Константин Кочиев: «Грузия не готова подписать документ о неприменении силы против Южной Осетии»

Об итогах 62-раунда Международных дискуссий по безопасности в Закавказье, прошедших 5 и 6 ноября в Женеве, рассказал госсоветник Президента РЮО, глава югоосетинской делегации Константин Кочиев в ходе брифинга на мультимедийной площадке Спутник Южная Осетия.

Южную Осетию на дискуссиях представили глава делегации Константин Кочиев, уполномоченный по постконфликтному урегулированию Егор Кочиев, уполномоченный по правам человека при Президенте РЮО Инал Тасоев, замминистра и сотрудник МИД РЮО Андрей Цховребов и Алексей Санакоев.
Константин Кочиев отметил, что в течение 16 лет Женевские дискуссии успешно выполняют основную задачу – обеспечение безопасности в регионе, и с этим утверждением были согласны все участники очередного раунда!
«Оценка безопасности на границе между Южной Осетией и Грузией, Абхазией и Грузией в целом была удовлетворительной, опасных происшествий, несущих угрозы, не отмечалось. Грузинская сторона также пыталась избежать каких-либо инцидентов на границе на протяжении последних месяцев. На эти же цели была направлена деятельность европейских наблюдателей по ту сторону границы», – сказал он.
Кочиев подчеркнул, что югоосетинская делегация на дискуссиях во главу угла ставит выработку документа по полномасштабному урегулированию конфликта, включающему обязывающие договоренности сторон о неприменении силы.
«Грузия пока не готова к подписанию юридически обязывающего документа о гарантиях неприменения силы против Южной Осетии и Абхазии.
Была встреча, на которой уже согласовали такой документ. Но после получасового таймаута Грузия отказалась от подписания проекта документа. На протяжении нескольких лет мы постоянно возвращаемся к работе над этой проблемой», – пояснил он.

К вопросу о делимитации и демаркации госграницы
Югоосетинские и российские представители вновь призвали грузинскую сторону к запуску совместной работы по делимитации и демаркации госграницы между Южной Осетией и Грузией, как важного фактора снижения риска пограничных инцидентов и дестабилизации.
«В целом ситуация стабильная. Однако отмечались и негативные моменты, в их числе полёты беспилотных устройств над территориями РЮО и РА со стороны Грузии, а также нарушения границы отдельными лицами.
Мы обратили внимание на то, что в Грузии продолжается истерическая кампания в отношении Южной Осетии и Абхазии, основанная на эмоциях, на ненависти. Мы указали, что культура ненависти, которая пропагандируется в Грузии на протяжении многих лет, ни к чему хорошему не ведет, и призвали к недопущению такой политики в будущем. В Грузии завершается сложный внутриполитический период. Мы видим, что позиция грузинских политических лидеров, представителей власти, отличается от той линии, которую ведут грузинские участники Женевских дискуссий. Последние ведут гораздо более агрессивную линию и не склонны идти к каким-либо встречным шагам в отношении Южной Осетии, Абхазии и России. Напротив, мы наблюдаем продолжение политического вектора, избранного Грузией ранее», – констатировал Кочиев.

Гуманитарные проблемы

В Женеве продолжился обстоятельный разговор и по целому спектру гуманитарных вопросов, первоочередное внимание было уделено проблеме уроженцев Тырсыгома и судьбе без вести пропавших граждан Южной Осетии.
«По сути в Тырсыгом прошли этнические чистки, тихо, незаметно для мировых СМИ. Трусовское ущелье полностью очищено от осетинского населения. Такая же участь ожидала и Южную Осетию, если бы в 2008 году не вмешалась Россия. Мы постоянно указываем в Женеве на то, что людям не разрешают посещать родные места, не дают возможности побывать на могилах предков, у своих родовых святилищ, люди лишены своей собственности. Этот вопрос остро стоял и во время дискуссий первой рабочей группы, которая занимается безопасностью и второй рабочей группы, занимающейся гуманитарным треком», – отметил он.
По его словам, в Женеве также поднимался ряд других вопросов: о судьбе без вести пропавших граждан РЮО и возвращении культурных ценностей, похищенных в годы войны.
«Проблема без вести пропавших – очень важный для нас вопрос, который мы поднимаем на всех встречах в формате дискуссии. Мы должны выяснить судьбу каждого человека. Даже после войны были похищены осетины, которые исчезли на территории Грузии. Нам известно, что они были в руках грузинских т.н. правоохранителей. Грузия саботирует решение этой проблемы. Но мы будем продолжать работу с целью привлечения внимания мирового сообщества к этой теме. Даже Госдеп США указал на наличие этой проблемы в Грузии, как одной из существенных нарушений прав человека грузинскими властями», – уточнил госсоветник.
Кочиев подчеркнул, что работа в рамках Женевских дискуссии дает результаты. Женевские дискуссии отсвечивают ситуацию вокруг Южной Осетии и Абхазии, и привлекают внимание мирового сообщества. «Мы стараемся уменьшить риски со стороны грузинских реваншистов», – подчеркнул он.

Грузия политизирует проблему беженцев

«По проблеме беженцев дискуссии не проводились, так как Грузия на протяжении 15 лет ежегодно на Генассамблее ООН выносит на обсуждение Резолюцию по беженцам и перемещённым лицам из Абхазии и Южной Осетии. Под этими терминами понимаются грузинские жители, покинувшие Южную Осетию перед началом боевых действий в 2008 г. Напомню, они покинули РЮО добровольно по призыву грузинских властей, чтобы переждать боевые действия, а потом вернуться обратно на зачищенную территорию РЮО. Южная Осетия в 2008-2009 гг. не только открыла границу для этих граждан, предлагая им вернуться в свои дома, и многие этой возможностью воспользовались, но и активно участвовала в переговорах в формате Женевских дискуссий по тематике беженцев. Однако наши оппоненты пытаются политизировать гуманитарную проблему, вынося её на площадку ООН и продвигая свой проект резолюции по беженцам», – сказал он.
Документ радикально искажает суть проблемы и реальную ситуацию. Главная его цель — это не возвращение беженцев, а попытка еще раз заявить о «своих правах» на Южную Осетию и Абхазию.
«Такой подход неприемлем. Грузия пытается представить дело как «оккупацию» Южной Осетии Россией. Якобы это была этническая чистка на территории РЮО в отношении грузинского населения. Ведущие мировые эксперты подтверждают, что оккупации нет. Есть специально определённые позиции, которые подтверждают наличие или отсутствие оккупации. Так вот, оккупации Южной Осетии нет и быть не может.
РЮО – суверенное государство, и российские войска на территории Южной Осетии находятся на основании двусторонних договорённостей между нашими странами. Они являются главной гарантией безопасности республики. Что касается грузинского населения, часть его вернулась обратно в РЮО, а другие решили выбрать для проживания Грузию», – уточнил Кочиев.
Однако есть вопрос осетинских беженцев, и их гораздо больше, чем грузинских. Они проживали на протяжении всей жизни на территории Грузии и были вынуждены бросить свои дома, земли, имущество из-за прямой угрозы своей жизни, многочисленных случаев убийств осетин и жесткого насилия по отношению к осетинским жителям в Грузии в 1989, 1992, 2004 и другие годы.
«Мы будем решать и эти вопросы, хотя Грузия, конечно, не склонна ничего делать для этих людей», – подчеркнул глава югоосетинской делегации.
В Женеве дискуссии проходили на этот раз во Дворце наций – это историческое здание ООН. И то, что именно там проводятся Женевские дискуссии, подчёркивает значимость, которую придаёт мировое сообщество этому процессу.
Что касается вопроса переноса площадки проведения переговоров в другую страну, который не раз поднимался представителями российской, юго-осетинской и абхазской делегациями, Кочиев подчеркнул, что он может быть решен только при полном консенсусе сторон, к которому пока участники женевских дискуссий не пришли.
«Швейцария на протяжении почти всей своей истории была нейтральной страной, но сегодня присоединилась к антироссийским санкциям. И мы не можем добираться в Швейцарию прямым рейсом из Москвы, есть масса проблем. Так как нет авиационного сообщения, приходится добираться через третьи страны. Мы считаем целесообразным перенос дискуссии в другую локацию. Этот вопрос решается через консенсус, все участники должны дать согласие на смену места проведения Женевских дискуссий», – заключил Константин Кочиев.
Женевские дискуссии – международный форум по безопасности и стабильности в Закавказье. 15 октября 2008 года дискуссии открылись в соответствии с договоренностями Дмитрия Медведева и Николя Саркози для поддержания прямого диалога Абхазии и Южной Осетии с Грузией. В дискуссии участвуют югоосетинская, российская, абхазская и грузинская стороны, а также представители международных организаций ООН, ОБСЕ и ЕС. Очередная встреча в формате Женевских дискуссий состоится в марте 2025 года.

Мадина БЯЗРОВА