Заслуженный юбилей заслуженной учительницы

1 июня у Ванды Давидовны Бедоевой два юбилея – 65 лет со дня рождения и 40 лет работы в школе педагогом

– Искусство воспитания имеет ту особенность, что всем оно кажется делом знакомым, а иным даже делом легким, – говорит Ванда Давидовна, – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком… Почти все признают, что воспитание требует терпения… Но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания…

Закончив институт, Ванда Давидовна попала в школу к детям, которые были почти ее ровесниками, но она с достоинством справилась со своей задачей.

Ванда Бедоева всегда ориентируется на запросы детей и их родителей: добра, терпима и вместе с тем требовательна и справедлива.

Стиль Ванды Давидовны состоит в умении доступными средствами достигать совершенства. Она принимает каждого ребенка таким, какой он есть, в каждом находит какую-то изюминку, которую старается развить дальше. Детям далеко не чуждо эстетическое чувство, они реагируют на всякий диссонанс, в том числе – в одежде и манерах… Ванда Давидовна для учеников всегда является примером для подражания: умная, грамотная, отзывчивая, добрая, всесторонне развитая.

В. Бедоева прививает ученикам не только любовь к своим предметам, но и к музыке и искусству. Учит их грамотно излагать свои мысли, проводит дополнительные занятия, культурные мероприятия, где она знакомит своих учеников с творчеством поэтов, писателей, художников и музыкантов. Она с большим уважением и тактом относится к сложному внутреннему миру ребенка. Становление – трудное дело: в подростках все меняется – поведение, взгляды, вкусы, интересы. И в этот момент их нужно умело направлять, советовать, что и делает Ванда Давидовна с каждым в отдельности.

Подростковый возраст – время бурного и во многом противоречивого развития… Кто ведет наших детей к взрослости? Это педагоги, такие, как Ванда Бедоева – педагог от Бога.

«Отрочество – это время становления самостоятельности, пора перехода от детства к зрелости, усвоения новых образцов взрослого поведения. Поэтому, в конечном счете, развитие подростка – это всегда равнение на взрослых: это родители и педагоги», – говорит Ванда Давидовна.

«Не все, например, знают, что однажды, услышав о мальчике, скитающемся по кладбищу, она нашла его, отогрела долгими беседами и простым человеческим сочувствием, уважением и верой, что и он нужен этому миру. Мальчик вернулся в школу, научился мечтать и верить… А сколько таких, вернувшихся к жизни, на счету Ванды Давидовны за 35 лет ее успешной, педагогической деятельности, подсчитать сложно!», – писала о ней газета «Южная Осетия» за 31 мая 2012 года.

В.Бедоева всегда находит общие интересы и увлечения со своими учениками, и содержание такого сотрудничества может быть самым разнообразным. Рядом с учениками она всегда надежный и опытный друг, который умело и тактично проведет их через все трудности отрочества.

Она всегда готова делить с учениками их тревоги и сомнения, их радости и печали. Это значит быть всегда настроенным на их волну, и ученики отвечают ей взаимностью, доверяя ей самое сокровенное… Они всегда ищут у своего педагога ответы на волнующие их вопросы. И чтобы быть на одной волне с учениками, заинтересовать и расположить их к себе, она становится ярым футбольным фанатом… А сколько поколений ее учеников помнят девиз этого замечательного педагога: «Человек – это категория возможного».

Ванда Давидовна всегда проявляет бережное и уважительное отношение к каждому из учеников. Поощряет их познавательные интересы, развивает их любознательность, побуждает к самообразованию.

«Любовь к ребенку, как и всякая великая любовь, становится творческой и может дать ребенку прочное, истинное счастье, делает из ребенка полноценного человека», – сказал Ф.Э. Дзержинский, и того же мнения в своей работе придерживается по отношению к своим ученикам Ванда Давидовна. Она помогает им взрослеть советом и делом. Их взаимоотношения всегда наполнены искренностью, взаимным доверием, возможностью обменяться мнением по любому поводу, обсудить недовольство и несогласие… Ванда Давидовна всегда находит время выслушать любого из своих учеников и помочь советом… Она всегда придерживается высказывания А.П. Чехова: «Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью», – и это является ее девизом.

Нравственная позиция В.Бедоевой всегда выражена в виде короткого философского обоснования собственной деятельности или в виде афоризмов и девизов «Доброта спасет мир», «Есть такая профессия – Родину защищать», и готовясь к урокам, она опирается на эти высказывания. А к каждому уроку она готовится как в первый раз. Старается, чтобы дети извлекли для себя как можно больше нового, полезного и интересного. К каждому ученику она находит подход по интересам и способностям, поэтому ее уроки всегда бывают интересными и познавательными. Ванда Давидовна никогда не остается равнодушной ни к одному ученику, если бывает какое-то недопонимание, то она пробует разные методы, не унижая личность ученика.

В ученике, даже в самом трудном, она умеет увидеть хорошие, положительные, сильные черты и особенности… Ванда Давидовна всегда проявляет большое терпение, деликатность и такт. Любой, даже незначительный успех ученика бывает отмечен ею… Она спокойно может обсудить вместе с подростком его трудности, старается, чтобы конкретные цели не навязывались, а исходили от самих ребят, и строит отношения исходя из принципа сотрудничества.

В.Бедоева внушает детям веру в свои силы, объясняет, что если ребенок будет стараться, то у него все получится. Интеллектуальное развитие ребенка также требует постоянного внимания и заботы. Она поощряет познавательные интересы подростка, развивает его любознательность, побуждает к самообразованию. Ведь школа – ведущий институт воспитания, где всегда важно подготовиться к встрече с детьми, продумать, что интересного или полезного показать и рассказать, познакомить с интересными людьми, прочитать биографии великих людей.

Сейчас много говорится о том, что падает интерес к изучению родного языка. Ванда Давидовна правильно подбирает учебный материал, ориентируясь на каждого ученика, поднимая их интерес к предмету, ведь когда ребенок увлечен интересным уроком, он запоминает материал непроизвольно, тем самым прививая любовь к родному языку и литературе.

В ее практике был случай, когда в классе, где она преподает, возникло ощущение, что ученики перестали понимать друг друга. Ванда Давидовна дала им время разобраться в ситуации самим. И через определенное время она пришла в класс с чистым листом бумаги. Показав им чистый лист, она попросила ребят начать отношения с чистого листа…

На своих уроках Ванда Давидовна старается использовать каждую минуту.

«Время – это скульптор, Лепит наши души. Каждая минута строит или рушит», – цитирует она А. Маркова.

А когда заходишь в класс, ты словно попадаешь в оранжерею: множество цветов в вазах, много зелени… Таким образом учитель прививает ученикам любовь к красоте, к окружающему миру.

Ее класс оформлен так, чтобы дети чувствовали любовь к своей Родине и к России. Ванда Давидовна не раз организовывала встречи с интересными людьми, в том числе с российскими пограничниками, которые провели уроки мужества. Часто она рассказывает своим ученикам о Великой Отечественной войне, о жертвах и героизме народа. После чего дети всегда приносят свои рисунки о войне… В.Бедоева часто проводит современные интегрированные уроки, рассказывая о жизни и подвигах таких героев, как Исса Плиев, Цомак Гадиаты и др. Урок о Гадиаты Цомаке – революционере она начала со стихотворения шотландского поэта Р. Бернса: «В горах мое сердце», все это она связала с горами Осетии, которые так любил Цомак и воспевал в своих стихах. На примере революционера Цомака она рассказала о Че Гевара, Нельсоне Мандела, Викторе Хара…

Ванда Давидовна еженедельно проводит классные часы, где ребята узнают о интересных людях, таких как Борис Александрович Галаев. Два интегрированных урока об Иссе Плиеве и Цомаке Гадиаты войдут в методическое пособие для молодых преподавателей. Также Ванда Давидовна часто публикует статьи и стихи.

«Она с детства мечтала стать педагогом, – вспоминает о ней старшая сестра, – когда мать-учительница исправляла тетради, она лезла к ней на колени и тоже пыталась внести свою лепту. Радовалась, когда мать разрешала ей сидеть на уроках и слушать рассказы о тайнах бытия».

За свою педагогическую деятельность В.Бедоева получила немало наград и грамот: в 2011 году была награждена в номинации «Лучший классный руководитель 2010-2011 учебного года»; за большой вклад в воспитание подрастающего поколения – от Министерства образования; грамотой от гороно – как учителю английского языка за добросовестный труд и плодотворную работу, а также школьными грамотами…

В 2016 году, высоко оценив ее профессиональный вклад в воспитание подрастающего поколения, В.Бедоевой присвоили звание «Заслуженный учитель Республики».

В этом году Ванда Давидовна отмечает два юбилея: 65 лет со дня рождения и 40 лет работы в школе. Так – это мало или много?

Людмила КОЗАЕВА