Историческая память о геноциде остается актуальной в контексте современных конфликтов

После первой мировой войны и в ходе гражданской войны в России на Кавказе сложилась довольно сложная политическая ситуация.
Октябрьская революция 1917 года в России отразилась на всем ходе мировых исторических процессов, в том числе и на Кавказе. Начались стремительные изменения, которые затронули все этнические группы региона.
Южные осетины, живущие в горных районах, оказались между несколькими конфликтующими сторонами: большевиками, белыми армиями и грузинскими националистами.

ПРЕДЫСТОРИЯ

8 июня 1918 г. в результате распада Закавказской Демократической Федеративной Республики образовались три самостоятельных государства, в том числе – Грузинская Демократическая Республика, которая предъявила свои права на территорию Южной Осетии.

К этому времени в Южной Осетии функционировал Национальный Совет. Первый съезд состоялся 6-9 июня 1917 г. в пос. Дзау. Национальный Совет, состоявший из представителей различных политических партий, в своём постановлении высказался за предоставление осетинам «права свободного самоопределения».

30 января 1920 г. был создан Юго-Осетинский Окружком РКП(б).

23 марта на заседании Кавказского Краевого комитета РКП(б) было принято решение о провозглашении Советской власти в Южной Осетии и организации Юго-Осетинского ревкома.

6 мая Юго-Осетинский ревком принял решение: «Подчиняясь приказу Кавказского краевого комитета, признаём необходимым объявить Советскую власть, – пока в Рокском районе. Известить Москву и демократическую Грузию».

8 июня 1920 г. осетинские отряды вошли в Цхинвал. В приказе Ревкома говорилось: «Восставшими крестьянами из Южной Осетии изгнаны меньшевистские войска Грузии и объявляется Советская власть на территории от Они до Душети».

Это послужило правительству Грузии поводом для начала давно готовившегося широкомасштабного вооружённого вторжения в Южную Осетию.

Меньшевистское руководство Грузии направило в Южную Осетию армию, объявив осетин «виновниками всех бед Грузии». В грузинской газете, поддерживавшей репрессии против восставших, их называли «изменниками, ядовитыми змеями с их детёнышами, которые должны быть уничтожены» (газета «Эртоба», 20 июня 1920 г.).

17 ИЮНЯ – НАЧАЛО КАРАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ

Начиная с 17 июня 1920 г., грузинские войска огнем и мечом прошли по всей Южной Осетии, практически все местные села были сожжены и разорены, большинство осетинского населения, в основном женщины, дети, старики, подверглось резне.

«В городе Цхинвал на Осетинской улице, обходя дома осетин подряд, грузинские меньшевики истребили все мужское население. Более пяти тысяч мирных жителей осетинской национальности стали жертвами этой преступной политики. Оставшиеся в живых южные осетины были вынуждены спасаться бегством в Северную Осетию. Через труднопроходимые горные перевалы в Северную Осетию бежало более 50 тысяч человек (или 75% населения Южной Осетии того времени), значительная часть которых погибла от голода, холода, тифа и холеры», – говорится в одном из ежегодных обращений МИД Южной Осетии.

События 105-летней давности свежи в памяти осетин, поскольку политика Грузии за прошедший век принципиально не изменилась. Об этом говорят рецидивы преступлений против мира и человечности, совершенных грузинскими режимами и в 1920, и в 1989-1992, и в 2008 годах.

17 июня 1920 года грузинская армия под командованием полковника Чхеидзе начала операцию против большевистской власти в Южной Осетии.

20 июня грузинской армией было уничтожено большевистское руководство Южной Осетии.

Эпизод расправы над осетинскими коммунарами был зафиксирован в заключительном постановлении следователя революционного трибунала в следующем изложении: «Был пятый час, наступил рассвет. Осужденных подвели к заранее вырытой яме, повернули их лицом к расстреливающим. Арестованные были построены в две шеренги, шагах в 25 от расстреливающих. В это время один из осужденных выступил с речью к гвардейцам и милиционерам с призывом не расстреливать их, безоружных, дальше он не мог говорить, так как выстрелом из винтовки был убит на месте. После чего в осужденных был выпущен один залп, а когда врач, освидетельствовав их, заявил руководителям расстрела, что они живы, то беспорядочной стрельбой революционеры были добиты. Один из обреченных бросился бежать в гору, но конными милиционерами был настигнут и убит». Даже перед лицом неминуемой смерти 13 отважных коммунаров не склонили головы перед палачами.

Начальник грузинской гвардии В. Джугели вынужден был признать, что «приходилось все высоты брать с боем…».

Мате Санакоев вспоминал: «Убегающих было так много, что не вмещались в ущельях. Это было что-то невообразимое. Уходили старики, женщины с детьми, забирая все, что только можно было тащить на спине». Другой участник этих событий, рядовой боец Н. Гаглоев писал: «Беженцы день и ночь шли и шли к перевалам. При этом нередко случалось, когда старики, да и дети, выдыхаясь, падали. Тогда физически сильные люди бросали свою ношу и тащили их».

Агрессоры не щадили ни стариков, ни женщин, ни детей, население планомерно подвергалось уничтожению. Попавших в руки захватчиков истязали, а затем убивали.

Об этих фактах более подробно можно прочитать в книге Гиви Гатикоева «Южная Осетия в борьбе за национальное самоопределение (1917–1922)», которая вышла в свет в 2020 г., к 100-летию геноцида осетин.

В 1920 г. грузинские войска зачищали осетинские села, что привело к массовым убийствам, сожжённым домам и бегству тысяч людей.

Осетины, стремившиеся сохранить свою идентичность, столкнулись с невиданным насилием и этнической чисткой. Это проявилось не только в физическом уничтожении, но и в разрушении культурных и социальных основ общины.

«В результате геноцида, осуществленного грузинскими захватчиками, погибло 5279 осетин, среди которых оказалось 1375 женщин, 1844 детей, то есть каждый третий погибший – ребенок. 500 человек скончалось от побоев, были зафиксированы случаи сожжения заживо людей как во время средневековой инквизиции. Погибло во время изгнания от холода, голода и различных болезней 15000 человек. В период этого геноцида было истреблено 21 000 невинных людей, то есть почти треть осетинского населения Южной Осетии. Спасаясь от государственного террора, через перевалы на Северный Кавказ перешло более 50 тысяч беженцев. Свыше ста осетинских селений сожжено, в некоторых деревнях вырезано все население, в том числе старики, женщины и дети. Материальные убытки населения Южной Осетии составили 3,5 миллиона золотых рублей», – приводит цифры Гиви Гатикоев.

Несмотря на масштаб трагедии, тему геноцида южных осетин долгое время избегали в публичных обсуждениях, и её историческая память была заложена в тени более крупных, играющих в сознании народа ролей.

На сегодняшний день, события 1920 г. рассматриваются как важный элемент осетинского национального самосознания и исторической идентичности.

Понимание трагедии 1920 г. важно не только для осетинского народа, но и для всего Кавказа, позволяя осмыслить сложные отношения межнационального характера, приводящие к конфликтам, и искать пути к примирению и пониманию. Историческая память о таких трагедиях, как геноцид южных осетин, остается актуальной в контексте современных конфликтов и борьбы за права нацменьшинств.

Геноцид оставил глубокие раны в памяти народа и стал одной из причин длительного конфликта между Осетией и Грузией. Несмотря на историческую важность этих событий, многие аспекты остаются неизвестными широкой аудитории, что подчеркивает необходимость освещения трагедий прошлого для предотвращения повторения подобных ужасов в будущем.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Областной Совет народных депутатов Южной Осетии 20 сентября 1990 г. охарактеризовал трагедию Южной Осетии 1920 г. «как геноцид осетинского народа». Парламент республики принял постановление, где назвал события 1918-1920 гг. национально-освободительной борьбой народа Южной Осетии и признал действия руководства Грузии против осетинского народа в 1920 г. геноцидом. Факты целенаправленного истребления народа Южной Осетии правительством Грузии в 1920 г. имели самые негативные последствия для осетин.

В 2019 г. Парламент Южной Осетии направил обращения о признании геноцида южных осетин в 1920 г. со стороны националистов Грузии в Госдуму и Совет Федерации РФ.

20 июня в республике отмечается День памяти жертв геноцида народа Южной Осетии. В связи со 105 годовщиной геноцида осетин в республике запланирована череда мероприятий, приуроченных к скорбной дате: круглые столы, тематические показы художественных и документальных фильмов, возложения цветов, общенациональная минута молчания и ряд других мероприятий.

Владимир Путин, общаясь с журналистами после участия в работе II Глобального саммита по производству и индустриализации (2019 год), сделал развернутое пояснение по истории взаимоотношений Грузии и Осетии. Он, в частности, напомнил о зверствах грузинских войск в Южной Осетии в 1920 г., охарактеризовав эти действия как геноцид. Эти слова были справедливо расценены как признание руководителем России факта преступлений против человечности в отношении южной ветви осетинского народа.

Геноцид южных осетин 1920 г. он назвал масштабным преступлением, совершенным меньшевистским руководством так называемой Грузинской Демократической Республики с целью уничтожения целой этнической группы.
По общепринятым международным нормам истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам считается одним из тягчайших преступлений против человечества и квалифицируется как геноцид.

Бэла ЦХОВРЕБОВА