Звонок в никуда?

В июне т.г. при администрации г.Цхинвала была создана единая диспетчерская служба для экстренного реагирования на жалобы и обращения жителей города по вопросам аварий на энергосетях, газовых и водопроводных линиях, т.е. по всему спектру вопросов жилищно-коммунального характера, которые находятся в компетенции городского хозяйства.

Решение о создании единой диспетчерской службы было принято на совещании в городской администрации и, как отметил глава администрации г.Цхинвала Алан Алборов, «горожане смогут сообщать о любых своих бытовых проблемах, будь то утечка воды, проблемы с энерго- и газоснабжением или любые другие вопросы, касающиеся компетенции городских коммунальных служб. Здесь им посоветуют, куда они могут обратиться для решения своих проблем».

Тем самым администрация попыталась сделать шаг на пути к выстраиванию эффективной системы, позволяющей отслеживать деятельность городского хозяйства и оперативно реагировать на нештатные ситуации с помощью подразделений жилищно-коммунального хозяйства.

Однако, как показала реальность, жители города начинают выражать некоторое недовольство неэффективностью обращений в единую диспетчерскую службу. Дело в том, что при обращении в единую диспетчерскую службу оперативный дежурный оказывает не практическую помощь, а всего лишь дает позвонившему номера той службы, в компетенции которой находится вопрос. Между тем телефонные номера экстренных служб «Энергоресурс», «Водоканал» и др. хорошо известны горожанам, так как в силу бытовой неустроенности и частых аварий на водопроводных и канализационных сетях в последние десятилетия цхинвальцы регулярно обращаются за помощью в указанные и другие ведомства.

Вместе с тем, сама идея создания единой диспетчерской службы, конечно, полезна. Как видно, новый руководитель городской администрации перенимает передовой российский опыт и пытается вывести деятельность мэрии на современный уровень.

В этом смысле создание единой диспетчерской службы следует подкорректировать и переформатировать в аварийно-диспетчерскую службу.

Стандартным решением вопроса является создание полноценной аварийно-диспетчерской службы при администрации города, как это практиковалось в советское время и практикуется в настоящее время в цивилизованных городах.

В России при ЖКХ муниципалитетов существуют аналогичные службы, в которых помимо дежурного диспетчера, принимающего звонки от населения, круглосуточно дежурят монтажники сантехнических систем и оборудования, электрогазосварщики, электромонтёры, водопроводчики и водители. Жители звонят сюда в случае залива, отключения воды или электроэнергии, аварии на газовых сетях, и специалисты немедленно выезжают на место аварии и устраняют нештатную ситуацию.

Именно система ЖКХ в администрации города нуждается в реформировании и последующем создании высокоэффективной системы, которая бы незамедлительно реагировала на аварийные ситуации в Цхинвале, где в силу известных причин часты сбои на всех коммуникационных сетях. Нынешняя система обслуживания населения услугами ЖКХ и ЖЭК не выдерживает никакой критики. Порой жильцам домов приходится не один день ждать приезда аварийных бригад коммунальных служб…

Как показывает российский опыт, единые аварийно-диспетчерские службы, как и просто единые дежурно-диспетчерские службы, выполняют не просто информационные функции, но и осуществляют процедуру сбора информации о состоянии жилищного фонда и систем коммунальной инфраструктуры города, о выполнении функциональных обязанностей коммунальных служб и потребителей коммунальных услуг при эксплуатации систем коммунальной инфраструктуры и устранении отклонений.

В целом в российских типовых положениях о единых дежурно-диспетчерских и аварийно-диспетчерских службах прописаны права и обязанности как поставщиков, исполнителей коммунальных услуг, так и пользователей, горожан. И есть смысл адаптировать данный документ к условиям Цхинвала, Квайса и районных центров республики. Система ЖКХ райцентров тоже нуждается в реформировании и приобщении к стандартам. Ведь в Южной Осетии уже и стандарт кажется идеалом.

То есть аварийно-диспетчерские службы должны обладать информацией, в том числе и о злостных неплательщиках за оказываемые коммунальные услуги. Эта проблема тоже стоит на повестке дня. Горожане, требуя с исполнителей коммунальных услуг своевременной и качественной работы по устранению нештатных ситуаций, не должны забывать о своих обязанностях. Ведь средства необходимы для поддержания в порядке коммунальной инфраструктуры города.

В этом смысле администрация города не должна церемониться со злостными неплательщиками и перестать призывать к чести и совести горожан. С одним набором апелляции к чести и совести горожан невозможна эффективная деятельность городской администрации, как и государства в целом. Как показывает действительность, в Южной Осетии распространилась порочная практика просьб органов власти к горожанам с целью выполнения обязанностей, которые, кстати, законодательство предписывает выполнять беспрекословно.

Создание аварийно-диспетчерских служб в Цхинвале, Квайсе и райцентрах республики – жизненная необходимость в условиях Южной Осетии. Именно такие действия в том числе повышают уровень жизни граждан и непосредственно влияют на комфортность проживания в населенных пунктах.

Сармат КОЗАЕВ