Главной политической новостью вчерашнего дня в мировом информационном пространстве стало то, что 30 ноября Генассамблея ООН повысила статус Палестины до государства-наблюдателя. Подавляющим большинством голосов Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, признавшую Палестину государством в статусе наблюдателя, за это решение проголосовали 138 из 193 стран, еще девять воздержались.
Движение ХАМАС, Франция, Ватикан и Россия это решение приветствовали, США высказались категорически против.
Россия высказала надежду, что принятие Генассамблеей ООН резолюции о повышении статуса Палестины в ООН будет способствовать возобновлению диалога между палестинцами и израильтянами. По окончании голосования постпред России при ООН Виталий Чуркин сказал журналистам, что палестинцы обещали, что не будут использовать это событие для каких-либо попыток изолировать Израиль и будут стремиться к возобновлению палестино-израильских переговоров. «Очень важно, чтобы это событие было переведено в конструктивное русло», – подчеркнул В.Чуркин.
С одобрением резолюции уже выступил президент Франции Франсуа Олланд, который также предложил Палестине и Израилю возобновить переговорный процесс безо всяких предварительных условий. Ватикан также приветствовал резолюцию, и, “пользуясь случаем”, призвал придать “особый статус святому городу Иерусалиму”, где должны быть обеспечены свобода вероисповедания и доступ к святыням.
В конце минувшей недели сепаратисты победили на выборах в Каталонии, они будут пытаться отделиться от Испании. Накануне досрочных выборов в парламент автономной провинции Каталония многие заявляли, что итоги голосования решат судьбу Испании как единого государства. Но сенсации в итоге не случилось. Как и предполагали эксперты, националистическая коалиция «Конвергенция и Союз» в очередной раз победила на выборах в Женералитат (местный парламент), при этом, правда, потеряв 12 мест по сравнению с выборами в 2010 году. Если раньше ее представляли 62 депутата, то теперь их число сократилось до 50 (30,5 процента голосов). Явка избирателей оказалась рекордной даже для Каталонии: 69,4 процента – 5,4 миллиона жителей.
Собственно, по заявлению лидера националистов Артура Маса, это уже никак не повлияет на процесс выхода региона из состава Испании, который якобы начнется в январе 2013 года.
Победа на выборах Артура Маса в коалиции с другими партиями позволит изменить ряд законов, в частности, о возможности проведения законного и официального референдума по вопросу о независимости Каталонии.
Глава правительства Каталонии еще в сентябре объявил о намерении провести досрочные выборы в каталонский парламент после отказа центрального правительства в Мадриде в предоставлении налоговой независимости для региона.
Теперь правительство Каталонии во главе с Артуром Масом намерены добиться независимости региона от Испании. Власти Каталонии уже обратились к Европейскому совету с запросом «дорожной карты» по законному выходу из Испании и вступлению сразу в ЕС и зону евро. На что последовал довольно прохладный ответ, что «мол, даже если регион и станет независимым, он никогда не будет членом ЕС».
Каталония не уникальна. Баскония и Галисия тоже становятся под знамёна независимости. У конфликтов этих регионов с центральным правительством в Мадриде давняя история. Ещё во времена мятежа генерала Франко баски резко выступали против фашистов, и их столица Герника была стёрта с лица земли германо-итальянскими бомбёжками. Бунтарские настроения в крохотном горном регионе не исчезали никогда – сейчас они получили новый экономический импульс: мадридское правительство слишком глубоко запускает руку в местную казну.
Баски хотят независимости.
В Баварии нередко можно услышать, что есть немцы, а есть баварцы – и это не одно и то же. Мюнхенцы всё чаще задаются вопросом: нужно ли платить по счетам Берлина? Бавария и без немцев проживёт прекрасно, а скорее всего, ещё лучше, чем сейчас.
Сходные настроения и на севере Апеннинского полуострова. Там влиятельная Лига Севера призывает отказаться от поддержки правительства в Риме, которое, по мнению северян, слишком много тратит на бессмысленные операции, в частности, на поддержку южных депрессивных регионов Италии.
В Шотландии сепаратисты уверены, что если они будут сами распоряжаться доходами от своей нефти и своей рыбы, их страна сказочно разбогатеет. И Лондону не следует вмешиваться в шотландские дела.
Уже несколько лет журналисты страстно обсуждают грядущий распад Бельгии: валлоны, тяготеющие к Франции, фламандцы, для которых Нидерланды – свет в окошке, а ещё небольшое, но влиятельное немецкое меньшинство рвут на части единое королевство бельгов. Реальное ослабление Брюсселя создаёт неожиданные прецеденты: на недавних выборах местной власти в двух регионах в руководящие органы были избраны исламисты. Журналисты заговорили об исламском халифате, который добрался до Бельгии.
А в Финляндии партия “Настоящие финны” на выборах резко усилила свои позиции. Специалисты напоминают, что именно эта партия ратует за выход страны из Евросоюза. В Хельсинки уверены, что это, конечно же, ещё не опасная атака на ЕС. Однако аналитики полагают, что симптом весьма серьёзный: маленькая богатая северная страна, которая всегда уютно чувствовала себя в общеевропейском доме, вдруг демонстрирует склонность к полной самостоятельности.
На историческом рубеже поблизости от Финляндии вдоль того рубежа, где опустился в конце сороковых годов прошлого века сконструированный в Америке “железный занавес”, события развиваются и вовсе удивительные. Восточная Европа, которая ещё двадцать лет назад стремилась окрасить себя в цвета общеевропейского сообщества, ныне стремительно меняет окрас.
Показателен пример Чехии. На выборах в октябре тамошние левые силы получили конституционное большинство в верхней палате парламента. А до того они на региональных выборах победили в девяти регионах из тринадцати. В Устецком и Карловарском регионах тогда одержали победу коммунисты.
В январе 2013 года в этой стране пройдут выборы президента. Главным кандидатом журналисты называют Милоша Земана, которого оппоненты справа именуют “кандидатом от лукойла”. Эта российская компания владеет в Чехии сетью автозаправок.
По сведениям пражского еженедельника “Респект”, Мартин Неедлы – глава чешского отделения лукойла – активный член предвыборного штаба Земана. Неедлы отрицает, что на выборы Земана расходуются деньги лукойла, хотя и не отрекается от многолетней дружбы с кандидатом. Чехи на это реагируют знаменитой швейковской улыбкой, но Земана не порицают.
Особый интерес в Чехии сейчас представляет фигура влиятельнейшего политика, уходящего президента Вацлава Клауса. Клауса называют “чех число едно” (“чех номер один”). В конце восьмидесятых годов прошлого века он заявил о себе как крайний националист. Клаус был министром финансов и доводил до бешенства своей неуступчивостью советских участников переговоров.
Конечно, Клаус националист. Но чешский националист. А это понятие особое – националист расчётливый. Чехия не вошла в зону евро. Сейчас у Клауса, как пишет чешская пресса, хорошие отношения с Москвой. Он активно лоббирует контракт с Россией на реконструкцию и расширение Темелинской АЭС. Специалисты называют его позицию “мудрой”: в восьмидесятые годы Советский Союз и ЧССР создали на знаменитой “Шкоде” ультрасовременный уникальный завод по производству оборудования для атомных электростанций. Зачем же сейчас отказываться от наработанного в прошлом? Работы на Темелинской АЭС с участием российских специалистов дадут Чехии большую выгоду. Хотя такой расклад и очень не нравится американской компании “Вестингауз”, которая сама хотела бы угнездиться в Чехии. Но у Москвы есть реальные возможности укрепиться в этой стране.
Розовеет и Словакия. Там социал-демократы блестяще выиграли выборы в парламент и правят страной, не вступая в коалицию ни с кем.
Аналитики предсказывают победу левым и на декабрьских выборах в Румынии. Летом они уже победили на местных и региональных выборах. Румынский сюжет особенно интересен. США намереваются разместить свою систему ПРО на территории этой страны. Для Вашингтона Бухарест и Варшава – важнейшие союзники в этом поджигательском деле. Но в декабре ситуация в Бухаресте может коренным образом измениться. Что тогда?
Из США приходят сигналы, действительно напоминающие «SOS». Америка теряет Европу – краеугольный камень атлантического единства: раздираемый внутренними противоречиями Евросоюз не представляет союзнической ценности. Но Вашингтон, похоже, ничего не может с этим поделать.
Подводя итоги президентских выборов в США, обозреватели отмечают многочисленные провалы политики. И наиболее впечатляющий из этих провалов – погружение Европы во тьму средневековой раздробленности и перманентной нестабильности.
Вряд ли кто-то станет отрицать, что Европейский союз – продукт деятельности транснациональных корпораций, в которых доминировал американский бизнес.
Соединённые Штаты отстроили разорённую Второй мировой войной Европу, “преследуя при этом свои узкие политические цели”, писал прямо, без оттенков Дин Ачесон – один из тех, кто направлял процесс экономического закабаления старого континента в соответствии с пресловутым планом Маршалла.
Казалось, что так называемое атлантическое единство стало незыблемым фактором мировой экономики и глобальной политики. Но последние четыре года ярко выявили противоположную тенденцию: “европейский порядок” стал разваливаться на глазах изумлённых американцев. Примеров тому множество. Вот самый свежий из них. Европейский совет (который претендует на статус “европейского правительства”) принял решение о налоге на трансграничные банковские сделки. Идея состояла в том, чтобы немножко “пощипать” крупнейшие банки и за их счёт получить возможность централизованных инвестиций в экономику стран ЕС. Что якобы поможет им преодолеть кризис, стабилизировать коллективную валюту – евро.
Однако с идеей согласились лишь 10 правительств из 27 государств – членов Евросоюза. Особенно яростно против выступила Англия, финансисты которой отказались оплачивать затеи евробюрократов. Они привели множество доводов в поддержку своей позиции, один из которых показался англичанам особенно убедительным: Великобритания не входит в зону евро, и все проблемы этой коллективной валюты её не касаются.
«Хозяйство» американцев стагнирует, социальная напряжённость растёт. Ныне в мире значительно ослабевает американское давление. Хорошо это или плохо? Кому как. Для нас, думаю, плюсы очевидны…
В конце года принято подводить итоги и учитывая шаги к независимости, предпринимаемые в различных частях света, мы можем смело констатировать, что отношение в мировой политике к сепаратистам меняется.
В этом году мне довелось участвовать в международных форумах и встречах в России, Италии, Турции и Израиле. И эти контакты дают основание утверждать, что в мире у нас достаточно много сторонников и друзей. Необходимо активнее вести работу на международном уровне, налаживать контакты и подавать о нас больше информации. С интересом к проблеме Южной Осетии отнеслись журналисты из Франции, Туркмении, Беларуси, Казахстана, Канады и других стран. Более чем в 30 средствах массовой информации в разных странах мира получают через газету «Южная Осетия» информацию о главных событиях, происходящих в РЮО.
Однако эти контакты, на наш взгляд, необходимо расширять, предпринимать нужно и другие более действенные шаги.
Пример Палестины подтверждает, что надо верить в себя и двигаться к цели. Ведь более 60 лет Палестина обращалась в ООН, прежде чем ее услышали. Видимо, пришла пора и нам выступить с конкретным предложением.
Залина ЦХОВРЕБОВА