ЮОГУ. История становления

В текущем году в Республике будет отмечаться знаменательная дата, 85-летие образования первого высшего заведения страны – Юго-Осетинского государственного университета.

В далеком 1932 году был образован педагогический институт, где готовили учителей для школ Южной Осетии и учебных заведений, расположенных в местах компактного проживания осетин в Грузии. Впрочем, югоосетинский вуз стал кузницей кадров и для учреждений культуры и просвещения, из его стен вышли представители творческой и научной интеллигенции страны.

Среди отцов-основателей этого высшего учебного заведения: Александр Тибилов, Петр Тедеев, Захарий Ванеев, Бидзина Кочиев, Габил Санакоев, Дзипка Бекоев, Петр Гадиев и др.

В 1993 году благодаря инициативе тогдашнего ректора института Л.Чибирова учебное заведение получает статус университета.

КАК ЗАКЛАДЫВАЛИСЬ ОСНОВЫ

В марте 1921 года Южная Осетия была полностью освобождена от грузинских меньшевистских войск. Перед новой властью встал вопрос возвращения беженцев с Северного Кавказа и налаживание быта и хозяйства.

Было необходимо воссоздать заново и систему школьного образования. Возможностей для этого было немного: страна лежала в руинах, школы практически все сожжены грузинскими карателями, часть учителей погибла, другая находилась в эмиграции. К началу нового учебного года занятия начались лишь в восьми школах.

С восстановлением инфраструктуры и возвращением населения удалось постепенно восстановить сеть общеобразовательных учреждений. Постоянный рост числа общеобразовательных школ и контингента учащихся в них требовали и соответствующего увеличения учительских кадров. Их в тогдашней Юго-Осетии было чрезвычайно мало, а приглашение из-за пределов автономной области было связано с большими трудностями, ограничивалось невозможностью создать для них элементарные жилищно-бытовые условия. Между тем ситуация с образованием требовала неотложной подготовки национальных кадров новой интеллигенции.

В связи с реорганизацией школ и введением в них родного языка как обязательной дисциплины нужны были педагоги, профессионально владеющие осетинским языком. Проблемы эти не решались только простым увеличением количества квалифицированных учительских кадров, их необходимо было готовить из представителей коренной национальности. Разумеется, такие кадры можно было готовить только на месте, в г. Цхинвале.

Абсолютное большинство учителей, получивших специальное образование, закончили учебу за пределами Южной Осетии. Но таковых было мало. Зачастую в школах преподавали люди, которые лишь окончили несколько классов церковно-приходской или министерской школ. Поэтому необходимость создания специализированого заведения, которое бы готовило педагогов для учебных заведений, была очевидна.

В 1922 году в Цхинвале, в здании по ул. Тельмана (ныне ул. Х. Гаглоева) был открыт педагогический техникум. В 1930 году для педтехникума было построено отдельное здание по ул. Молотова (ныне ул.Московская), сегодня это т.н. Первый корпус ЮОГУ. 1 августа 1935 года в югоосетинском педагогическом техникуме открылся сектор заочного обучения. Сюда принимались исключительно работники сферы образования, детских дошкольных учреждений и библиотек.

РОЖДЕНИЕ ВУЗА

Непосредственная потребность открытия в стране педагогического института была вызвана широким размахом и перспективами развития народного образования в Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО). Так, уже к началу 30-х годов школьное образование в области достигло больших успехов: открываются новые начальные, семилетние и средние школы, педагогический и сельскохозяйственные техникумы; увеличивается количество учащихся в них, успешно идет процесс ликвидации безграмотности. Учитывая создавшуюся ситуацию, передовые представители интеллигенции Южной Осетии приступили к организации института, прекрасно понимая его огромное значение для культурного развития края.

Вопрос об организации в г. Сталинире (Цхинвале) педагогического института был предметом обсуждения на заседании коллегии областного отдела народного образования осенью 1931 года. На основании решения Центрального правительства коллегия приняла постановление об открытии педагогического института с 1 января 1932 года с двумя отделениями: агробиологическим и физико-математическим. В связи с трудностями организационного характера было решено начать набор пока на один факультет – агробиологический. Поэтому первое название, которое получил вуз – Сталинирский агробиологический институт. Был решен также вопрос о привлечении лекторов из Владикавказа, Тбилиси, Москвы и других городов.

 Был объявлен набор в учебное заведение. Однако собеседование выявило недостаточный уровень подготовки молодежи. Поэтому было решено открыть сперва трехмесячные курсы довузовской подготовки, из состава слушателей которых затем отобрать студентов для института. На курсы принимались лица с образованием в объеме семилетней школы. Слушатели курсов приступили к занятиям с 7 мая 1932 года. Учеба на курсах продолжалась до сентября с перерывом занятий в июле.

 В мае 1932 года на должность директора института была выдвинута кандидатура Александра Ражденовича Хубова, активного участника революционного движения. Он оставался на посту директора до сентября 1932 г., пока функционировали курсы и велась интенсивная подготовка к открытию института.

Приемные экзамены прошли в сентябре, а уже в октябре начинается учебный процесс. К этому времени сменяется и руководство института, директором назначается И. Гассиев. Вслед за назначением руководства последовало оформление и других структурных подразделений института. Преподавательский состав был определен в количестве 16 человек (14 преподавателей и 2 ассистента). В первые дни существования института сформировался и лекторский совет – прообраз будущего Совета института.

В приказе о зачислении студентов от 22 сентября 1932 г., перечислялись фамилии первых 39 студентов института.

КУЗНИЦА УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ

Первоначально институт размещался в южном крыле второго этажа здания Государственного драматического театра им. К. Хетагурова и занимал две комнаты. Одна из них была отведена под аудиторию, в которой с утра занимались студенты института, а с обеда – слушатели рабфака. Вторая комната была по существу служебной: здесь сидел директор института, его заместитель по учебной части, завхоз, находились библиотека и канцелярия института. Мебель этой комнаты состояла из одного шкафа, нескольких столов и стульев. Здесь же закладывались зачатки будущих кафедр и кабинетов. Завхозом был один из студентов, а хозяйство института состояло из пяти керосиновых ламп, керосина в железном бидоне, мела, тряпок и нескольких веников, которые хранились в одном большом деревянном сундуке…

В начале 1933 года в институт пришел новый директор, им был профессор Г. Дзилихов. В 1933/34 учебном году в институте были открыты два новых факультета: физико-математический (русский сектор) и языка и литературы с двумя отделениями (осетинским и русским). Это привело к значительному расширению института, его контингента. Институт стал четырехгодичным и именовался Сталинирским педагогическим институтом.

В связи с расширением института остро стал вопрос о новом помещении, ибо четыре академических курса невозможно было вместить в единственной аудитории. Поэтому институт был переведен в помещение Сталинирского педтехникума, находившегося на нынешней ул. Московская.

Год 1935 стал знаменательным в жизни института: он выпустил первые педагогические кадры – биологов. Государственные экзамены прошли с 1 по 15 ноября 1936 года. Из 39 студентов, поступивших в институт в год его открытия, 19 студентов окончили полный курс обучения, сдали государственные экзамены и получили квалификацию учителя биологии средней школы.

Р. ПЛИЕВ