За период с последней встречи в формате Механизмов по реагированию на инциденты (МПРИ) – с 23 июля сего года, было зафиксировано шесть нарушений государственной границы Южной Осетии. Из них по одному факту возбуждено уголовное дело и передано в суд, к четырем были применены различные меры воздействия: выдворение без штрафных санкций и с выплатами штрафов, сообщил глава делегации на МПРИ Егор Кочиев.
«Еще один факт был зафиксирован несколько дней назад – охотники заблудились и нарушили государственную границу. В настоящее время ведётся расследование по этому факту и решение по нарушителям будет принято на основании результатов следствия», – сказал глава югоосетинской делегации.
В первый раз нарушители выдворяются без штрафных санкций и уголовных преследований. При повторных нарушениях возбуждается уголовное дело и за ним следует судебное разбирательство.
«Грузинская сторона усилила меры безопасности и методы информирования населения о том, что госграницу нарушать нельзя. Благодаря предпринятым действиям уменьшилось количество нарушений госграницы, соответственно и задержаний», – пояснил он.
Кроме того, если ранее фиксировались нарушения госграницы представителями органов безопасности Грузии, то за последнее время таких фактов не было.
Что касается причин, по которым граждане Грузии нарушают госграницу, то они разные. По слова Кочиева, зачастую это происходит по незнанию, т.е. когда гражданин не знает точного расположения границы.
В ближайшее время также будут выдворены четыре человека, из ранее задержанных, так как у них заканчивается срок отбывания под стражей.
ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Что касается беспилотных летательных аппаратов, то, по мнению Кочиева, точно определить принадлежность БПЛА – сложно, так как противоположная сторона не всегда успевает реагировать оперативно.
«Пока мы по «горячей линии» сообщаем о пролете БПЛА на территорию РЮО, а грузинская сторона пытается предпринять какие-то действия, беспилотник успевает покинуть наше воздушное пространство и, возможно, приземляется на территории Грузии. Поэтому подтвердить факт полета бывает не просто. Тем не менее, мы следим за подобными фактами, грузинская сторона тоже часто активизирует «горячую линию» по этим вопросам.
Косвенно подтверждается, что БПЛА принадлежат грузинской стороне, поскольку грузинский сегмент соцсетей пестрит фотографиями с территорий РЮО», – подчеркнул Кочиев.
Он заверил, что все факты нарушения воздушного пространства республики отслеживаются и данные передаются грузинской стороне в рамках встреч МПРИ.
ГУМАНИТАРНЫЕ ВОПРОСЫ
В этом году, при посредничестве российской стороны, Миссии наблюдателей ЕС и ОБСЕ и при участии грузинской стороны удалось обеспечить бесперебойно оросительной водой села Цинагараской зоны (РЮО). «Это стало возможно, в том числе благодаря действиям властей Южной Осетии. Югоосетинские специалисты отремонтировали головное сооружение Тирипонского канала и шлюзы Зонкарского водохранилища. Намерены работать над тем, чтобы оросительная вода пошла дальше. Через Цинагарскую зону вода идет на территорию Грузии и оттуда вновь попадает в Южную Осетию, в район с.Орчосан. Однако есть серьезные проблемы с оросительным каналом, причем и на грузинской территории, и на югоосетинской», – подчеркнул Кочиев.
В ноябре по предварительной договорённости должна пройти техническая встреча в формате МПРИ, на которой стороны обсудят возможности подачи оросительной воды в район н.п. Орчосан.
НЕЗАКОННЫЙ ПОСТ
Югоосетинская сторона на каждой встрече в рамках МПРИ ставит вопрос снятия незаконного полицейского поста Грузии с территории Южной Осетии.
«Работа по данному вопросу продолжается. Диалог – сложный. Однако не говорить об этой проблеме мы не имеем права. Будем добиваться того, чтобы незаконный пост грузинской полиции был снят с югоосетинской территории», – подчеркнул Кочиев.
В приграничном селе Эргнет прошла 121 встреча МПРИ. Встречи проходят в рамках Женевских дискуссий по безопасности на Кавказе. В них принимают участие представители Южной Осетии, России, Грузии, Евросоюза и ОБСЕ.
А. ДЖИОТЫ