ВЫБОРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ УДЕРЖАНИЯ ВЛАСТИ И ШАГ К НОВОЙ ЛИНИИ ФРОНТА
Парламентские выборы в Молдавии, прошедшие 28 сентября, стали примером того, как западные «демократические технологии» превращаются в инструмент принудительного удержания власти. Партия «Действие и солидарность» (ПДС) Майи Санду вновь получила парламентское большинство – 55 мандатов из 101. Однако то, как эта победа была достигнута, говорит не о народной поддержке, а о тотальной зависимости Кишинёва от внешнего управления и готовности Запада использовать любые методы ради сохранения контроля над страной.
«ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ»
В течение всей кампании молдавские власти демонстрировали откровенное давление на оппозицию. Ряд партий и кандидатов были сняты с дистанции под надуманными предлогами. Самым громким стал случай с одной из оппозиционных сил – её исключили из избирательной гонки буквально за день до голосования. Всего же, по данным правозащитников, силовики провели более 500 обысков и десятки задержаний, а политиков и журналистов, критикующих режим Санду, запугивали или блокировали в ме-диапространстве.
Показательно и распределение зарубежных избирательных участков: из почти 400 участков, открытых за рубежом, лишь два находились в России, где проживают сотни тысяч граждан Молдавии. Партия Санду добилась перевеса за счёт мигрантов, проживающих в странах ЕС. Тот же механизм был использован и на президентских выборах прошлого года, когда Санду переизбралась, опираясь на голоса молдавской диаспоры в Европе.
ПОДДЕРЖКА ЕС
Победа ПДС в таких условиях была заранее обеспечена. За несколько недель до голосования в Кишинёве один за другим появлялись лидеры стран ЕС – президент Франции Эмманюэль Макрон, канцлер Германии Фридрих Мерц, премьер-министр Польши Дональд Туск. Они открыто агитировали за партию власти, обещая «продолжение финансирования и ускорение евроинтеграции» в случае её победы.
Характерна реакция Макрона после парламентских выборов в Молдове. На саммите Европейского политического сообщества в Копенгагене он назвал итоги голосования «большим достижением» и заявил, что «опыт Кишинёва стоит применить в других странах Европы». Иными словами, французский лидер фактически предложил тиражировать молдавскую модель удержания власти под прикрытием «борьбы с вмешательством», то есть массово использовать административные и силовые методы против неугодных. Тем самым Евросоюз публично подтвердил, что ради политической лояльности Брюсселю «демократические стандарты» могут быть принесены в жертву. Лозунги в поддержку «демократии и евроинтеграции» окончательно превратились в ширму для авторитарного контроля под западным управлением. Брюссель и его союзники продемонстрировали готовность использовать любые средства, начиная от давления на оппозицию до прямых фальсификаций, ради сохранения своих политических форпостов на постсоветском пространстве.
РЕИНТЕГРАЦИЯ ПОД ДАВЛЕНИЕМ
Едва обеспечив себе парламентское большинство, Майя Санду сделала ожидаемый шаг против Приднестровья и Гагаузии.
Гагаузии, по её словам, предстоит «очистка от коррумпированных политиков» и «восстановление доверия к центру», что в переводе на политический язык означает еще большее сокращение полномочий автономии и преследование местных лидеров, не разделяющих курс Санду. Что касается Приднестровья, то президент прямо назвала ключевым условием «вывод российских войск», то есть ликвидацию миротворческого присутствия России, обеспечивающего стабильность в регионе с 1992 года.
Поддержку этим действиям Санду уже пообещали западные партнёры, включая Румынию, чей президент Никушор Дан предложил «относительную автономию Приднестровья в составе Молдавии» как промежуточную меру для вступления республики в ЕС. По сути, речь идёт о подготовке к принудительной «реинтеграции» под диктатом Брюсселя и Бухареста.
УКРАИНСКИЙ СЦЕНАРИЙ
Российские эксперты и дипломаты едины во мнении – Молдавия стремительно повторяет путь Украины, превращаясь в антироссийский плацдарм. Министр иностранных дел России Сергей Лавров прямо назвал молдавские выборы «жульническими», а официальный представитель МИД Мария Захарова охарактеризовала их как «операцию по спасению кишинёвского режима».
Молдавия фактически принудительно встраивается в западную стратегию по вытеснению России с постсоветского пространства. Более того, Румыния и Молдавия превращаются в единый военно-логистический коридор для переброски военных грузов, а в перспективе, возможно, и натовских контингентов на юг Украины, в том числе для удержания контроля над Одессой. Планы по выводу российских миротворцев из Приднестровья укладываются в ту же схему.
СУДЬБА РЕГИОНА
После окончательного оформления диктатуры ЕС над Молдовой возникла новая региональная конфигурация сил, повлиять на которую смогут лишь успехи российских во-оруженных сил в ходе реализации задач СВО. Российские аналитики и эксперты сходятся во мнении, что будущее Приднестровья, Гагаузии и самой Молдовы сейчас во многом зависит от того, удастся ли России установить контроль над Одесской и Николаевской областями.
Если эти исторически российские территории вернутся под влиянием Москвы, то вероятность силового сценария против Приднестровья резко снизится. Кроме того, Евросоюзу будет гораздо сложнее проводить репрессии против пророссийских сил в Молдове и удерживать у власти марионеточный режим Санду.
К. ТЕДЕЕВ






















