Задачи государственного строительства Республики Южная Осетия в процессе интеграции с Россией

По приглашению директора Российского института стратегических исследований Леонида Решетникова ректор Юго-Осетинского госуниверситета Вадим Тедеев принял участие в работе международной научной конференции "Стратегия России на Кавказе в контексте глобальных вызовов и угроз".   Он представил доклад на тему "Задачи государственного строительства Республики Южная Осетия в процессе интеграции с Россией":

Дорогие друзья и коллеги!

Современный мир отличается сложной и крайне неустойчивой геополитической обстановкой. Мы видим, как происходит обострение классических форм геополитического соперничества. В частности, противостояние между Россией и союзных ей держав с США и его союзниками по блоку НАТО. Это соперничество имеет глубокие исторические корни и обусловлено целым комплексом различных обстоятельств: экономических, политических, мировоззренческих.

Следствием существующего геополитического напряжения стало усиление давления на Россию, которая стремится создать многополярный мир и обеспечить право для всех геополитических игроков отстаивать свои интересы и находить компромиссы согласно международному праву и свободным договоренностям.

Политика России по созданию многополярного мира, основанная на уважении к суверенитету других стран, противоречит действиям США, их союзников по блоку НАТО и иных, близких к ним политических сил, которые стремятся укрепить положение США как мирового политического монополиста, диктующего свои условия остальному мировому сообществу. Современные политические процессы показывают конкретные примеры. Так, для поддержания концепции однополярного мира приносятся в жертву целые государства и народы. При этом США присвоили себе право в обход существующих в мировом сообществе правовых механизмов начинать войны и организовывать государственные перевороты для решения своих собственных геополитических задач, которые в идеологическом и пропагандистском плане прикрываются риторикой о демократии и правах человека. Перечень таких действий очень большой, напомним лишь его основные вехи. Бомбардировки Югославии и организация государственного переворота против правительства Слободана Милошевича, операция в Ираке, организация так называемых цветных революций, получивших общее название "Арабской Весны". На территории постсоветского пространства такие методы также достаточно активно применялись. В частности, "Революция роз" в Грузии, "Оранжевая революция" на Украине и произошедший два года назад государственный переворот, логическим продолжением которого стала гражданская война в Донецкой и Луганской областях Украины и карательная операция новых украинских властей, уже приведшая к многотысячным жертвам и миллионному потоку беженцев.

Республика Южная Осетия в полной мере испытала на себе последствия этой политики, особенно в 2008 году, когда в отношении Южной Осетии, поддерживаемый США режим Михаила Саакашвили предпринял вооруженную агрессию, как продолжение геноцида осетинского народа.

В этих условиях Россия становится стабилизирующим фактором в мировой политике и предпринимает конкретные усилия, дипломатические, экономические, и если этого требует обстановка, то и военные, для нормализации ситуации в мире, сдерживания агрессивных политических режимов и реальной, а не декларативной борьбы с мировым терроризмом. Даже явные политические оппоненты и недоброжелатели России вынуждены были признать ее выдающуюся роль в борьбе с запрещенной в Российской Федерации террористической организацией ИГИЛ и начале процесса мирного политического урегулирования в Сирийской Арабской Республике. Нельзя не заметить активность России и в попытках добиться мирного политического урегулирования гражданского конфликта на Украине.

В Республике Южная Осетия в ходе отражения грузинской агрессии Россия показала себя как мощная и эффективная военная держава, способная защитить своего союзника и братский народ, и в то же время четко и эффективно добиться принуждения страны-агрессора к прекращению военных действий. Политика России по обеспечению международной безопасности входит в резкое противоречие со сторонниками доктрины "управляемого хаоса" и "экспорта демократии", которыми прикрываются экспансионистские тенденции НАТО.

Политика России блокирует попытки установления однополярного мира и уничтожения принципа государственного суверенитета и независимости государств, которые должны начать подчиняться единственному центру силы и регулятору, вместо того, чтобы опираясь на свои национальные интересы, вырабатывать согласованную политику путем взаимных компромиссов и учета интересов с другими государствами.

Важная для сохранения стабильности в глобальном геополитическом масштабе деятельность России становится предметом информационно-политических атак, которые по своей направленности и содержанию стали аналогом ведения боевых действий. Здесь используются двойные стандарты в оценке тех или иных политических событий. В частности, отказ признавать законность воссоединения с Россией Республики Крым и Севастополя, несмотря на то, что в них был проведен референдум в соответствии со всеми известными принципами свободного волеизъявления и приглашения международных наблюдателей. Если часть из них отказались в силу политических причин от выполнения своей миссии, то это их решения, а не вина России. В то же время США и страны ЕС признают Косово, в котором вообще не проводился референдум о самоопределении. Еще более свежий пример оценки действий России в Сирийской Арабской Республике, когда использовались откровенные информационные провокации и фабриковались фальшивые материалы о якобы нанесенных российскими Военно-Космическими силами ударов по мирному населению, которые не подтвердились никакими данными объективного контроля, а позднее были разоблачены как откровенные фальсификации.

К этому же виду фальсификаций относятся и обвинения России в том, что ее регулярная армия участвует в войне на востоке Украины. Это первый случай, когда в нападении державы, армия которой относится к одним из сильнейших в мире, на более слабую в военном отношении страну, уверены практически все, но никто так и не предоставил никаких доказательств ведения Россией боевых действий на территории Украины. Логика событий показывает, что по мере приближения в России большого политического цикла, связанного с выборами в Государственную думу, а затем и Президента страны, информационные атаки и попытки дестабилизировать положение будут только усиливаться.

В описанном выше современном геополитическом контексте Южная Осетия занимает свое достаточно важное место. С момента агрессии Грузии в отношении Южной Осетии началась цепочка событий, которая показала реальную, а не только предполагаемую силу Российской Федерации, которая совместно с народом и вооруженными силами Южной Осетии не только остановила грузинское вторжение и принудила Грузию к миру, но и показала свою политическую самостоятельность и умение защищать внешнеполитические интересы, и своих союзников, даже несмотря на недовольство США и ЕС.

Сейчас отношения Южной Осетии и России вышли на новый этап. Братские отношения между Россией и Южной Осетией вышли на новый правовой уровень и развиваются в рамках межгосударственного договора "О союзничестве и интеграции между Российской Федерацией и Южной Осетией". Данный Договор дает прочную правовою основу для развития отношений между Россией и Южной Осетией на ближайшие 25 лет как во всех сферах мирного строительства, так и сотрудничества и взаимной поддержки в военной сфере.

Сейчас Южная Осетия является не просто дружественным по отношению к России суверенным государством, но прежде всего – это геополитический и военный форпост России и важный элемент российской системы глобальной безопасности. Руководство России подчеркивает свое уважение к государственному суверенитету Южной Осетии, но для народа и руководства Южной Осетии вопрос о вхождении в состав Российской Федерации с повестки дня не снимается.

Политическая элита РЮО во главе с ее лидером Леонидом Харитоновичем Тибиловым, как и осетинский народ в целом, хотят стать неотъемлемой частью российского государства. Но вместе с тем в Республике Южная Осетия учитываются и те угрозы, с которыми Россия сталкивается в мировой политике.

Осетины, живущие в Республиках Южная Осетия и Северная Осетия-Алания, – народ с единой культурой и языком, но за годы независимости республики, завоеванной в ходе борьбы с грузинской агрессией за само право жить на земле своих предков, в Республике Южная Осетия сформировалась своя государственная традиция и менталитет, которые необходимо сохранить хотя бы из памяти к тем жертвам осетинского народа, лучшие представители которого за эту самобытность и национальное достоинство сражались и отдавали свои жизни.

В Южной Осетии видят перспективы вхождения в состав России не только объединившись с Северной Осетией, но и в виде отдельного субъекта. Такой путь интеграции, а именно вхождение в состав России в виде отдельного субъекта, полностью соответствует Конституции России.

Мы должны проводить большее количество совместных мероприятий с Северной Осетией в разных сферах, уделять больше времени проблемам друг друга и мы придем к пониманию необходимости объединения. Осетинский народ должен быть готов к объединению. Сегодня ЮОГУ тесно сотрудничает с североосетинскими вузами по линии проведения совместных научно-практических конференций, повышения квалификации, обмена опытом и другим направлениям, но этого недостаточно, будем и дальше усиливать работу в этом направлении. Ученые Северной и Южной Осетии должны с большей эффективностью отстаивать интересы этноса, а также свою историю.

В Республике Южная Осетия считают принципиально важным моментом, что будущее развитие Южной Осетии в составе России, как ее нового региона, не станет источником конфликтов и напряженности. Южная Осетия будет опираться на принципы российской государственности и на братские отношения с Северной Осетией. Сформировавшаяся самобытность Южной Осетии достойна того, чтобы получить свое развитие в отдельном регионе в государственных границах России.

В Республике нет серьезных политических сил, которые выступают против интеграции с Россией. В Южной Осетии есть стремление создать конституционный правовой механизм, который позволит войти в состав России, когда для этого будут складываться благоприятные обстоятельства. Южная Осетия учитывает интересы России и ее международное положение.

Наша страна последовательна в отстаивании интересов России и успех этого процесса зависит от многих факторов, в частности, от согласованности действий российских властей не только федерального, но и регионального уровня. Взаимодействие с федеральным руководством России выполняется четко.

Вопрос веры стоит у южных осетин на особом месте. Интеграционные процессы с Русской православной церковью(РПЦ) важны для каждого верующего в Республике. Принципиально важным вопросом для развития государственности РЮО – это вопрос признания Аланской Епархии Русской православной церковью. Осетинский народ верит в Бога и почитает святую Церковь и этот вопрос нуждается в принятии специального заявления Патриарха о том, что РПЦ не относит Аланскую Епархию к канонической территории Грузинской православной церкви (ГПЦ). Грузинская церковь фактически поддержала и благословила агрессию и геноцид режима Саакашвили против народа Южной Осетии и Абхазии. Такая позиция грузинской церкви является не случайной. Еще 28 октября 1990 года Католикос всея Грузии Илья II принял шокирующее решение о том, что “отныне убийцу каждого грузина, несмотря на вину или невинность жертвы (убитого), объявить врагом грузинского народа. Занести фамилию и имя убийцы в специальную книгу патриаршества и передавать из поколения в поколение как постыдное и подлежащее осуждению…”

Церковь Грузии не призывала к миру и милосердию, она благословила войну против Южной Осетии и Абхазии. Это обстоятельство делает невозможным церковное единство между Южной Осетией и Грузией. Аланская церковь находится в полной независимости от грузинской церкви, и необходимо получить полное и безоговорочное признание этого факта со стороны всех остальных православных церквей. Те, кто должен нести слово Божье и проповедовать мир, добро и милосердие, не имеют права поддерживать агрессию. Грузинская сторона переступила эту черту.

Российская Федерация оказывает Южной Осетии огромную помощь. В Республике Южная Осетия под руководством Президента Леонида Харитоновича Тибилова созданы благоприятные условия для спокойного поступательного развития и модернизации Республики, которой не нужны политические стрессы и ситуации нестабильности. Работа Президента ориентирована на то, чтобы опираясь на помощь со стороны России, создавать внутренние условия для роста экономики Южной Осетии и развития ее научного, культурного и человеческого потенциала. Между президентами Российской Федерации и Республики Южная Осетия сложились доверительные отношения. Радует частота встреч двух президентов, которые делают все возможное, чтобы Республика Южная Осетия уверенными темпами развивалась в условиях внешней и внутренней политической стабильности.

В период с 2012 по 2016 годы президенты двух стран встречались более десяти раз. Последняя рабочая встреча, на которой обсуждался широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества, состоялась в марте этого года. Сейчас важно народу сплотиться и помочь Президенту Южной Осетии сохранить эту стабильность, не дать расшатать ситуацию внутри страны перед очередными президентскими выборами. Для поддержания внутриполитической стабильности также важно абсолютное взаимопонимание всех ветвей власти.

Может сложиться впечатление, что мы, народ Южной Осетии, хотим выйти в мировые лидеры по количеству желающих стать президентом на душу населения. Каждый обязан работать так, чтобы оглядываясь назад, не было стыдно ни за один свой шаг. Если инженер хорошо справляется со своими обязанностями, то не факт, что он с такой же эффективностью справится и с обязанностями директора завода. Как-то слушал на местной радиостанции стихотворение "Хочу стать президентом", которое читал мальчик. Наверное, есть некий переориентир ценностей и среди отдельных родителей, раз их дети перестали желать становиться инженерами, врачами, учителями.

Сейчас в повестку дня ставятся задачи, опираясь на уже достигнутые результаты, – вывести процесс интеграции Южной Осетии с Россией на новый, более высокий уровень. В частности, нужно активизировать строительство транспортной инфраструктуры, которая бы расширила возможности транспортного сообщения между Россией и Южной Осетией. Сейчас на полную мощность запущен Рукский тоннель, но, к сожалению, Транскам функционирует с перебоями из-за лавин и камнепадов. Автомобиль-ная дорога, связывающая Южную Осетию с Россией, должна иметь максимальную пропускную способность при любых погодных условиях. На повестку дня выходит необходимость внесения изменений в работу таможни и пограничного пункта “Нижний Зарамаг”. Политическое руководство Южной Осетии понимает необходимость заниматься данными вопросами, и успехи, которые уже достигнуты сейчас, внушают оптимизм в возможности найти приемлемое решение и этой проблемы. Между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия форма пересечения границы должна быть максимально упрощенной.

В Республике Южная Осетия с благодарностью относятся к помощи со стороны России, российское государство и народы России всегда придут на помощь в трудную минуту, но в то же время нужно развивать свои силы и возможности. В качестве примера такой помощи – инвестиции со стороны России – хотел бы привести строительство нового университетского комплекса, в котором будет размещаться Юго-Осетинский государственный университет.

Россия обеспечивает финансирование и весь технологический цикл возведения объектов будущего университетского кампуса. Это позволит укрепить положение ЮОГУ как научного, образовательного и культурного центра Южной Осетии и позволит повысить эффективность работы со студентами по указанным направлениям.

США и Европейский Союз помогают Грузии и Украине оружием, чтобы оно было направлено против России, Южной Осетии, Абхазии и народов востока Украины. Россия же помогает тем, что строит в братских республиках в первую очередь социально значимые объекты – университеты, детские сады, школы, больницы, музеи, театры и многое другое. Политика России направлена на мирное развитие и защиту, а не на распространение хаоса и агрессии, как поступает блок НАТО и его союзники.

Завершая выступление, хочу вернуться уже с другого ракурса к международной проблематике. Сейчас назрела важность усиления международных позиций Южной Осетии как союзника России. В свое время украинский и белорусский народы, понесшие громадные потери от нацизма, стали членами Организации Объединенных Наций.

Юго-Осетинский народ, который перенес геноцид со стороны Грузии, когда спящий город Цхинвал расстреливали из установок залпового огня, приравнивающиеся к оружию массового поражения, вправе добиваться членства в ООН. Поэтому в актуальную повестку дня необходимо поставить вопрос о вхождении Республики Южная Осетия в Организацию Объединенных Наций, и активизацию процесса признания Республики Южная Осетия другими государствами, которые относятся к числу союзников Российской Федерации. На данном этапе это создаст дополнительные возможности для большей поддержки политики России на международной арене. Посмотрите, сколько союзников у США не только в ООН, но и в большой восьмерке. Эту ситуацию надо переломить в пользу России, и одним из шагов в этом направлении можно считать вхождение Южной Осетии в ООН, о чем я говорил выше.

Тем более, что давно назрела необходимость создания международной коалиции стран-единомышленников, как крупных, так и маленьких стран типа Южной Осетии для усиления взаимной поддержки и отстаивания базовых принципов многополярного мира. Здесь важно говорить не только о постановке, но и о решении этого вопроса, поскольку путь к его выполнению будет крайне сложен, учитывая особенности мировой политической системы и происходящих в ней столкновений интересов. Но если противники Российской Федерации ставят такие вопросы и занимаются консолидацией своих ресурсов, то по этому пути надо идти и России.

Сейчас трудно четко определить, чем такие процессы могут завершиться, но можно с уверенностью сказать, что Республика Южная Осетия будет на деле доказывать свою верность принципам Российской государственности, с которыми напрямую связана судьба осетинского народа и его безопасность.