Казбек Царикаев: Россия в полной мере будет оказывать финансовую помощь Южной Осетии

Пять месяцев назад Министерство финансов РЮО возглавил Казбек Царикаев. Накануне Дня финансиста, который отмечается в Южной Осетии 8 сентября, Казбек Дзанхотович в эксклюзивном интервью для нашей газеты рассказал о государственном бюджете, его исполнении, возможностях пополнения казны и работе вверенного ему ведомства.

– Казбек Дзанхотович, как формируется главный финансовый документ нашей республики?

– Госбюджет – это некая экономическая форма образования доходов и финансового обеспечения нужд, задач и функций государства. Он функционирует в рамках Закона РЮО «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса», на основе которого разрабатываются соответствующие нормативные правовые акты для соблюдения законности бюджетного процесса – инструкции, порядки, положения и регламенты.
Участниками бюджетного процесса в этом году являются 21 администратор источников доходов, 51 распорядитель бюджетных средств и 167 бюджетополучателей.
Основой госбюджета являются доходы. В текущем году доходная часть нашего госбюджета составляет 8 миллиардов 801 миллион 498,7 тысяч рублей. 80 % их них – финансовая помощь Российской Федерации. А 20% – собственные доходы республики.
Формирование планового объема собственных доходов осуществляется на основе Бюджетного послания Президента РЮО, Прогноза социально-экономического развития РЮО, предложений администраторов доходов, анализа выполнения плана предыдущего периода, текущей и ожидаемой социально-экономической ситуации.

– Как исполняется бюджет на текущий год?

– Плановый показатель собственных доходов составляет 1 млрд 694 млн 251 тыс. руб. По состоянию на 1 сентября из этой суммы в госбюджет уже поступили 1 млрд 62 млн 547 тыс. руб. или 63%. Поступления собственных доходов постоянно контролируются и анализируются. Вероятность выполнения плана очевидна.
Объем финансовой помощи РФ на этот год составляет 7 млрд 107 млн 247 тыс. руб. Из них 5 млрд 942 млн 247 тыс. руб. направляется на социально-экономическое развитие РЮО.
Остальная часть – на реализацию Инвестпрограммы. Эта помощь поступает к нам ежемесячно в запланированном объеме. По состоянию на 1 сентября ее объем составил 3 млрд 965 млн 341,2 тыс. руб.
Ожидаем к поступлению дополнительный объем базовой части финансовой помощи в размере 284,1 млн руб.

– А как насчет исполнения расходной части бюджета?

– Расходная часть нашего бюджета принята в последней редакции в объеме 9 млрд 619 млн 277 тыс. руб.
Хочу выразить благодарность депутатам Парламента за проявленное понимание при принятии бюджета.

– Каков размер бюджетного дефицита в этом году?

– Дефицит бюджета составляет 817 млн 799 тыс. руб. Фактически часть этого дефицита в размере 488 млн руб. обеспечена входящим остатком – неиспользованными в прошлом году средствами.
Другая часть в размере 284 млн руб. будет обеспечена финансовой помощью РФ. Таким образом, реальный дефицит бюджета на текущий год составит 45 млн руб. или 2,6% от годового объема бюджета. Данную сумму возможно покрыть за счет получения дополнительных сверхплановых доходов, улучшив качество их администрирования и введения разумного режима экономии расходной части бюджета.
Сверхплановые доходы – это средства, которые поступают при повышении эффективности работы администраторов доходов, например, Комитета по налогам и сборам, Таможенного комитета, госпредприятий, которые часть прибыли должны отчислять в бюджет и т.д.

– Расскажите о собственных источниках пополнения доходной части бюджета

– Основными источниками формирования доходной части являются – налог на доходы физических лиц (41%), налог на прибыль организаций (26%), НДС (18%), акцизы (7%) и таможенные пошлины (7%).

– А что можете сказать о структуре расходов госбюджета?

– По видам расходов 58% идет на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. До 16% – на социальные выплаты населению и субсидии. В целом из бюджетных средств 22% выделяется на сферу образования. 21% – на обеспечение национальной безопасности, обороноспособности и правоохранительную деятельность. 16% предусмотрено на здравоохранение. 12% направляется на ЖКХ и экономику.

– Ввиду ряда объективных причин значительно снизилась активность работы Международного расчетного банка, являвшегося одним из наиболее крупных налогоплательщиков республики.

– Из-за снижения активности работы МРБ бюджет будет недополучать 350 млн руб. Уточню, что в текущем году такая сумма поступлений в бюджет от МРБ не была запланирована. По состоянию на 1 сентября платежи МРБ в казну составили 71 млн руб.
Будем надеяться на улучшение положения дел у МРБ.

– За счет чего Южная Осетия сможет наращивать собственные источники пополнения доходной части госбюджета?

– Для этого у республики значительные возможности. Главное – правильно их реализовать. Об этом уже неоднократно говорилось, но повторю еще раз. Республика обладает хорошим потенциалом для развития туризма. Как показывает мировая практика, туризм может кардинально менять экономическую ситуацию в государстве.
Серьезный потенциал у нас в аграрной сфере. При его эффективном использовании сможем производить в значительных объемах экологически чистые сельхозпродукты. Наполнить ими не только внутренний рынок, но и успешно их экспортировать.
Очень хорошие возможности для организации экспорта экологически чистых минеральных и родниковых вод, спрос на которые в мире очень высокий и постоянно растет.

– Что еще можете сказать о пополнении доходной части бюджета?

– Хочу обратить внимание на работу функционирующих в республике государственных унитарных предприятий. Согласно закону, часть прибыли от своей деятельности они должны зачислять в бюджет в виде неналоговых доходов. Но за исключением пары случаев этого почти никто не делает. Их руководители ссылаются на то, что вверенные им предприятия работают без прибыли. Поэтому необходимо проанализировать эффективность деятельности ГУПов. Государственные унитарные предприятия оказывают населению различные услуги. Но не надо забывать, что в их ведении находится госимущество. И директоры ГУПов должны использовать его так, чтобы оно приносило прибыль. Предусмотренные законом требования по обеспечению экономической эффективности этих предприятий никто не отменял. Неэффективная работа ГУПов – наше слабое место, и необходимо обратить на это пристальное внимание. Бюджет ждет доходов.

– По итогам проведенных специалистами Федерального казначейства РФ за 2021–2022 годы проверок у нас были выявлены финансовые нарушения. Что делается для их устранения?

– Эти проверки принесли республике большую пользу. Открыли глаза на многие вещи, на которые ранее не обращали внимание. Правительство разработало и согласовало с Федеральным казначейством РФ план мероприятий по устранению выявленных нарушений. Проводится соответствующая работа. Главное – не допускать подобных финансовых нарушений впредь.

– Как Минфин осуществляет контроль за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств?

– Минфин осуществляет три вида контроля – предварительный, текущий и последующий. На стадии планирования бюджета осуществляется предварительный контроль отделом планирования. Анализируются указанные в заявках каждой бюджетной организации расходы, их объемы и целесообразность. В последующем наше Казначейство осуществляет текущий контроль за целевым расходованием организациями средств, которые им выделяют из бюджета. При получении заявки работники казначейства контролируют расходы, соответствуют ли они конкретным целевым статьям расходов.
Последующий контроль проводится контрольно-ревизионным отделом Минфина после осуществления бюджетных операций за конкретный отчетный период. Это, так сказать, ревизия финансовой деятельности учреждения, по результатам которой можно давать оценку работе организации в целом и ее руководителя. Если должным образом проводить эти три вида контроля, то возможности нецелевого расходования бюджетных средств будут сведены к минимуму.

– В этом году работники Минфина выявили какие-либо нарушения?

– В одном из комитетов выявили нарушения по расходам на оплату сотрудникам услуг связи. В контрольно-ревизионном отделе Минфина работает всего три человека. На них ложится большая нагрузка, и это сказывается на результативности работы. А без эффективных контрольных органов трудно обеспечить должное функционирование финансовой системы. Поэтому решили увеличить штаты отдела. К сожалению, некоторые учреждения по несколько лет не представляют финансовую отчетность. Принимаем должные меры по этому поводу.

– Каков минимальный размер зарплаты в бюджетной сфере?

– В Южной Осетии размер МРОТ составляет 13 тысяч 242 руб. В результате принятых Правительством мер в республике нет работников бюджетной сферы, получающих зарплату меньше этой суммы. Ищем возможности доведения величины МРОТ до показателя прожиточного минимума, который сейчас составляет 16 тыс. 237 руб.

– Отвечает ли налоговая политика государства нашим сегодняшним реалиям?

– Да, отвечает. Не вдаваясь в подробности, могу сказать, что власти республики стараются обеспечить баланс между интересами налогоплательщиков с одной стороны, и поступлением доходов в бюджет – с другой.

– В конце июля в статью 166 части второй Налогового кодекса РЮО внесли изменения, касающиеся уплаты НДС. Чем это было вызвано?

– Новшества приняли для повышения эффективности собираемости налога на добавленную стоимость и сокращения возможностей уклонения от его уплаты НДС. Ставка этого налога для таких непродовольственных товаров, как ГСМ, бытовая химия и т.д., у нас составляет 10%. До внесения изменений в закон 3% уплачивалось при ввозе этих товаров на территорию РЮО и 7% после их реализации.
Чтобы обеспечить уплату НДС в полном объеме, в закон внесли изменения. Сейчас НДС уплачивается сразу в размере 10% при ввозе данных видов товаров в РЮО.
Налоговая нагрузка на предпринимателей не повысилась. Как платили НДС по ставке 10%, так и будут платить. Но будут делать это единоразово, а не по частям. Закон есть закон. Все должны соблюдать его и уплачивать НДС как положено по закону.
Для продовольственных, детских товаров, лекарственных средств и периодических изданий ставка НДС остается на прежнем уровне – 6%. Из него 1% уплачивается при ввозе этих товаров на территорию РЮО, и 5% – после их реализации.

– Планируются ли в этом году еще какие-либо изменения в налоговое законодательство?

– Сейчас никаких новшеств не предвидится.

– Из-за антироссийских санкций и проведения СВО на Украине экономическая ситуация в России непростая. Она в полном объеме выполняет перед Южной Осетией взятые на себя обязательства по оказанию финансовой помощи?

– Однозначно. Уверен, наш главный союзник будет это делать и в будущем.
Пользуясь случаем, хочу поздравить с профессиональным праздником – Днем финансиста всех работников и ветеранов финансовых органов. Желаю им крепкого здоровья, счастья, успехов в работе и личной жизни.

Гугули ВАЛИЕВ