Идеология – связующий стержень общества

У национального государства должна быть своя идеология – стержень, на который опирается государство. В разные периоды становления государственности РЮО была идеология – строительство республики, достижение независимости республики, объединение осетинского народа.

Заместитель руководителя Администрации Президента РЮО Анна Чочиева в интервью нашему изданию рассказала о том, как отсутствие идеологии влияет на общество и о сопутствующих этому процессу аспектах, которые негативно сказываются на нашем народе.

– Анна Алановна, считаете ли Вы отсутствие идеологии деструктивным элементом для развития общества?

– Любая идеология должна прежде всего давать ответ на стоящие перед обществом проблемы. То есть формирование идеологии – это вопрос осознания активной частью общества, а потом и всем обществом, тех проблем, которые перед ним стоят. Поэтому идеология – базовый продукт политических сил, тот набор идей и принципиальных понятий, с которым эти политические силы идут во власть. Любая идеология – это обоснование и причина нахождения в законодательной и исполнительной власти тех или иных групп людей. К примеру, власть либералов опирается на либеральную идеологию, власть коммунистов – на коммунистическую идеологию и т.д. Я думаю, все идеологии давным-давно созданы и многократно теоретически обоснованы, мы можем говорить лишь о том, насколько они применимы в местных условиях.
Надо признать, что наше небольшое общество особого интереса к каким бы то ни было идеологическим конструкциям не испытывает. Но в обществе однозначно имеется согласие относительно устройства и способа управления в нашей республике. И то, что мы уже избрали 5-го президента, говорит о том, что это согласие достаточно прочное. Конечно, это согласие прежде всего обусловлено огромной по местным меркам финансовой и другой помощью со стороны России. И все это понимают.
Также следует отметить, что когда общество обеспечено, его устраивает уровень жизни, ему удается решать свои насущные проблемы, то потребность в идеологии снижается. Так что отсутствие идеологии, возможно, с этой точки зрения можно рассматривать и положительно.
Так, угроза уничтожения национальной идентичности осетин в 90-х годах, с автоматическим их превращением в людей второго сорта в грузинской республике вызвала к жизни идеологию национально-освободи-тельной борьбы против грузинского фашизма и еще большей интеграции в мир, который называется «русским миром». И мы видим, что наши отцы успешно решили вопросы сохранения национальной идентичности, сохранения политических, экономических и социальных прав наших граждан, обеспечили выживание и развитие Южной Осетии как таковой.

– Да, но сегодня, учитывая новые реалии, идеология обществу не менее необходима…

– Сейчас перед политическими партиями и лидерами общественного мнения стоит важнейшая идеологическая работа по формулированию тех проблем и опасностей, которые стоят перед нашим обществом.
Я не отношу себя к политикам или лидерам общественного мнения, но, по моему мнению, проблемами, угрожающими суверенитету и безопасности нашей республики, являются прежде всего:
1. Чрезвычайная раздутость и низкая эффективность государственного аппарата.
2. Мизерная национальная экономика.
3. Непривлекательность созидательного труда. Отсутствие взаимосвязи между доходами граждан и результатами их труда. Стремление к сиюминутному обогащению.
4. Ограниченные ресурсы, вкладываемые в развитие национальной культуры как одного из центральных смыслов существования Республики Южная Осетия.
Есть даже историческая притча о том, как во время войны Черчиллю принесли на рассмотрение бюджет страны. Полистав документ, он спросил:
– А где же затраты на культуру?
– Так война же идёт! Какая культура?
– Если нет культуры, так зачем мы тогда воюем? – спросил он.
5. И, наконец, угроза войны с Грузией. Вопрос безопасности и обороноспособности я назвала в конце не потому, что он последний, а потому, что без решения первых четырех он, по моему мнению, не решаем.

– Вы заговорили о политических партиях, сегодня в республике их достаточно много, регистрируются новые. Но несмотря на благие помыслы, на конкретные цели и задачи, большинство из них функционирует без наличия какой бы то ни было идеологии, ради которой, собственно, и должны создаваться партии. Что Вы скажете на этот счет?

– Вы правы в том, что программы партий, а также мажоритариев, мало чем отличаются друг от друга, иногда и вовсе не отличаются. И в таком случае создание новых партий и вообще количество партий «за все хорошее и против всего плохого» не оправдывает своего существования. Больше это похоже на то, что группы людей, объединившиеся не на основе политических идей, а на основе взаимных дружеских симпатий или поддержке кого-то из бывших политических лидеров, или финансовых интересов, имеют или хотят иметь свои представительства в парламенте. Это тоже объективная реальность нашей политики.
Не надо забывать, что за партии голосуют граждане. Возможно, на предстоящих парламентских выборах 2024 года избиратели будут более внимательны к программам партий, к их опыту, к уже реализованным делам, и сделают выбор, соответствующий запросам времени.

– Базовые ценности, традиции и обычаи осетинского народа в наше время меняются во многом. С чем это связано?

– Иногда кажется, что традиционны в нашем обществе стяжательство и взаимные упреки. Но отгоняю от себя эти мысли, я надеюсь, что это не совсем так, и мы можем это исправить. Всегда нужно ориентироваться на лучшие проявления человеческой морали, на свои ценности, и вести идеологическую работу среди населения. Потому что если она не ведется, то эта пустота заполняется пропагандой со стороны носителей иных субкультур.

– Меняются роли мужчины и женщины в семье и обществе, что, естественно, влияет на обе стороны. Как Вы считаете, эти процессы не замещают национальные ценности на модель поведения, нехарактерную нашему народу?

– Я думаю, роль женщины в осетинском обществе всегда была равнозначной. Даже в военном деле наша история знает институт амазонок. В советское время также женщина имела возможности для самореализации. Наши женщины в 90-ые годы активно участвовали в политике наравне с мужчинами.
Роль мужчины и женщины трансформируется в кризисных ситуациях. В 90-х годах женщины Южной Осетии взяли на себя несвойственные им роли. В СССР о социально незащищенных слоях общества, о детях из неполных семей, худо-бедно, но заботилась система. В 90-е все это в одночасье рухнуло. В условиях войны, экономического и политического кризиса женщина взяла на себя и функцию добытчицы. Сегодня масса возможностей у наших женщин не зависеть от мужчин в материальном плане, и это не хорошо и не плохо, это реальность. Бремя содержания семьи, зачастую по воле обстоятельств, мужчина в одиночку нести не в состоянии. Капитализм заставляет работать всех, несмотря на то, что природа женщины не предполагает некоторых работ, в которых она занята.

– По статистике сегодня большое количество разводов, высокий процент семейного насилия и агрессии… Что Вы думаете по этому поводу?

– Сходу этот феномен объяснить в рамках интервью не удастся, и я не изучала причины разводов, но, думаю, решение этого вопроса лежит в сфере воспитания, общественной морали, решения социальных и экономических проблем. От хорошей жизни не разводятся, а семьи создают в надежде на долгую и счастливую жизнь. Порой женщине тяжело экономически тянуть на себе всю семью, порой развод – результат полного непонимания супругами своей роли в семье. И, насколько мне известно, чем образованнее и культурнее общество, тем более цивилизованно и безболезненно для детей решаются вопросы, связанные с разводом родителей. Задача же государства – создать условия для укрепления и развития института семьи.
Что касается насилия в семье – это из сферы уголовного права и защита жертв насилия – прямая обязанность государства и общества. Я надеюсь на то, что наши правоохранители со всей ответственностью подходят к подобным инцидентам.

М. СОЛОЕВА