«Здравствуй, нежное пламя…»

Жанна Плиева – уроженка Цхинвала, композитор, пианист, педагог. В начале 80-х – директор Цхинвальского музыкального училища, выпускница Ленинградской консерватории, автор множества фортепианных, хоровых, инструментальных произведений. Член Союза композиторов СССР с 1976 года. С 1967 года лауреат и участник многочисленных конкурсов, фестивалей современной музыки.

Жанна Плиева – человек из будущего, человек-космос, Вселенная – так характеризуют ее многие критики, а также люди, близко знакомые с ней. Человек из мира высоких материй, порой непостижимых и недосягаемых, но при этом земная и чрезмерно ранимая, много лет работает в жанре классической современной музыки. Каноны биологических ритмов неприменимы к ее по-детски восторженному отношению к истинной красоте, к ее мощной женской логике, в математически верных гармониях, в произведениях, созданных ею.

С пышной копной густых темных волос, закрывающих половину ее лица, Жанна Плиева колдует над звуком. Невыразимо тихим, вибрирующим на грани немого звучания, который обрушивается, захватывает и поглощает оркестровым, всем знакомым объемным звучанием. Совершенно предсказуемые формы классической музыки раздвинуты, обогащены только ей присущим пониманием естества звука в ее трактовке. Концерт Жанны Плиевой – всегда испытание. Либо ты сразу с первого звука захвачена в плен масштабом ее космического звучания «борьбы добра и зла, противостояния жизни и смерти», как говорит она сама. Либо…? Как потом рассказывают «пленники» ощущения на грани реальности, сначала пытаешься соответствовать масштабам ее таланта (здесь не бывает музыки для разогрева), затем она, как опытный стратег и тактик, захватывает и пленяет. Капитулируешь и оцениваешь услышанное уже потом. Технически выразительная, непонятная (бывает и так) музыка Жанны Плиевой узнаваема только ей присущим орнаментом звучания, метроритмом и т.д. Жанна Плиева – явление знаковое на музыкальном олимпе осетинской музыки. Ее творчество нередко вызывает споры не только в среде музыкальной интеллигенции. Влюбленная в горы и природу своей Родины, покоренная их красотой, она посвятила им ряд своих произведений. Она подарила своим слушателям тонкое понимание Нартского эпоса в музыкальных звуках. Жанна Плиева творит, создает, исполняет в характерном для нее музыкальном контексте, близком и понятном только ей. Выдающийся советский композитор Тихон Хренников писал: «Я всегда с большим интересом слушал симфонии и фортепианные сочинения Жанны Плиевой. Она устремлялась к новому, не отрываясь от родной почвы. Использовала арсенал новейших композиторских средств, оставаясь верной традиционной, тональной музыке. Это меня очень подкупало».

«Великое таинство», – так называет Жанна Плиева исполнение музыки. «Композитор предлагает информацию, закодированную в знаках и символах. Исполнитель ее расшифровывает и в соответствии со своими ощущениями вдыхает в нее жизнь. Художник несет в себе информацию, которая всегда интересна, потому что через нее, быть может, мы приближаемся к непостижимому», – говорит она. Композитор-собеседник, друг, умеющий слушать и слышать. Ирина Гуржибекова посвятила ей стихотворение.

 

Жанне Плиевой, играющей свою сонату

Здесь и тьма есть, и свет

Здесь «да» есть, и «нет».

Здесь и крик, и молчанье,

И восторг, и отчаянье.

Черти служат обедню,

Ангелы пролетают

От прозренья к неведенью.

Дорога злая

Заземлена, крылата

То ли яд… То ли мед –

Ты сама как соната

Прорастаешь из нот.

Но не в медной броне

С кличкою авангард

А ты кажешься мне

Жанной д’ Арк.

Не с костром под ногами, –

С пожаром внутри.

Здравствуй, нежное пламя, –

Гори…

 

Тамара КОТОЛОВА