Югоосетинские таможенники пополняют казну республики

2 ноября в пресс-центре Государственного комитета информации и печати прошла пресс-конференция председателя Государственного таможенного комитета (ГТК) Мурата Цховребова. В начале встречи глава таможенного ведомства рассказал о текущей работе ГТК. «Наша работа ГТК состоит в организации таможенного контроля на границе с РФ на таможенном посту «Рук», и на внутреннем посту «Цхинвал». Таможенный пост «Рук» в этом году внес в бюджет республики свыше 19 млн рублей, таможенный пост «Цхинвал» – 27 млн рублей, в целом свыше 51 млн рублей, т. е. за 9 месяцев. За этот период прошлого года мы пополнили бюджет всего лишь на 26 млн рублей. Одним словом, в этом году у нас почти в два раза увеличились поступления. Это обусловлено активизацией наших предпринимателей, которые привозят товар в Южную Осетию, а руководством ГТК улучшился контроль за оформлением грузов и перемещением товаров», – отметил Мурат Цховребов. По его словам, в планах у таможенного ведомства за этот год внести в бюджет 65 млн руб., а в прошлом году было собрано 33 млн руб. На 2018 год перед ними поставлена задача внести в бюджет Южной Осетии 85 млн руб.

Что касается таможенных пошлин, то, как отметил глава таможни, они никаких изменений не претерпели. «Мы работаем по старым постановлениям и нормативным актам. На сегодняшний день пошлина на ввозимый продукт – 1,5%, ввозной НДС на продукты питания составляет 1%, а на акцизные и другие промышленные товары – 3%.

Совместный контроль на пропуске «Раздахан»

В ходе пресс-тура в Ленингорский район журналисты посетили границу Южной Осетии с Грузией, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией передвижения граждан через упрощённый пункт пропуска «Раздахан» (Мосабрун). Там нам пограничники сообщили, что на пункте пропуска «Раздахан» провозимые товары и продукты не облагаются никакими налогами и пошлинами. Также, по информации пограничников, в скором времени на пункте пропуске «Раздахан» откроется таможенный пункт Южной Осетии.

«По этому вопросу все документы находятся на согласовании в соответствующих ведомствах, после мы представим их в Правительство, и там уже решат целесообразность открытия данного поста. Открытие поста связано с контролем объема и качества провозимой продукции через данный пункт пропуска. Ведь, как известно, товары перевозят весом до 50 кг на человека, аккумулируют их, и после эта продукция поставляется в республику. Тем самым так называемые предприниматели уходят от налогообложения. А установление таможенного поста будет способствовать лучшему контролю за качеством и количеством ввозимых товаров», – сказал Мурат Цховребов. Он также пояснил, что объем провозимых товаров невозможно точно определить, это предположительно от 10 до 20 тонн в день, в основном сельхозпродукция. В случае положительного решения этого вопроса, как подчеркнул глава таможни, они дооборудуют пост, чтобы у сотрудников ГТК были все условия для полноценной работы.

 Осторожно с «ввозом»!

Особо актуальным и злободневным вопросом, который получил неоднозначную реакцию в обществе, – это нововведение, которое появилось на границе с оформлением ввоза. И, конечно, журналисты не могли не попросить председателя ГТК подробно рассказать о сложившейся ситуации. Он обратился к населению, чтобы они не шли на поводу своих родственников и знакомых и не оформляли на себя транспортные средства для его провоза в Россию. Это влечет за собой большие последствия.

 «Могу сказать, что данная норма ввоза вводится для иностранных граждан, которые ввозят транспортное средство на территорию РФ. Этими нормами начали пользоваться неграждане Южной Осетии. При этом некоторые транспортные средства теряются на территории России и не ввозятся обратно в Южную Осетию, при этом уходят от таможенных платежей, которые должны взиматься с таких транспортных средств. С 2010 года невывезенными с территории России, по нашим данным, считаются свыше 4000 транспортных средств. Из всего количества ввозимых в Южную Осетию автомобилей в самой республике остается не более 10-20 процентов. Остальные сразу же вывозятся в Россию», – рассказал председатель ГТК. Он также пояснил, что обычно транспортные средства ввозятся с целью передачи их гражданам России, не только в Северную Осетию, но и в другие регионы России. По его словам, эти транспортные средства утилизируются там и продаются по запчастям и т.д. «А задолженности висят на тех гражданах, на которых был оформлен ввоз. Штраф за невывоз или передачу транспортного средства второму или третьему лицу составляет от 1500 до 2000 рублей. К тому же у этих граждан появляется ответственность по уплате таможенных пошлин, т. е. за растаможку транспортного средства в РФ. А эта сумма может составлять и полмиллиона рублей, и полтора миллиона рублей. И долги за неуплату таможенных пошлин при оформлении транспортного средства у граждан Южной Осетии выросли уже до 2,5 млрд руб. При этом это только долги тех, кому они выставлены! Среди них есть и такие граждане, на которых вообще не имели права оформлять машины. Если передадут все эти данные судебным приставам Южной Осетии, то у этой категории граждан будут проблемы», – подчеркнул Мурат Цховребов.

Решение вопроса о снятии задолженности с граждан Южной Осетии, по мнению главы Комитета, находится в правовом поле России.

Что же делать простым авто-владельцам, которые купили машину, но не могут ее оформить? Как отметил глава таможенного ведомства, 24-26 числа он находился в Москве по поручению Президента РЮО Анатолия Бибилова, и на встрече с руководителем Федеральной таможенной службы РФ обсуждался и этот вопрос. «Нам были даны указания и на данном этапе разрабатывается схема, как отделить добропорядочных граждан от тех, кто пользуется этими льготами в других целях.

Граждане, у которых нет задолженностей, могут спокойно пересекать границу на своей машине. Если же гражданин впервые купил транспортное средство, в этом случае к каждому автовладельцу будет индивидуальный подход. В настоящее время ГТК собирает и анализирует информацию от автовладельцев, которые получили отказ во въезде в Россию, после чего все данные передадим в ФТС для реагирования. Пока эта проблема сохраняется», – разъяснил ситуацию глава Комитета.

Югоосетинские таможенники начнут работать в Нижнем Зарамаге

На пресс-конференции Мурат Цховребов сообщил журналистам, что к концу этого года сотрудники ГТК перейдут на таможенный пост Нижний Зарамаг для совместного контроля, при этом в селе Рук пост сохраняется, там будут находиться сотрудники погранупраления Южной Осетии.

«Переход наших сотрудников на пост Нижний Зарамаг упростит процедуру оформления, все операции будут проходить в одном операционном зале совместно с российскими сотрудниками, чтобы два раза не досматривать транспортное средство. Основной целью ГТК является упорядочение и контроль ввозимых и вывозимых грузов с территории и на территорию Южной Осетии. На данном этапе дорабатывается договорно- правовая документация. Думаю, что с нового года эта процедура вступит в силу. При этом размер таможенных пошлин останется неизменным», – сказал Мурат Цховребов.

Как отметил председатель Комитета, 29 октября на зарамагском таможенном посту прошло совещание с российскими коллегами, где обсуждался вопрос размещения сотрудников Югоосетинского таможенного комитета. «На Нижнем Зарамаге будут работать 32 югоосетинских таможенника, те, которые ранее несли службу на посту Рук», – подчеркнул глава Комитета.

Смена поколений…

В ходе диалога представители СМИ интересовались и вопросом трудоустройства абитуриентов, которые отправляются на обучение в вузы России по линии таможенного дела. По словам Мурата Цховребова, первый выпуск был в прошлом году и они все уже трудоустроены, второй выпуск будет в этом году и они тоже будут трудоустроены в таможенных органах Южной Осетии. «В основном они трудоустраиваются за счет выделения дополнительных штатных единиц. Требования к Государственному таможенному комитету растут с каждым годом, что влечет за собой и повышенный спрос с сотрудников. Все сотрудники работают в нашем ведомстве на контрактной основе, срок действия контракта составляет от одного года до пяти лет в зависимости от занимаемой должности. С теми сотрудниками, которые не будут справляться с поставленными задачами, контракт в дальнейшем не будет продлеваться, и на их места примут более квалифицированные кадры», – отметил председатель Комитета.

В деле повышения квалификации российские коллеги постоянно оказывают нам помощь. «Они предоставляют нам форменную одежду, транспортные средства, средства досмотра и многое другое, – сказал Мурат Цховребов. – Мы постоянно ощущаем их помощь и поддержку. Кроме того, наши сотрудники ежегодно проходят обучение в Таможенной академии РФ».

Борьба с контрабандой

Что касается провоза контрабандных грузов через границу, то, по словам руководителя ГТК, в этом году было возбуждено 14 административных правонарушений, все нарушители оштрафованы. «Таможенники ведут постоянную борьбу с контрабандой. В основном таким путем провозят сельхозпродукцию, было зафиксировано два случая завоза насвая (жевательный табак, который оказывает наркотическое воздействие и вызывает привыкание, – прим. автора)», – подчеркнул глава ведомства.

Открыт путь в ЕАЭС

В 2016 году было подписано дополнительное соглашение к Договору о сотрудничестве и интеграции между таможенными ведомствами РЮО и РФ. Соглашение предусматривает и переход Юго-осетинской таможни на законодательство Евразийского экономического союза. Это на практике даст Республике Южная Осетия возможность перехода на правовую базу Евразийского экономического союза в сфере таможенного регулирования. По этому вопросу Мурат Цховребов пояснил:

 «Для того чтобы перейти на законодательство Евразийского экономического союза, надо решить некоторые вопросы – это и система автоматизации, и обучение наших сотрудников, принятие нормативных документов для полноценной работы. Шаг за шагом мы идем вперед и, думаю, к 2020 году перейдем на правовую базу Евразийского экономического союза», – заключил председатель Государственного таможенного комитета.

А. ДЖИОТЫ