Тутарашвили родители Тамерлан Санакоев и Аза Кокоева не знали о планах Гришика (так его называли родные и друзья). Он целыми днями где-то пропадал. Мать обзванивала его друзей, родственников, но никто не осмеливался сказать Азе Константиновне, что ее сын хочет поступить на службу в ОМОН. Документы Гришик тоже собирал скрытно, но мать случайно увидела его фотографии в военной форме, и сердце ее облилось кровью. Сын успокоил ее: «Это же просто фотографии». Через день родителям позвонил сам Председатель Верховного Совета Торез Кулумбегов, который хорошо знал семью Санакоевых и сообщил, что их сын вступил в ряды ОМОН.
«Когда Гришик начал служить в ОМОН, мать постоянно плакала. Тяжелое предчувствие преследовало ее. Были слезы, крики и мольбы… Брат, несмотря на юный возраст, всегда сдерживал слово, как настоящий мужчина. Я злилась на мать: «Как ты можешь оплакивать живого сына», хотя понимала ее чувства. Гришик только-только окончил школу, и не прошел никакую военную подготовку. Мы беспокоились за него, ведь на тот момент именно ОМОН наводил порядок в республике – и одновременно боролся с внешним врагом», – рассказала она.
Соседка Санакоевых предложила Азе отправить сына к родственникам в Подмосковье. Мать ухватилась за эту идею, и когда Григорий пришел домой, рассказала ему о своих намерениях. Он выслушал, и начал смеяться. «Он так хохотал, что я и сама засмеялась. «Я уеду, а после войны вернусь и с чистой совестью скажу ребятам: «Ну, привет, отвоевали?!». Как вы до этого додумались?» – вспоминает сестра слова Гришика.

7 ИЮНЯ 1992 ГОДА

В начале июня 1992 года Григорий Санакоев несколько суток не приходил домой, родные не знали о нем ничего. Цхинвал и близлежащие села в эти дни подверглись массированному обстрелу со стороны Грузии.
7 июня 1992 года третий взвод ОМОН, состоявший из 17 человек, в их числе и Григорий Санакоев, под командованием Зураба Губаева заступил на пост в районе ТЭК. После обеда грузины неожиданно начали обстреливать пост, завязался неравный бой.
О том, как развивались события 7 июня, семья Григория Санакоева узнала после со слов омоновца Виктора Сабанова, который вместе с ним попал в засаду. Когда грузины окружили пост омоновцев, они приняли бой, мужественно и бесстрашно оказывали агрессору сопротивление. Ребята заняли позиции, отстреливались. Несколько сотрудников ОМОН героически погибли в тот день, отражая вражескую атаку. Одних грузины забрали в плен, другим удалось выйти из окружения. Санакоев был пулеметчиком, сражался до последнего патрона.
Грузины приблизились на БМП. У югоосетинских омоновцев не было специального оружия, чтобы уничтожить танк. Сабанов начал звать Гришика. Неподалеку была большая труба и Виктор спрятался в ней. Но Санакоев либо не слышал сослуживца, либо не захотел прятаться, он продолжил отстреливаться.
Сабанов стал свидетелем героической гибели сослуживца. Грузины на БМП придавили Гришика к стене, когда у него закончились патроны. А потом полуживого 18-летнего парня пытали: ломали пальцы рук и ног, наносили удары ножом, но не смогли сломать его сильную волю. А на вопросы грузин: «Кто ты? Как тебя зовут?», он, превозмогая боль, гордо поднимал голову и отвечал: «Я осетин. И моя Осетия все равно победит!». В результате зверских пыток нелюдей грузинской национальности погиб Григорий Санакоев.
Только через несколько суток после боя тела Зураба Губаева и Григория Санакоева смогли обменять на пленных грузин.
«На посту у въезда в город в этот роковой день стоял наш сосед Алик Джиоев, который рассказал нам, что после пыток грузины дали Санакоеву рацию и приказали, чтобы он попросил поменять его на пленных грузин. Но Гришик на осетинском передал: «Я уже не жилец, не соглашайтесь на их условия», – вспоминает Марина…

БЕДА НЕ ПРОСИТ РАЗРЕШЕНИЯ…

«Ночью 8 июня в дом постучался сотрудник милиции Гамлет Битаров и сообщил, что Гришик в плену. К нам обращались знакомые и даже посторонние люди, предлагали деньги, чтобы выкупить Гришика. Семья надеялась…
Но 9 июня соседи уже знали о трагедии, и стали собираться во дворе. На тот момент велись переговоры об обмене его тела на пленного грузина», – со слезами рассказывает сестра.
Когда был совершен обмен, соседские ребята отвезли Тамерлана Захаровича в больницу на опознание. Марина призналась, что до сих пор благодарна Сергею Джиоеву, Сослану Козаеву и Отару Кабисову, которые в те тяжелые дни поддержали семью. Отец не узнал сына, настолько тело было изуродовано пытками. Захарович два раза сказал, что это не Гриша, тогда Сергей предложил обмыть тело, и только после этого родители опознали погибшего.

ВСПОМИНАЯ БРАТА…

«Брат был любящим, внимательным и отзывчивым парнем. 9 января ему исполнилось бы 50 лет. В свои 18 лет Гришик Санакоев стал образцом мужества и патриотизма», – подчеркнула сестра героя.
Григорий Санакоев родился в семье медиков. Он был поздним ребенком, однако Аза Кокоева и Тамерлан Санакоев не баловали сына, воспитывали в строгости, особенно отец.
«Гришику было два года, а родители разговаривали с ним как с равным. Он с малых лет подражал отцу во всем, иногда брал в рот карандаш и «покуривал» с важным видом заявляя: «Я – Тамерлан Захарович». Ребенком он был пухленьким и красивым, все его очень любили, а когда вырос, то внешнюю красоту дополнили его человеческие качества», – вспоминает Марина.
Санакоев окончил СОШ №2, а после поступил в ЮОГПИ на общетехнический факультет. Он строил планы на будущее, которыми иногда делился с родными. Они так и остались мечтами…
У Григория были умелые руки, разбирался в электричестве и электронике. В 90-х гг. электричество давали по часам, люди испытывали «информационный голод». Как-то он сам сделал батарейку и подключил для соседей радио. Когда у родных выходила из строя техника, все обращались к Гришику. У него постоянно карманы были набиты гайками, гвоздями, болтами.
«Брат баловал моих детей, особенно старшего сына. У мамы была в п. Дзау дача, и мы вместе проводили там лето. Он водил нас в лес, собирали дикие груши и яблоки. Гришик очень любил и животных. У него была собака по кличке Кнопка. За несколько дней до гибели Гришика она заболела и умерла. Он так переживал, плакал как ребенок.
Родители не навязывали Григорию Санакоеву патриотические идеи, они просто учили его быть порядочным человеком и любить свою Родину. Я своих детей и внуков воспитывала так, чтобы они помнили и гордились Гришиком», – заключила Марина.
Григорий Санакоев посмертно награжден высшей государственной наградой Республики Южная Осетия – Орденом Уацамонга. Герой Осетии также посмертно удостоен медалями «Защитнику Отечества» (РЮО), «За жертвенное служение» (РФ). Именем Григория Санакоева названы улицы в Цхинвале и в п. Дзау, а также Дзауская школа-интернат.

Мадина БЯЗРОВА